ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-390/2021 от 13.04.2021 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-390/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2021 г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Цукановой Е.П.,

при секретаре судебного заседания Смышновой М.А.,

с участием представителя административного истца ФИО2 - ФИО3, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Саратовской области - ФИО4, представителя административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области - ФИО5, заинтересованного лица - судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП №2 г. Саратова УФССП России по Саратовской области ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Саратовской области о признании незаконным бездействия,

установил:

ФИО2 (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области, административный ответчик), филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Саратовской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области, административный ответчик), в котором просил признать незаконным их бездействие, выразившееся в том, что ими не был дан ответ на запрос судебного пристава-исполнителя об истребовании из ЕГРН сведений об имуществе должника ФИО14 и его супруги, в том числе с предоставлением сведений о переходе права собственности на недвижимое имущество. При этом сам ФИО2 является взыскателем по исполнительному производству, в связи с чем полагает, что названное бездействие административных ответчиков нарушает его право на получение информации, необходимой для исполнения решения суда.

Определением суда (протокольно) от 24.02.2021 в соответствии с ч. 2 ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ленинский РОСП №2 г. Саратова УФССП России по Саратовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра».

Определением суда (протокольно) от 17.03.2021 в соответствии с ч. 2 ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФССП России по Саратовской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 - С.Ю.ВБ. требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Саратовской области - ФИО4 и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области - ФИО5 просили в удовлетворении административных требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях и отзыве.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области - ФИО5 пояснил, что в надлежащем порядке судебный пристав-исполнитель в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области не обращался, запросов, оформленных надлежащим образом, о предоставлении сведений об имуществе должника ФИО15 и его супруги в адрес ответчика от пристава-исполнителя не поступало. На запрос, перенаправленный Управлением Росреестра по Саратовской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области дал ответ о необходимости оформления запросов в соответствии с действующим законодательством. Пояснил, что поскольку сам ФИО2 с заявлениями о предоставлении сведений из ЕГРН в адрес административных ответчиков не обращался, то никаких правоотношений месту сторонами настоящего дела не возникло, таким образом, административные ответчики не нарушили и не могли нарушить его законных прав и интересов. Порядок взаимодействия между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии определен соглашением Соглашением ФССП России № 0007/20, Росреестра № 25 от 10.07.2015; единая форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 23.12.2015 № 968. На общедоступных сайтах в сети интернет размещены сведения, как о юридическом адресе данного филиала, так и об определенных пунктах приема-выдачи запросов, в том числе, по обращениям судебных приставов-исполнителей. Иной порядок предоставления вышеуказанных сведений действующим законодательством не предусмотрен.

Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП №2 г. Саратова УФССП России по Саратовской области ФИО6 просила об удовлетворении административного иска. Не отрицала, что порядок получения информации по запросам из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» определяется Соглашением ФССП России № 0007/20, Росреестра № 25 от 10.07.2015. Пояснила, что в отделе имеется возможность использования системы межведомственного электронного взаимодействия - СМЭВ, которая на дату направления запроса функционировала. В тоже время, поскольку программа, установленная в отделе, не позволяет данным способом истребования сведения об имуществе лиц, которые не являются должниками по исполнительному производству, ею на основании ходатайства взыскателя был составлен запрос об имуществе должника и членов его семьи в свободной форме и направлен в адрес Управления Росреестра по Саратовской области.

В судебное заседание административный истец, представители заинтересованных лиц: Ленинского РОСП №2 г. Саратова УФССП России по Саратовской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», УФССП России по Саратовской области не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с действующим законодательством, причины неявки не известны.

Суд, руководствуясь положениями части 2 статьи 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Из ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ч. 1 ст. 19, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

Учитывая данные конституционные предписания, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч. 9, 11 ст. 226, ст. 62 КАС РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. При этом Конституция Российской Федерации допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан (определения от 12.05.2003 № 173-О, от 29.01.2009 № 3-О-О и др.).

В силу ч. 1 ст. 62 Закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

Согласно ч. 5 ст. 62 Закона № 218-ФЗ порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В приложении № 2 к Порядку предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968, представлена форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости и (или) их правообладателях.

В соответствии с п. 1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.11.2016 N 44241) ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с настоящим приказом (далее - документы и сведения, не хранящиеся в ФГБУ), а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы.

