ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3904/2016 от 07.11.2016 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Сызрань 07 ноября 2016 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.

с участием прокурора Антоновой В.М.,

при секретаре Бирюковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3904/2016 по административному иску Гуськова А. В. к территориальной избирательной комиссии г. Сызрань и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3763 о признании итогов голосования недействительными,

у с т а н о в и л:

Административный истец Гуськов А.В. обратился в суд с административным иском к ответчикам и просит признать итоги голосования Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3763 недействительными и отменить.

В обоснование своих требований административный истец Гуськов А.В. указал на то, что постановлением Самарской Губернской Думы от 14.06.2016 № 1656 назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва на 18.09.2016. Данное постановление опубликовано в газете «Волжская коммуна» от 17.06.2016 № 146. 01.08.2016 административный истец Гуськов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18. В день голосования, 18.09.2016, на всех избирательных участках г. Сызрань, после того, как был произведен подсчет голосов, установлены итоги, членами Участковых избирательных комиссий были подписаны протоколы об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18. При этом, сведения, изложенные в сводной таблице № 1 Территориальной избирательной комиссии об итогах голосования по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18 на территории г.о. Сызрань не соответствуют сведениям, изложенным в протоколах Участковых избирательных комиссий об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 избирательного участка № 3763. Так, согласно итоговому протоколу Участковой избирательной комиссии (далее по тексту – УИК) избирательного участка № 3763 от 18.09.2016, число бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещениях составило 674 шт., тогда как по данным сводной таблицы Территориальной избирательной комиссии (далее по тексту - ТИК)- 780 шт. Согласно итоговому протоколу УИК избирательного участка № 3763 от 18.09.2016, число бюллетеней, выданных избирателям вне помещений составило 106 шт., а по данным ТИК- 0 шт. При этом, согласно ст. 79 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», установление итогов голосования на соответствующей территории осуществляется на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий. Таким образом, в нарушение ст. 79 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», установление итогов голосования на соответствующей территории не на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий. Указанные обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении норм Закона «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», норм Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» при проведении голосования. Допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на указанном избирательном участке.

В судебном заседании представитель Гуськова А.В. Михайловский А.Л. административный иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнив, что фактически протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 УИК избирательного участка № 3763 был переписан и был составлен повторный протокол об итогах голосования. Однако, УИК избирательного участка № 3763 был нарушен установленный п. 32 ст. 78 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» порядок его составления. Вопрос о внесении уточнений в строки 1-17 протокола об итогах голосования на заседании участковой избирательной комиссии не рассматривался; о проведении данного заседания ни ТИК г. Сызрань, ни Гуськов А.В. как кандидат, проинформированы не были, свободный доступ на заседание лиц, указанных в ч.ч. 1-3 ст. 31 названного выше Закона Самарской области обеспечен не был. О принятом решении не были проинформированы и лица, присутствовавшие при составлении ранее утвержденного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также представители средств массовой информации. Протокол об итогах голосования с отметкой «Повторный» не составлялся и не направлялся в ТИК г.о. Сызрань с приложением к нему ранее представленного протокола. Перечисленные выше нарушения указанного порядка составления повторного протокола являются основанием для признания этого протокола недействительным. Установленный законом срок для обращения в суд с данным административным иском Гуськовым А.В. пропущен в связи с тем, что он не знал о том, что протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 УИК избирательного участка № 3763 был переписан, узнал об этом только при рассмотрения другого административного дела в суде, после чего незамедлительно обратился в суд с настоящим административным иском.

Представитель ответчиков Территориальной избирательной комиссии г. Сызрань Самарской области, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3763 по доверенности Коптева А.В. административный иск не признала, подтвердила доводы, изложенные в возражении на административный иск, согласно которого в удовлетворении административного иска в полном объеме просила отказать, поскольку Гуськовым А.В. пропущен установленный законом десятидневный срок подачи административного иска об отмене решения об итогах голосования, иск Гуськовым А.В. был подан 30.09.2016, а срок обжалования закончился 28.09.2016. Указанный срок продлению не подлежит. Пояснила, что при проведении выборов депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва на избирательном участке № 3763 использовался Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2010 (далее по тексту КОИБ-2010), предназначенный для приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Таким образом, подсчет голосов избирателей, в том числе поданных за того или иного кандидата, производился названным выше комплексом обработки избирательных бюллетеней. Пересчет голосов избирателей не производился.

