ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3905/18 от 29.11.2018 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2018 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

при секретаре А.П. Шевченко,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а-3905/2018 по административному иску Бормотовой (Самарцевой) Юлии Сергеевны к администрации МО «Город Астрахань» о признании распоряжения незаконным, обязании восстановить на учете в качестве
нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Бормотова (Самарцева) Ю.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что она в соответствии с заявлением от 17 августа 2011 года принята на учет граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства в качестве одинокой матери. С 2011 г. до настоящего времени ее право не было реализовано, земельный участок не предоставлен.

Согласно свидетельству о заключении брака серии 1 от
06 октября 2016 года она заключила брак с Бормотовым Д.А., после чего изменила фамилию с Самарцевой на Бормотову.

21 марта 2018 года администрацией МО «Город Астрахань» она снята с учета в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства, о чем вынесено распоряжение №1558-р. Основаниями для вынесения данного распоряжения послужило обстоятельство, что гражданин состоит в
зарегистрированном браке.

При подаче заявления в 2011 г. в администрацию МО «Город Астрахань» ею предоставлено свидетельство о рождении серии на Самарцева М.И., 04 февраля 2011 года рождения. При этом, в данном свидетельстве отец не указан.

Данный документ подтверждает ее статус как одинокой матери, в связи с чем она была в 2011 г. принята на указанный учет.

Отцовство ее супруг Бормотов Д.А. над несовершеннолетним Самарцевым М.И. не устанавливал, в связи с чем статус одинокой матери в отношении несовершеннолетнего Самарцева М.И. у нее не утрачен.

Административный истец просит суд признать распоряжение администрации МО «Город Астрахань» от 21 марта 2018 года №1558-р «О снятии Самарцевой Ю.С. с учета в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства» незаконным, обязать восстановить на учете в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства.

В судебном заседании административный истец Бормотова Ю.С. административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое распоряжение получено Бормотовой Ю.С. при обращении к административному ответчику осенью 2018 года, соответственно, срок обращения в суд с сданным иском ею не пропущен.

Установлено также, что 17 августа 2011 года на основании заявления административного истца Бормотовой (Самарцевой) Ю.С. она принята на учет граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства в качестве одинокой матери. При постановке на учет ею представлена также актовая запись о рождении ребенка ( сына Максима), где в графе отец имеется прочерк.

6 октября 2016 года административный истец заключила брак с Бормотовым Д.А., после чего изменила фамилию с Самарцевой на Бормотову (свидетельство о заключении брака серии 1 от 6 октября 2012 года).

21 марта 2018 года администрацией МО «Город Астрахань» она снята с учета в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства, о чем вынесено распоряжение №1558-р. Основаниями для вынесения данного распоряжения послужило обстоятельство, что гражданин состоит в
зарегистрированном браке.

Согласно ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации
земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности, предоставляются на основании решения органа государственной
власти или органа местного самоуправления в случае предоставления
земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное)
пользование.

Согласно п.п. 6. ст. 39.5. Земельного кодекса Российской Федерации,
предоставление земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в
собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа
осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам,
имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ч. 1 ст.3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года
№ 7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных
отношений в Астраханской области» предоставление земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности,
гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется
в случае предоставления земельного участка определенному перечню граждан.

Согласно ст. 3 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 года
№ 7/2008-03 (в редакции от 06.09.2011, действующей на
момент постановки на учет заявителя), в собственность граждан земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
предоставляются бесплатно одиноким матерям (отцам) и вдовам (вдовцам),
имеющим несовершеннолетних детей.

Согласно ч.12 ст.3.3 указанного Закона Астраханской области гражданин снимается с учета в целях предоставления земельных участков и исключается из списка граждан на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления в следующих случаях: 1) подачи им по месту учета в целях предоставления земельных участков заявления о снятии с данного учета; 2) его смерти или признания его решением суда, вступившим в законную силу, безвестно отсутствующим или умершим; 3) выезда на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации или за пределы Российской Федерации; 4) выявления в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для постановки на учет в целях предоставления земельных участков, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа местного самоуправления при принятии решения о постановке гражданина на учет в целях предоставления земельных участков; 5) лишения родительских прав или ограничения в родительских правах, отмены усыновления (удочерения), прекращения опеки (попечительства) в отношении детей, указанных в пунктах 3 - 5 части 4 статьи 3 настоящего Закона (в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 6, 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона); 6) выхода из крестьянского (фермерского) хозяйства или прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства (в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 3 настоящего Закона); 7) предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом; 9) утраты им иных оснований для предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом, не предусмотренных пунктами 1 - 8 настоящей части, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта; 10) принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно в соответствии с частью 9 статьи 3.4 настоящего Закона.

Бормотова Ю.С. снята с учета в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства по п.9 ч.12 ст.3.3 Закона. Как было указано, основаниями для вынесения данного распоряжения послужило обстоятельство, что гражданин состоит в зарегистрированном браке.

В своем отзыве представитель администрации ссылается на ряд законодательных актов.

В частности, указывает, что согласно п.п.1 и 2 ч.6 ст. 8 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 №85/2016-03 «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» под одинокой матерью понимается мать ребенка, в свидетельстве о рождении которого отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, не состоящей в браке; под одиноким родителем (усыновителем) понимается родитель (усыновитель), не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации содержать его и оказывать ему необходимую помощь.

Следует отметить, что данное понятие в Законе от 22 декабря 2016 года дано в целях указанной статьи, регулирующей выплату социального пособия, и соответственно, оно не регулирует возникшие между сторонами правоотношения.

Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится в федеральных законах.

Закон Астраханской области от 4 марта 2008 года
№ 7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных
отношений в Астраханской области» также не дает понятия данного определения в целях реализации возникших правоотношений, а Закон Астраханской области «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» регулирует лишь отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области, указанным в данном Законе.

Общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери.

Указанные граждане признавались нуждающимися в повышенной социальной защите, поскольку являлись единственными родителями детей, то есть единственными лицами, наделенными родительскими правами и несущими родительские обязанности по воспитанию своих детей (родных или усыновленных).

Представленные Бормотовой Ю.С. документы подтверждают, что она приходится матерью несовершеннолетнего Самарцева Максима; в графе отец имеется прочерк. Отцовство над несовершеннолетним Самарцевым М.И. в установленном законом порядке супруг Бормотовой Ю.С. не устанавливал, в связи с чем статус одинокой матери в отношении несовершеннолетнего Самарцева М.И. у Бормотовой Ю.С. не утрачен.

Законодательство в отношении военнослужащих, содержащих специальную норму понятия одинокой матери, как не состоящей в браке и не вступившей в повторный брак, на которое ссылается представитель администрации, не подлежит применению в отношении административного истца.

Соответственно, по указанному в распоряжении основанию Бормотова Ю.С. не могла быть снята с учета нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным распоряжение администрации МО «Город Астрахань» от 21 марта 2018 года №1558-р «О снятии Самарцевой Ю.С. с учета в качестве
нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства».

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» восстановить Бормотову Юлию Сергеевну на учете в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для садоводства.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: