ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3915/2022 от 16.09.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2022 года город Омск

Судья Центрального районного суда г. Омска Голубовская Н.С., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу г. Омска к Нахаеву С.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту – административный истец, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Нахаеву С.С. (далее по тексту – административный ответчик) с вышеуказанным заявлением.

В обоснование заявленных требований указано, что Нахаев С.С. состоит на налоговом учете в ИФНС по ЦАО и является плательщиком налога на имущество физических лиц. С учетом положений ст. 52 и п. 4 ст. 397 НК РФ инспекцией в адрес должника были направлены налоговые уведомления: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога налоговым органом были направлены требования , , о необходимости оплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени. Данные требования ответчиком исполнены не были, в силу чего налоговый орган обратился с заявление о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка в Центральном судебном районе в городе Омске ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ, который в последствии был отменен в связи с поступившими возражениями административного ответчика. Обращаясь с настоящим административным исковым заявление, административный истец просит взыскать с Нахаева С.С. ИНН задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 год в общем размере 135,00 руб. (за 2014 год 35,00 руб., за 2015 год 45,00 руб., за 2016 год 55,00 руб); пени по налогу на имущество физических лиц в размере 6,82 руб. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; за 2014 год 1,77 руб., за 2015 год 2,27 руб., за 2016 год 2,78); пени по налогу на имущество физических лиц в общем размере 20,25 руб. (на недоимку за 2015 год 45,00 руб. начислены пени в размере 6,75 руб. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на недоимку за 2014 год 35,00 руб. начислены пени в размере 5,26 руб. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на недоимку за 2016 год 55,00 руб. начислены пени в размере 8,25 руб. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 60,00 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,14 руб. (за ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Судом Нахаеву С.С. направлено по адресу, указанному в тексте искового заявления (и совпадающему с данными, имеющимися в УВМ УМВД России по Омской области) определение о принятии административного искового заявления с указанием на возможность разрешения спора в порядке упрощенного производства.

Поскольку возражений относительно упрощенного порядка не представлено, административное дело в соответствии с положениями ст. 291 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Нахаев С.С. являлся собственником квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу:

Во исполнение требований законодательства о налогах и сборах административным истцом административному ответчику были направлены требования , , через информационный сервис «Личный кабинет налогоплательщика».

При этом, достоверных данных, что данных информационный сервис действительно используется ответчиком, в том числе ведется получение электронных писем от налогового органа, их открытие, а также о дальнейшем движении по электронному кабинету достоверных данных налоговым органом не представлено. Соответственно, сделать вывод о получении административным истцом требования об уплате налога в надлежащем виде и, соответственно, об осведомленности даты исполнения налоговой обязанности не представляется возможным. Следовательно, при отсутствии надлежащего уведомления налогоплательщика о размере его налоговой задолженности обязательства налогового органа по надлежащему уведомлению налогоплательщика не могу быть исполнены.

В силу правила ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу правового регулирования, установленного ч.ч.3,4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Системно толкуя приведенные нормативные положения, суд приходит к убеждению том, что в нарушение приведенных положений закона в адрес ответчика не были направлены требования о взыскании обязательных платежей, пени, которые заявлены в иске. Соответственно, обязанность налогового органа по истребованию в административном порядке налоговой задолженности от налогоплательщика не может быть признана соблюденной.

Кроме того, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что требованием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику было предложено погасить указанную задолженность по налогам и пеням. Срок исполнения требования истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Исходя из смысла ч. 2 ст. 48 НК РФ, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм истек ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая дату обращения административного истца с заявление о вынесении судебного приказа, срок на обращение явно пропущен.

При этом, суд обращает внимание административного истца на то, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Указанные обстоятельства позволяют суду принять решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 291- 294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Инспекции ФНС России по Центральному АО г. Омска к Нахаеву С.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме принято 16.09.2022.