Порядок взаимодействия судебных приставов-исполнителей с органом, осуществляющим государственную регистрацию прав регулируется соглашением ФССП России № 0007/20, Росреестра № 25 от 10.07.2015 «О взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии».

Согласно п. 2.1 указанного соглашения запросы судебных приставов-исполнителей направляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), путем использования официального сайта Росреестра, в том числе посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Личные обращения и почтовые отправления допускаются только в случае отсутствия доступа к сервисам Росреестра в СМЭВ либо нефункционирования каналов передачи данных в отделе судебных приставов более одних суток.

В судебном заседании установлено, что в производстве Ленинского РОСП №2 г. Саратова судебного пристава-исполнителя ФИО6 находится исполнительное производство -СД, взыскателем по которому, в том числе, является ФИО2, должником - ФИО16

Из материалов дела следует, что в рамках исполнительного производства ФИО2 обратился к судебному приставу-исполнителю с ходатайством об истребовании сведений об имуществе должника и его супруги.

На основании данного ходатайства судебным приставом-исполнителем ФИО6 был подготовлен запрос в Управление Росреестра по Саратовской области от 28.08.2020 о предоставлении сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя ФИО17 с указанием даты перехода права собственности, сведений о лице, передающем (получающем) право собственности от ФИО1 и оснований перехода права собственности по состоянию, начиная с 04.02.2017 (дата заключения договора займа с кредитором) по текущую дату.

На 20.08.2020 запрос подлежал заполнению по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости».

В тоже время, указанный запрос не соответствует форме, утвержденной названным Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968.

Поскольку орган, которому судебным приставом-исполнителем адресован запрос, не является органом, который в силу Приказа Росреестра от 18.10.2016 № п/0515 наделен полномочиями исполнять подобные запросы, он был перенаправлен по подведомственности для подготовки ответа в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области, о чем уведомлен судебный пристав-исполнитель согласно письму Управления Росреестра по Саратовской области от 01.09.2020 .

Согласно материалам дела филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области в адрес судебного пристава-исполнителя ФИО6 после рассмотрения ее запроса было направлено письмо № 6396 от 30.09.2020, содержащее разъяснение о необходимости соблюдения формы запроса с указаниями на нормативно-правовые акты, которыми она предусмотрена, для предоставления необходимых сведений.

Указанный запрос согласно реестру внутренних почтовых отправлений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области был направлен в адрес Ленинского РОСП №2 г. Саратова 01.10.2020.

В материалах дела имеются копии запроса о предоставлении вышеуказанных сведений, которые, форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 также не соответствуют. Иной формы запросов судебным приставом-исполнителем не направлялось.

Каких-либо доказательств факта отказа в принятии запроса уполномоченными сотрудниками административных ответчиков либо оставлении запроса без ответа, суду не представлено.

Таким образом, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, урегулировано статьями 62, 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Информацию о зарегистрированном праве собственности на объект недвижимости возможно получить в виде выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, предоставляются на основании запроса установленного образца. Произвольной формы запроса о предоставлении сведений, внесенных в ЕГРН ни Закон № 218-ФЗ, ни Порядок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968, не предусматривают.

Поскольку материалами настоящего дела установлено, что запрос судебного пристава-исполнителя ФИО6 от 238.08.2020 не соответствовал форме, предусмотренной указанными нормами действующего законодательства, административными ответчиками по делу были направлены в адрес пристава соответствующие письма (о перенаправлении по подведомственности и необходимости соблюдения формы запроса), суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо нарушений требований действующего законодательства со стороны сотрудников филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области и Управления Росреестра по Саратовской области, а также об отсутствии каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца административными ответчиками, в связи с чем оснований к удовлетворению исковых требований не имеется.

Таким образом, запрос судебного пристава-исполнителя от 28.08.2020 рассмотрен уполномоченными лицами, даны мотивированные ответы.

Исходя из содержания главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Указанной совокупности условий при рассмотрении настоящего дела судом не установлено.

С учетом изложенного, учитывая, что действиями административных ответчиков не нарушены права и законные интересы административного истца, поскольку сотрудниками филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области и Управления Росреестра по Саратовской области не было допущено бездействия при рассмотрении запроса судебного пристава-исполнителя от 28.08.2020 , суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконными бездействия административных ответчиков, не имеется, а потому в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь положениями ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Саратовской области о признании незаконным бездействия - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Срок изготовления мотивированного решения – 27.04.2021.

Судья Е.П. Цуканова