ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-390/20 от 21.08.2020 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-390/2020

УИД 86RS0018-01-2020-000774-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2020 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Назарука Р. В.

при секретаре Лаздиной О. М.

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Кондинского района Новоселова Д. Н.,

а также административного истца Бурцева А. Н., его представителя Малышева В. М., представителя административного ответчика – избирательной комиссии МО с.п. Мулымья Лебедева А. А. по доверенности от 19.08.2020, представителя заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Кондинского района Фомина А. М., по доверенности от 20.08.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-390/2020 по административному исковому заявлению Бурцева А. Н. к избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Мулымья о признании незаконным и отмене решения № 29 от 02.08.2020 о регистрации Ушенина Д. А. в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья, обязании вынести решение об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья,

УСТАНОВИЛ:

Бурцев А. Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Мулымья (далее – избирательная комиссия МО с.п. Мулымья) о признании незаконным и отмене решения № 29 от 02.08.2020 о регистрации Ушенина Д. А. в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья, обязании вынести решение об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья.

Исковые требования мотивированы тем, что решением избирательной комиссии МО с.п. Мулымья № 29 от 12.08.2020 кандидатом в главы сельского поселения Мулымья зарегистрирован Ушенин Д. А. Полагает, что регистрация указанного кандидата осуществлена с нарушением закона, и подлежит отмене по следующим основаниям.

В нарушение п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) кандидатом Ушениным Д. А. при сдаче документов на регистрацию в избирательную комиссию не был представлен документ первого финансового отчёта – справка об остатке средств на счёте, что подтверждается справкой-подтверждением о приёме документов на регистрацию, где данная справка отсутствует.

Кроме того, кандидатом Ушениным Д. А., при сдаче в избирательную комиссию документов на регистрацию, было представлено «письменное уведомление о создании избирательного фонда», однако это уведомление по существу таковым не является. В нём кандидат не сообщает никаких сведений о кредитно-финансовой организации, в которой им открыт счёт и реквизитах самого счёта, а также не сообщает дату открытия избирательного счёта.

Истец считает, что избирательная комиссия МО с.п. Мулымья при регистрации кандидата Ушенина Д. А. нарушила равенство прав и обязанностей кандидатов, закрепленное в ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ, а также проигнорировала норму закона, заложенную в п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Административным ответчиком поданы возражения на исковое заявление, поименованные как отзыв. Указывает, что решение о регистрации Ушенина Д. А. в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья принято в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.06.2003 № 33-оз «О выборах глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (далее – Закон ХМАО-Югры № 33-оз).

28.07.2020 Ушенин Д. А. в соответствии с пунктом 1.8. Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.06.2019 № 537 предоставил в письменном виде в избирательную комиссию МО с.п. Мулымья реквизиты специального избирательного счета по форме № 1 данного Порядка, о чем свидетельствует запись № 37 от 28.07.2020 в журнале регистрации входящих документов. Согласно данной форме Ушенин Д. А. сообщает избирательной комиссии МО с.п. Мулымья наименование и адрес финансовой организации, в которой открыт специальный избирательный счет кандидата, дату открытия и номер специального избирательного счета.

28.07.2020 Ушенин Д. А. уведомил в письменном виде избирательную комиссию МО с.п. Мулымья о создании избирательного фонда кандидата, предоставил первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья.

28.07.2020 Ушенин Д. А. в соответствии с требованиями федерального и окружного законодательства предоставил в избирательную комиссию документы на регистрацию в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья, в том числе справку об остатке средств на счете, выданную кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счёт кандидата. Сведений о наличии судимости, а также информации о фактах привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ в отношении Ушенина Д. А. не имеется.

02.08.2020 рассмотрев документы, представленные для регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения Мулымья Ушениным Д. А., принимая во внимание, что выдвижение кандидата осуществлено в соответствии с требованиями законодательства, избирательная комиссия МО с.п. Мулымья приняла решение о регистрации кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья.

Заинтересованными лицами – территориальной избирательной комиссией Кондинского района, Ушениным Д. А. поданы возражения на исковое заявление, поименованные как отзыв (л.д. 23-25, 80-81). Указывают, что решение избирательной комиссии МО с.п. Мулымья № 29 от 02.08.2020 о регистрации Ушенина Д. А. в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья законно и обоснованно, принято в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом ХМАО-Югры № 33-оз.

В суде административный истец Бурцев А. Н. и его представитель Малышев В. М. исковые требования поддержали полностью по доводам, изложенным в административном иске. Считают, что регистрация кандидата Ушенина Д. А. осуществлена с нарушением закона, и подлежит отмене.

Представитель административного ответчика – избирательной комиссии МО с.п. Мулымья Лебедев А. А. возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии Кондинского района Фомин А. М. возражал против удовлетворения административного иска, по доводам, изложенным в возражениях.

Заинтересованное лицо Ушенин Д. А. в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотрел дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора Новосёлова Д. Н. полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, в связи с отсутствием предусмотренных п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ оснований для отказа Ушенину Д. А. в регистрации в качестве кандидата на должность главы муниципального образования сельское поселение Мулымья, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).

Порядок организации и проведения выборов глав муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре определен Федеральным законом № 67-ФЗ и Законом ХМАО-Югры № 33-оз.

Часть 1 статьи 4 КАС РФ предоставляет каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ и части 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты и их доверенные лица … вправе оспаривать в суде решения … избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных поименованным Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что решением Совета депутатов сельского поселения Мулымья от 23 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы главы сельского поседения Мулымья (л.д. 34).

Постановлением избирательной комиссии МО с.п. Мулымья от 02.08.2020 № 29 зарегистрирован кандидат на должность главы муниципального образования сельское поселение Мулымья – Ушенин Д. А. (л.д. 35).