В соответствии с п. 24 ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей, участников референдума в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона:

а) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

б) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

в) участковая комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, участников референдума, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 11а, 11б, 11в, 11г, 11д, 11е увеличенной формы протокола об итогах голосования;

г) участковая комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 8, 9, 10, 11, 12 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;

д) участковая комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11ж и 11з протокола об итогах голосования;…

Таким образом, при выявлении ошибочности данных по строкам, вносимым в средство технического подсчета избирательной комиссией самостоятельно, участковая избирательная комиссия должна самостоятельно внести соответствующие изменения.

По окончании голосования на избирательном участке № 3763, при введении в КОИБ-2010 данных в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования, соответствующим лицом были допущены технические ошибки, а именно, в названные выше строки протокола были ошибочно внесены цифры «674» и «106» соответственно, хотя следовало ввести цифры «780» и «0» соответственно. После этого был распечатан протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 УИК избирательного участка № 3763. Согласно данному протоколу об итогах голосования: число избирательных бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещениях для голосования в день голосования, составило 674, а число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования – 108. Установленные законом контрольные соотношения в данном протоколе полностью выполнялись как логически, так и арифметически. Копии названного выше протокола были вручены лицам, которые в соответствии с законом имели право на их получение, в том числе наблюдателю от кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18 Гуськова А.В. При этом, был нарушен установленный законом порядок выдачи протокола об итогах голосования, а именно, представленная административным истцом копия протокола не имеет указания на дату и время ее заверения.

После того, как протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 УИК избирательного участка № 3763 был распечатан, подписан членами участковой избирательной комиссии и вручен соответствующим лицам, членами УИК избирательного участка № 3763 было установлено наличие указанной выше технической ошибки при введении в КОИБ-2010 данных в строки 3 и 4 протокола. В связи с этим, УИК избирательного участка № 3763 было проведено заседание по вопросу о внесении уточнений в соответствующие строки протокола об итогах голосования, на котором было принято решение о внесении уточнений в протокол. Согласно повторному протоколу об итогах голосования: число избирательных бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещениях для голосования в день голосования, составило 780, а число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования – 0.

Повторный протокол об итогах голосования, содержащий уточненные данные, был подписан членами УИК избирательного участка № 3763 и представлен в ТИК г.Сызрань.

По какой причине: о заседании комиссии по вопросу о внесении уточнений в соответствующие строки протокола об итогах голосования не был извещен кандидат Гуськов А.В., а также не был обеспечен свободный доступ на заседание лиц, указанных в ч.ч. 1-3 ст. 31 названного выше Закона Самарской области; о принятом решении не были проинформированы лица, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также представители средств массовой информации; и почему повторный протокол не имеет отметки «Повторный», представитель административных ответчиков пояснить не может.

Вместе с тем, представитель административных ответчиков полагает, что указанные выше нарушения не влекут признание протокола № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 УИК избирательного участка № 3763 недействительным, поскольку они не влияют на возможность с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на избирательном участке, т.к. пересчет голосов участковой избирательной комиссией не производился, а количество голосов, отданных за каждого кандидата, полностью соответствует ранее составленному протоколу об итогах голосования.

Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица Избирательная комиссия Самарской области в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, возражений против административного иска не представили.

Проверив дело, заслушав объяснения представителя административного истца и представителя административных ответчиков, заключение прокурора, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает административный иск Гуськова А.В. к ТИК г. Сызрань и УИК избирательного участка № 3763 о признании итогов голосования недействительными не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 24 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей, участников референдума в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона:

а) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

б) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

в) участковая комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, участников референдума, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 11а, 11б, 11в, 11г, 11д, 11е увеличенной формы протокола об итогах голосования;

г) участковая комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 8, 9, 10, 11, 12 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;

д) участковая комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11ж и 11з протокола об итогах голосования;…

Согласно п.п. 1.1, 1.2 и 1.4 ст. 77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу…

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;…

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.

Вместе с тем, в силу ст. 77 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом № 1 – об итогах голосования по одномандатному избирательному округу, и протоколом № 2 – об итогах голосования по общеобластному избирательному округу (далее также – протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования)…

Каждый из протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать:

1) номер экземпляра протокола;

2) название выборов, дату голосования, наименование избирательного округа, а для одномандатного избирательного округа также его номер;

3) слово «Протокол»;

4) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка;

5) следующие строки протокола:

в) строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования;

г) строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

В строку 18 и последующие строки протокола N 2 вносятся наименования избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, в порядке их размещения в избирательном бюллетене и число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов.

