РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 г. с.Чара
Каларский районный суд
Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Пешковой О.Н.,
при секретаре Сорокиной И.Б.,
с участием административного истца главы муниципального района «Каларский район» ФИО1, действующего согласно Распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность» и Устава муниципального района «Каларский район»,
представителя административного ответчика Совета муниципального района «Каларский район» ФИО2, действующего на основании Устава муниципального района «Каларский район», Регламента Совета муниципального района «Каларский район»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-390/2018 по административному исковому заявлению главы муниципального района «Каларский район» ФИО1 об отмене решения Совета муниципального района «Каларский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах деятельности главы муниципального района «Каларский район» за 2017 год,
УСТАНОВИЛ:
Глава муниципального района «Каларский район» ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, ДД.ММ.ГГГГ на очередной сессии Совета муниципального района «Каларский район» был рассмотрен и заслушан отчет о результатах деятельности главы муниципального района «Каларский район» за 2017 года, по результатам которого тайное голосование по оценке деятельности главы за 2017 год признано состоявшимся с оценкой - неудовлетворительно, о чем Советом муниципального района «Каларский район» вынесено решение № от ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением не согласен, так как в оспариваемом решении Совета не содержатся указания на причины, по которым деятельность главы оценена Советом муниципального района «Каларский район» признана неудовлетворительной, а также вопросы, поставленные перед главой Советом муниципального района «Каларский район», на следующий отчетный период. Считает, что решение Совета носит произвольный характер, не приведены мотивы его принятия. Кроме того, на том же заседании Совета был рассмотрен и без существенных замечаний утвержден отчет об исполнении бюджета муниципального района «Каларский район» за 2017 год, что является одним из ключевых показателей деятельности главы и администрации муниципального района. Просит отменить решение Совета муниципального района «Каларский район» № от ДД.ММ.ГГГГ как незаконно принятое.
Определением Каларского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному исковому заявлению на основании п.3 ч. 1 ст. 128, п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ было прекращено (л.д.)
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ определение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на рассмотрение по существу (л.д.).
В судебном заседании установлено следующее.
Глава муниципального района «Каларский район» ФИО1 на административных исковых требованиях настаивает, по основаниям в нем изложенным. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ на заседание Совета им был представлен ежегодный отчет о деятельности главы района. На данном заседании обсуждалось большое количество вопросов, в том числе, не относящихся к компетенции главы района, поэтому не понятно по каким критериям определялась неэффективность его работы, какие причины послужили основанием для принятия решения Совета о признании его деятельности неудовлетворительной. Советом принято решение, которым утвержден Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения ежегодного отчета главы, в котором определено, что в случае признания деятельности главы неудовлетворительной, в самом решении Совета должны быть указаны причины, по которым принято данное решение, а также поставлены вопросы перед главой на следующий отчётный год, чего сделано не было. Полагает, что вынесенное решение нарушает его права, поскольку принятое дважды решение о признании деятельности главы неудовлетворительной послужит основанием для принятия решения об удалении его в отставку.
Представитель Совета муниципального района «Каларский район» ФИО2 с требованиями не согласен. Пояснил, что представленный ежегодный отчет главы обсуждался депутатами на сессии Совета ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется аудиозапись заседания, где зафиксирован весь ход обсуждения отчета. Глава на сессии присутствовал, знал об осуждаемых вопросах по его отчету и о причинах, по которым его деятельность была признана неудовлетворительной. Не указание на причины, по которым деятельность главы признана неудовлетворительной, непосредственно в самом оспариваемом решении, не может повлечь его отмену, поскольку не содержится обязательных требований к указанию причин в решении о признании деятельности главы неудовлетворительной. Признание деятельности главы удовлетворительной или неудовлетворительной является исключительной компетенцией Совета муниципального района «Каларский район». На сессии было проведено тайное голосование, по результатам которого и было принято в установленном порядке оспариваемое главой решение Совета. Просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Устава муниципального района «Каларский район», принятого решением Совета муниципального района «Каларский район» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Устав муниципального образования) глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района «Каларский район» и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, но подконтролен и подотчетен населению и Совету муниципального района. Глава муниципального района «Каларский район» избирается на муниципальных выборах на срок полномочий – пять лет, в порядке установленном Федеральными законами, законами Забайкальского края, и осуществляет свои полномочия на постоянной основе (л.д. 17-22).
Согласно п. 6 ст. 28 Устава муниципального района «Каларский район» также предусмотрено, что глава муниципального района ежегодно представляет Совету муниципального района отчеты о результатах своей деятельности и о результатах деятельности администрации муниципального района и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом муниципального района (л.д. 19).
Согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Совета муниципального района «Каларский район» № 341 от 27.11.2015 г. и ст. 28 Устава муниципального района «Каларский район» ФИО1 вступил в должность главы муниципального района «Каларский район» (л.д 9).
Решением Совета муниципального района «Каларский район» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол № от ДД.ММ.ГГГГ счетной комиссии для организации тайного голосования и подсчета голосов при оценке деятельности главы муниципального района «Каларский район» за 2017 г., результаты тайного голосования по оценке деятельности главы МР «Каларский район» за 2017 год признаны состоявшимися, с оценкой - неудовлетворительно (л.д. 15).