Согласно постановлению избирательной комиссии МО с.п. Мулымья № 32 от 07.08.2020 Бурцев А. Н. так же зарегистрирован кандидатом на указанную должность (л.д. 79).

Следовательно, исходя из предусмотренного законом (пункт 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, часть 11 статьи 239 КАС РФ) права зарегистрированного кандидата просить об отмене решения о регистрации другого кандидата, баллотирующегося по тому же избирательному округу, суд приходит к выводу, что Бурцев А. Н. вправе оспаривать решение избирательной комиссии о регистрации Ушенина Д. А. в качестве кандидата в главы сельского поселения Мулымья.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона), иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с пунктом 17 этой же статьи.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата указан в п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

В ходе судебного заседания таких оснований административным истцом не приведено, судом не установлено. Указанные Бурцевым А. Н. в административном иске нарушения избирательного законодательства при принятии избирательной комиссией МО с.п. Мулымья решения о регистрации в качестве кандидата главы муниципального образования сельское поселение Мулымья – Ушенина Д. А. таковыми не являются в силу следующего.

Утверждение административного истца о том, что представленное Ушениным Д. А. уведомление о создании избирательного фонда таковым не является, поскольку в нём кандидат не сообщает никаких сведений о кредитно-финансовой организации, в которой им открыт счёт и реквизитах самого счёта, а также не сообщает дату открытия избирательного счёта, является ошибочным. Требование об обязанности кандидата уведомить избирательную комиссию о создании своего избирательного фонда письменным уведомлением установлено пп. 1.1 ст. 9 Закона ХМАО-Югры № 33-оз, при этом форма уведомления является свободной и не содержит каких - либо обязательных реквизитов. 28.07.2020 Ушенин Д. А. предоставил в избирательную комиссию уведомление о создании избирательного фонда, что отражено в справке о приеме документов (л.д. 59-60, 62), а также предоставил реквизиты специального избирательного счета, о чем свидетельствует запись № 37 от 28 июля 2020 года в журнале регистрации входящих документов (л.д. 78).

Также неверно указание административного истца на отсутствие документа первого финансового отчета кандидата Ушенина Д. А. – справки об остатке средств на счёте.

Согласно пункту 2 статьи 9.1 Закона ХМАО-Югры № 33-оз кандидаты представляют на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в избирательную комиссию муниципального образования первый финансовый отчет - одновременно с представлением в избирательную комиссию муниципального образования документов, необходимых для регистрации (сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате представления отчета не более чем на пять дней).

Согласно пункту 2.1 статьи 9.1 Закона ХМАО-Югры № 33-оз документами первого финансового отчета кандидата являются первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенная кредитной организацией копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, копия сберегательной книжки специального избирательного счета кандидата (при наличии таковой).

28.07.2020 Ушенин Д. А. предоставил в избирательную комиссию МО с.п. Мулымья документы на регистрацию в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья, в том числе справку об остатке средств на счете в форме выписки по операциям на счете (специальном банковском счете), выданную ему в финансовой организации, в которой открыт специальный избирательный счет - дополнительном офисе № 1791/088 филиала ПАО «Сбербанк России». Данный документ содержит информацию об остатке средств на специальном избирательном счете кандидата, выписка заверена подписью банковского работника и печатью финансовой организации (л.д. 59-60, 67).

Доводы представителя административного истца о том, что представленная выписка по операциям на счете не является банковской справкой, судом не принимаются, поскольку избирательное законодательство не содержит понятия банковской справки. Основное назначение банковской справки – это подтверждение остатка средств фонда. В связи с чем, предоставление выписки по операциям на счете как составной части первого финансового отчёта не может свидетельствовать о нарушении требований закона к оформлению документов или об отсутствии необходимых документов.

Следовательно, у избирательной комиссии не имелось законных оснований для отказа Ушенину Д. А. в регистрации кандидатом на основании подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, предусматривающего в качестве основания для отказа в регистрации кандидата отсутствие документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Доводы истца о незаконности оспариваемого решения являются ошибочными.

Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе, положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона.

Наличие этих обстоятельств при рассмотрении данного административного дела судом не установлено, доказательств обратного суду сторонами не представлено, следовательно, административный иск не подлежит удовлетворению.

Кроме этого, согласно части 4 статьи 240 КАС РФ, а также пункта 2 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения и в силу части 7 статьи 240 КАС РФ данный срок восстановлению не подлежит независимо от причин их пропуска.

Исчисление этого срока должно производиться по правилам, установленным пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому, если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Следовательно, при исчислении срока по правилам п. 1 ст. 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ и ч. 4 ст. 240 КАС РФ первым днём десятидневного срока для подачи в суд иска об отмене решения избирательной комиссии от 02 августа 2020 года о регистрации Ушенина Д. А. кандидатом на должность главы сельского поселения Мулымья является 02 августа 2020 года – день принятия решения избирательной комиссии, а последний день для подачи иска – 11 августа 2020 года.

Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, истец обратился в суд с настоящим иском с пропуском установленного срока, а именно 12 августа 2020 года через органы почтовой службы, о чем имеется отметка на почтовом конверте (л.д. 14) и также подтверждается сведениями почтового идентификатора, номер которого отражен на конверте.

В соответствии с частью 10 статьи 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Учитывая данные обстоятельства, положения частей 4, 7, 10 ст. 240 КАС РФ, исковые требования также не подлежат удовлетворению и ввиду пропуска истцом срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Бурцева А. Н. к избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Мулымья о признании незаконным и отмене решения № 29 от 02.08.2020 о регистрации Ушенина Д. А. в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья, обязании вынести решение об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы сельского поселения Мулымья отказать полностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий: Р. В. Назарук