Дело № 2а-3900/2023
74RS0001-01-2023-003463-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Хабаровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Коростине Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска о признании недействующим в части Положения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в районный суд г. Челябинска с административным исковым заявлением к Администрации г. Челябинска о признании со дня вступления решения в законную силу пункт 9, подпункт 5 пункта 12 Порядка предоставления субсидии из бюджета города Челябинска на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Челябинске, утверждённого Постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № №-п в редакции постановления Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №№.
В обоснование заявленных требований указано, что Постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № № (в редакции постановления Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №№) утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета города Челябинска на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Челябинске. Постановления Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№ опубликованы на официальном сайте Администрации г.Челябинска (http://cheladmin.ru) ДД.ММ.ГГГГ. Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом. Пункт 9 Порядка противоречит пп. «ж» п.З Требований №1492 в части размещения сведений о субсидии при формировании проекта закона (решения) о бюджете (проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете. Подпункт 5 пункта12 Порядка противоречит Требованиям №1492 в части установления процента доли участия иностранных юридических лиц в размере 50 процентов против 25 процентов, установленных Требованиями №1492.
Прокурором города 16.02.2023 принесен протест на указанный правовой акт с требованием привести его в соответствие с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492. До настоящего времени нормативный правовой акт не приведен в соответствие с федеральным законодательством. Указал, что применение нормативного правового акта, содержащего коррупциогенный фактор, способствует проявлению коррупции в действиях должностных лиц органов местного самоуправления города Челябинска.
В судебном заседании помощник прокурора г. Челябинска Фефелова О.Н. требования иска поддержала.
Представитель ответчика администрации г. Челябинска и заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает что требования подлежат удовлетворению.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. Согласно п.З ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Требования №1492).
Судом установлено, что Постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № № (в редакции постановления Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ№) утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета города Челябинска на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Челябинске. Порядок определяет условия и порядок предоставления и расходования субсидии, выделенной из бюджета города Челябинска в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Челябинске (далее - субсидия), в том числе целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Челябинске».
Постановления Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №№, от ДД.ММ.ГГГГ №№ опубликованы на официальном сайте Администрации г.Челябинска (http://cheladmin.ru) ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.9 Порядка сведения о субсидии подлежат размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - единый портал) (в разделе единого портала) при формировании проекта закона (решения) о бюджете (проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете).
Указанный пункт не соответствует пп. «ж» п. 3 Требований №1492, в соответствии с которым в правовом акте указывается информация о размещении на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - единый портал) (в разделе единого портала) сведений о субсидиях не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия закона (решения) о бюджете (закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете).
Из подпункта 5 пункта 12 Порядка следует, что одним из требований, предъявляемых Порядком к участникам отбора, является условие о том, что участники отбора не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.
В соответствии с пп «в» п.4 Требований №1492, согласно которому участники отбора не должны являться иностранными юридическими лицами, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорные компании), а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ.
Таким образом, пункт 9 и подпункт 5 пункта 12 Порядка противоречат Требованиям № 1492.
Согласно ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Из материалов дела следует, что прокурором города 16.02.2023 принесен протест на указанный правовой акт с требованием привести его в соответствие с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492. До настоящего времени нормативный правовой акт не приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемые пункт 9 и подпункт 5 пункта 12 Положения нельзя признать законным, а также что, применение нормативного правового акта, содержащего коррупциогенный фактор, способствует проявлению коррупции в действиях должностных лиц органов местного самоуправления города Челябинска, суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора г. Челябинска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 9, подпункт 5 пункта 12 Порядка предоставления субсидии из бюджета города Челябинска на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в городе Челябинске, утверждённого Постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № № в редакции постановления Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №№
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Хабарова Л.В.
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2023 года
Судья: Хабарова Л.В.