В соответствии с разделом 5 Порядка предоставления и рассмотрения ежегодного отчета главы муниципального района о результатах деятельности, принятого решением Совета муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.10-14), по результатам отчета главы муниципального района Совет муниципального района принимает решение.
Решение Совета муниципального района об отчете главы муниципального района принимается тайным голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов Совета муниципального района.
Согласно пункту 3 раздела 5 Порядка Решение Совета муниципального района об отчете главы муниципального района включает в себя:
удовлетворительную или неудовлетворительную оценку деятельности главы муниципального района. В случае неудовлетворительной оценки деятельности главы муниципального района указываются причины, по которым деятельность главы муниципального района оценена Советом муниципального района неудовлетворительно;
вопросы, поставленные перед главой муниципального района Советом муниципального района, на следующий отчетный период.
Судом установлено, что решение Совета муниципального района «Каларский район» № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указание причин, по которым деятельность главы муниципального района оценена Советом муниципального района неудовлетворительно, а также вопросов, поставленных перед главой муниципального района Советом муниципального района на следующий отчетный период. Оспариваемое решение носит произвольный характер, мотивов его принятия не приведено. Оно не содержит указаний на неисполнение или ненадлежащее исполнение главой муниципального образования полномочий, установленных статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Одним из механизмов контроля представительного органа муниципального образования за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 111 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ является заслушивание ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
В силу частей 5, 51 статьи 36 Федерального закона № 131-Ф3 глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, и представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если возглавляет местную администрацию, - о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд, является одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования согласно пункту 21 части 6 статьи 36, части 1 и пункту 3 части 2 статьи 741 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно вышеуказанным законодательным нормам деятельность главы муниципального образования должна оцениваться депутатами представительного органа муниципального образования исходя из содержания ежегодного отчета, включающего решение вопросов, ранее поставленных представительным органом перед главой муниципального образования. Указанное регулирование не предполагает принятия произвольного решения по вопросу об оценке деятельности главы муниципального образования, такое решение должно основываться на объективной оценке результатов деятельности главы муниципального образования, отраженных в отчете.
Между тем, текст оспариваемого решения содержит только лишь указание на признание деятельности главы муниципального района за 2017 год неудовлетворительной, что не позволяет установить, деятельность по каким вопросам местного значения была признана неудовлетворительной.
Вместе с тем, отсутствие в решении обоснования неудовлетворительной оценки деятельности лишает главу муниципального образования возможности знать об обстоятельствах, выдвигаемых в качестве основания для признания его деятельности неудовлетворительной, а, следовательно, учесть указанные обстоятельства в дальнейшей работе.
Право оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, а, следовательно, и определять критерии оценки, принадлежит представительному органу местного самоуправления, при этом, оценка деятельности главы муниципального образования по результатам ежегодных отчетов относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
В этой связи, суд не соглашается с доводами представителя административного ответчика ФИО2 о наличии аудиозаписи сессии Совета МР «Каларский район» от ДД.ММ.ГГГГ, как свидетельство наличия причин, запротоколированных в ходе обсуждения, поскольку в компетенцию суда не входит изучение обсуждений депутатов и дача заключения по ним с целью выявления причин, по которым они оценили деятельность главы района как неудовлетворительную. Это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления, который по результатам обсуждения в установленном им же Порядке должен был вынести решение с указанием причин.
Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 N 114-О-О).
Из объяснений административного истца ФИО1 следует, что из протокола заседания Совета не представляется возможным определить по каким мотивам, критериям деятельность главы района признана неудовлетворительной, он содержит прения лиц, участвующих в заседании Совета, по различным вопросам, в том числе, не относящимся к вопросам местного значения. На основании каких из всех обсуждаемых вопросов депутаты Совета приняли решение, для него так и осталось непонятным.
Суд полагает, что критерии и методики оценки деятельности главы муниципального образования в данном случае не являются юридически значимыми обстоятельствами. Значимым является необходимость указания в итоговом решении причин, по которым деятельность главы района признана неудовлетворительной и постановка вопросов на следующий отчетный период, поскольку признание дважды подряд деятельности главы муниципального района влечет удаление главы муниципального образования в отставку, которая выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что допущенные Советом муниципального района «Каларский район» нарушения являются существенными, нарушающими права административного истца на уведомление о содержании причин, по которым его деятельность признана неудовлетворительной, на определение объема недостатков, выявленных при обсуждении ежегодного отчета, предоставления ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования подробные объяснения по вынесенному отчету главы за 2017 год и сформировать позицию, направленную на устранение выявленных нарушений, что влечет признание незаконным и отмену решения Совета муниципального района «Каларский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах деятельности главы муниципального района «Каларский район» за 2017 год.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление главы муниципального района «Каларский район» ФИО1 об отмене решения Совета муниципального района «Каларский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах деятельности главы муниципального района «Каларский район» за 2017 год, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Совета муниципального района «Каларский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах деятельности главы муниципального района «Каларский район» за 2017 год.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Каларского
районного суда О.Н.Пешкова
Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2018г.