ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-38/2022 от 27.06.2022 5-ого гарнизонного военного суда (Территории за пределами РФ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 г. г. Ереван

5 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Шельдяева А.Р., при секретаре судебного заседания Григорьянц М.С., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика, командира войсковой части (далее – в/ч) , по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-38/2022 по административному исковому заявлению ФИО3, проходившей военную службу по контракту в в/ч , об оспаривании действий командира в/ч , связанных с временным ограничением права выезда из Российской Федерации,

установил:

Манукян в административном исковом заявлении просит признать незаконным и обязать командира в/ч отменить его решение от 30 марта 2022 г. о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации сроком на 5 лет.

В том же заявлении указала, что с 16 августа 2007 г. по 31 марта 2022 г. проходила военную службу по контракту в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории . При исключении из списков личного состава воинской части была ознакомлена с оспариваемым решением, которое считает незаконным, нарушающим её конституционное право на свободу передвижения, поскольку во время прохождения военной службы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не имела.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал иск.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая оспариваемое решение соответствующим требованиям закона и указаниям ФСБ России.

Административный истец Манукян, административный ответчик командир в/ч и его представитель ФИО4, надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, приказом командира в/ч от 29 марта 2022 г. № 68-лс Манукян уволена с военной службы и с 31 марта 2022 г. исключена из списков личного состава воинской части. Согласно справке в/ч от 2 июня 2022 г. № 8/263 допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, Манукян не оформлялся. 30 марта 2022 г. командиром в/ч принято решение о временном ограничении права Манукян на выезд из Российской Федерации сроком на 5 лет, то есть до 30 марта 2027 г.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, а также в иных органах государства, в которых законом предусмотрена военная служба.

Такого рода деятельность, как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2020 г. № 26-П, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству.

Заключая контракт о прохождении военной службы, граждане на основании своего волеизъявления приобретают особый правовой статус военнослужащих, в соответствии с которым обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами и федеральными законами.

При этом граждане Российской Федерации с учетом специфики прохождениями ими военной службы как вида трудовой деятельности, в соответствии с законом могут быть временно ограничены в правах и после увольнения с военной службы, в том числе в праве на выезд из Российской Федерации.

В силу ст. 2, п. 7.1 ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он уволен с военной службы в органах федеральной службы безопасности, на срок до пяти лет со дня увольнения с военной службы.

Согласно п. 3.6, п. 4 приложения к приказу ФСБ России от 14 мая 2020 г. № 198 «Об утверждении Порядка принятия решений о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации лиц, уволенных с военной службы в органах федеральной службы безопасности» решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации лиц, уволенных с военной службы в органах федеральной службы безопасности (далее – решение о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации), принимаются в том числе начальниками органов безопасности, имеющими право издавать приказы по личному составу, – в отношении граждан, замещающих (замещавших) воинские должности в возглавляемых ими органах безопасности. При принятии решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации уполномоченными должностными лицами: учитывается характер сведений, с которыми граждане были ознакомлены в период военной службы в органах безопасности, их актуальность на дату увольнения, а также степень секретности этих сведений в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (особой важности, совершенно секретные или секретные сведения); оцениваются угрозы безопасности Российской Федерации, собственной безопасности органов безопасности и граждан, которые могут возникнуть вследствие их выезда из Российской Федерации, с учетом требований Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.

Из указаний ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в силу приказа ФСБ России от 14 мая 2020 г. № 198» следует, что решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации принимаются в отношении каждого уволенного из органов безопасности военнослужащего вне зависимости от формы его допуска к государственной тайне. При принятии решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации учитываются характер документальных материалов, с которыми военнослужащие были ознакомлены в период службы, их актуальность на дату увольнения, степень секретности, а также иная информация, которая стала известна сотрудникам в силу исполнения должностных обязанностей (персональные данные совокупности военнослужащих и гражданского персонала, организационно-штатная структура органов безопасности, задачи и функции структурных подразделений, сведения об организации пропускного режима на объекты ведомства, формы и методы работы спецслужб и т.д.), распространение которой за границей может представлять угрозу безопасности Российской Федерации, собственной безопасности органов безопасности и нанести иной ущерб законным интересам сотрудников. Ограничение права на выезд из Российской Федерации устанавливается на срок до 5 лет со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Решения принимаются руководителями, начальниками органов безопасности одновременно с изданием приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части.

По смыслу вышеуказанных правоположений и указаний в их взаимосвязи применительно к рассматриваемому административному делу на уполномоченное должностное лицо органа федеральной службы безопасности возложена обязанность по рассмотрению вопроса о принятии решения о временном ограничении права на выезд из Российской Федерации лица, уволенного с военной службы в органах федеральной службы безопасности, и установления продолжительности такого ограничения на основании оценки объема сведений, ставших известными лицу, находившемуся в его подчинении, характера, актуальности этих сведений и угрозы безопасности Российской Федерации, собственной безопасности органов федеральной службы безопасности и граждан, которые могут возникнуть вследствие выезда такого лица из Российской Федерации.

Как видно из справок в/ч и , соответственно, от 10 июня 2022 г. № 8/278 и 14 июня 2022 г., командиром в/ч принято решение о временном ограничении права Манукян на выезд из Российской Федерации исходя из уровня ранее занимаемой ею воинской должности и её доступа к информации ограниченного пользования.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что сведения ограниченного пользования, которые стали известны Манукян во время прохождения военной службы, свою актуальность не утратили и их распространение за пределами территории Российской Федерации может представлять угрозу безопасности Российской Федерации, собственной безопасности органов безопасности, а также нанести иной ущерб законным интересам сотрудников. Кроме того, административный истец в силу исполнения должностных обязанностей в период службы обладает сведениями о персональных данных военнослужащих и гражданского персонала воинской части, об организационно-штатной структуре органов безопасности, о задачах, функциях и расположении структурных подразделений воинской части, об организации пропускного режима на объекты ведомства, о формах и методах работы спецслужб.

Таким образом, суд признает оспариваемое решение командира в/ч принятым в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством, а административное исковое заявление Манукян – необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу следует отнести на счет административного истца.

Руководствуясь статьями 111, 175 – 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3, проходившей военную службу по контракту в войсковой части , об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с временным ограничением права выезда из Российской Федерации, отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через 5 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.Р. Шельдяев

Мотивированное решение составлено 8 июля 2022 г.