Каждый протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен содержать:

1) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу. Если в жалобе (заявлении) указывается на нарушения Федерального закона, иных федеральных законов, настоящего Закона при проведении голосования как по общеобластному избирательному округу, так и по одномандатному избирательному округу, такая жалоба (такое заявление) прилагается к протоколу N 1 и учитывается в его соответствующей графе, а к протоколу N 2 прилагается копия этой жалобы (этого заявления);

2) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола);

3) дату и время (часы и минуты) подписания протокола (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола);

4) для протокола, составленного на бумажном носителе, - печать участковой избирательной комиссии (если протокол составлен более чем на одном листе - на каждом листе протокола).

Числа, указанные в частях 4 - 6 настоящей статьи, вносятся в протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования цифрами и прописью.

В соответствии с п.п. 24, 26 и 32 ст. 78 Закона Самарской области от 18 апреля 2016 года № 56-ГД «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» при использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 7 статьи 31 настоящего Закона:

1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая избирательная комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем избирательные бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

2) участковая избирательная комиссия производит подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, затем все избирательные бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом избирательные бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;

3) участковая избирательная комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1-5, 10-15 увеличенных форм протоколов об итогах голосования;

4) участковая избирательная комиссия осуществляет распечатку протоколов об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 6-9, 18 и последующие строки увеличенных форм протоколов об итогах голосования;

5) участковая избирательная комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протоколов об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколам об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 16 и 17 протоколов об итогах голосования.

После осуществления всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а их копии выдаются лицам, указанным в части 7 статьи 31 настоящего Закона. Каждый протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Протоколы, полученные с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретают юридическую силу после подписания их указанными лицами…

Если после подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и направления его первого экземпляра в территориальную избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила неточность в строках 1-17 протокола (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных) либо если неточность выявлена территориальной избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-17 протокола. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в территориальную избирательную комиссию протокол приобщается к повторному протоколу. В случае необходимости внесения уточнений в строку 18 и последующие строки протокола проводится повторный подсчет голосов избирателей в порядке, предусмотренном частями 16 и 17 статьи 79 настоящего Закона. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.

Согласно ст. 31 названного выше Закона Самарской области на всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой или территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной или вышестоящей избирательной комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, либо кандидат из указанного списка…

На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.

На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов депутатов Думы, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Думы трудового или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.

Избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, уполномоченного представителя каждого избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, кандидата, зарегистрированного по соответствующему одномандатному избирательному округу, о времени и месте проведения заседаний избирательной комиссии, а также свободный доступ лиц, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, на соответствующие заседания, а лиц, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, – и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными в части 1 настоящей статьи документами.

Таким образом, по смыслу приведенных выше положений законов, решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования может быть признано судом недействительным и отменено при условии, что допущенные нарушения закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на избирательном участке.

Судом установлено, что постановлением Самарской Губернской Думы от 14.06.2016 № 1656 назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва на 18.09.2016. Данное постановление опубликовано в газете «Волжская коммуна» от 17.06.2016 № 146.

В соответствии с п. 18 постановления Избирательной комиссии Самарской области от 18 мая 2016 года № 213/1630-5 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии Самарской области» полномочия окружной избирательной комиссии Сызранского одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию г.Сызрани Самарской области.

01.08.2016 административный истец Гуськов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18.

18.09.2016 состоялись выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и Самарской Губернской Думы.

Судом так же установлено, что на избирательном участке № 3763, результаты итогов голосования на котором оспариваются административным истцом, использовался комплекс обработки избирательных бюллетеней 2010 (далее - КОИБ-2010) предназначенный для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей на избирательном участке.

Таким образом, подсчет голосов избирателей, в том числе, поданных за того или иного кандидата, производился вышеуказанным комплексом обработки избирательных бюллетеней. Пересчет голосов избирателей не производился.

В тот же день, по окончании голосования на избирательном участке № 3763, данные были введены в КОИБ-2010, после чего был распечатан протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 УИК избирательного участка № 3763.

Согласно протоколу № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 избирательного участка № 3763: число избирательных бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещениях для голосования в день голосования (строка 3) составило 674 шт., число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования (строка 4) составило 106 шт. Согласно строкам 18-22 названного выше протокола зарегистрированные кандидаты набрали следующее число голосов избирателей: Гуськов А.В. – 159, Ерина М.А. – 151, Кочененко А.В. – 54, Симонов В.Ф. – 223, Усов М.В. – 137. Установленные законом контрольные соотношения в данном протоколе об итогах голосования полностью выполнялись как логически, так и арифметически.

Копия данного протокола была вручена лицам, которые в соответствии с законом имели право на их получение, в том числе наблюдателю от кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Сызранскому одномандатному избирательному округу № 18 Гуськова А.В., без указания даты и времени составления.

После того, как протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 избирательного участка № 3763 был распечатан, подписан членами участковой избирательной комиссии и его копии вручены соответствующим лицам, членами УИК избирательного участка № 3763 было установлено наличие технической ошибки в части введения данных в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования. Так в строку 3 ошибочно была внесена цифра «674», в сроку 4 – «106», хотя следовало было внести цифры в строку 3 - «780», в сроку 4 – «0»

В связи с этим, УИК избирательного участка № 3763 было принято решение внести уточнения в строки 3 и 4 названного выше протокола, после чего был изготовлен новый протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 избирательного участка № 3763, который был подписан членами УИК избирательного участка № 3763, а затем представлен в ТИК г.Сызрань и учтен при установлении итогов голосования.

Согласно вновь изготовленному протоколу № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 избирательного участка № 3763: число избирательных бюллетеней, выданных УИК избирателям в помещениях для голосования в день голосования (строка 3) составило 780 шт., число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования в день голосования (строка 4) составило 0 шт. Согласно строкам 18-22 названного выше протокола зарегистрированные кандидаты набрали следующее число голосов избирателей: Гуськов А.В. – 159, Ерина М.А. – 151, Кочененко А.В. – 54, Симонов В.Ф. – 223, Усов М.В. – 137. Установленные законом контрольные соотношения в данном протоколе об итогах голосования полностью выполнялись как логически, так и арифметически.

Вместе с тем, судом установлено, что, в нарушение приведенных выше положений Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», УИК избирательного участка № 3763, выявив неточность в строках 3 и 4 ранее изготовленного протокола об итогах голосования, не проинформировала кандидата Гуськова А.В., лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации о проведении заседания участковой избирательной комиссии по вопросу о внесении уточнений в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования; а также не обеспечила свободный доступ на заседание лиц, указанных в ч.ч. 1-3 ст. 31 названного выше Закона Самарской области. Протокол с отметкой «Повторный» также составлен не был.

Суд считает, что в данному случае со стороны участковой избирательной комиссии было нарушение порядка выдачи копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

Вместе с тем, данное допущенное нарушение не касается сведений об итогах голосов, поданных избирателями за конкретных кандидатов и не изменяют их. Выявленные несоответствия не влияют на само волеизъявление избирателей, на количество голосов, отданных за каждого из кандидата.

Каких-либо других нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при проведении выборов на избирательном участке № 3763 установлено не было.

Данное нарушение не может служить доказательством наличия таких бесспорных оснований, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей, либо искажали волю избирателей.

Отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть безусловно обоснованным.

С учетом всех обстоятельств, установленных в судебном заседании суд полагает, что оснований для удовлетворения требований административного истца о признании недействительными и отмене итогов голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3763 не имеется, поскольку действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение судом не выявлено, допущенные несущественные нарушения избирательного законодательства фактически не повлияли на число набранных зарегистрированными кандидатами голосов избирателей позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на избирательном участке.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 77 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

В силу ч.ч. 2, 7 и 10 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Сроки, указанные в частях 2-6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Согласно ч. 3 ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что оспариваемый административным истцом протокол № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 избирательного участка № 3763 был подписан членами УИК избирательного участка № 3763 18 сентября 2016 года.

Таким образом, установленный законом десятидневный срок на подачу Гуськовым А.В. административного иска к ТИК г.Сызрань и УИК избирательного участка № 3763 о признании итогов голосования недействительными истек 29 сентября 2016 года. Однако, административный истец обратился в Сызранский городской суд с настоящим административным иском лишь 30 сентября 2016 года, т.е. за пределами установленного законом срока на подачу в суд административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования.

Данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для оставления административного иска Гуськова А.В. к ТИК г.Сызрань и УИК избирательного участка № 3763 о признании итогов голосования недействительными без удовлетворения.

Доводы Гуськова А.В. о том, что он не знал о том, что протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 УИК избирательного участка № 3763 был переписан, узнал об этих обстоятельствах административный истец лишь в рамках рассмотрения другого административного дела, после чего незамедлительно обратился в суд с настоящим административным иском, не имеют правового значения по настоящему административному делу и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, в силу приведенных выше положений закона, пропущенный срок на подачу в суд административного искового заявления об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244, 298 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Гуськова А. В. к территориальной избирательной комиссии г. Сызрань и участковой избирательной комиссии избирательного участка № 3763 о признании итогов голосования недействительными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Сорокина О.А.