ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3918/17 от 15.11.2017 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2017 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3918/2017 по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о возложении обязанности предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию особо охраняемых природных территорий регионального значения, для постановки их на государственный кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

Западно-Байкальский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области с требованиями признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения -памятника природы «Мыс Бурхан», для постановки на государственный кадастровый учет границ указанной особо охраняемой природной территории регионального значения, обязать министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Мыс Бурхан, для постановки на государственный кадастровый учет границ указанной особо охраняемой природной территории регионального значения в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что проведенной Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проверкой выявлены факты неправомерного бездействия министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по выполнению возложенных федеральным законодательством обязанностей по постановке на государственный кадастровый учет земель, занятых особо охраняемой природной территорией регионального значения - памятником природы «Мыс Бурхан», с особым режимом их использования, а также по переводу указанных земель в категорию земель особо охраняемых природных территорий. Согласно сведений Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Иркутской области, размещенного на официальном сайте министерства: http://irkobl.ru/sites/ecologv/43Мыс%20Бypxaн.pdf (порядковый номер кадастрового дела - 43) мыс Бурхан - является особо охраняемой природной территорией регионального значения - памятником природы. Памятник природы создан 19.05.1981 году решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов, цель создания - сохранение мыса (главного символа оз. Байкал. Профиль памятника - ландшафтный). Территория памятника природу «Мыс Бурхан» отнесена к ключевым орнитологическим территориям международного значения. Наибольшее значение скала имеет как эстетический, сакральный и археологический объект: на перешейке моста найдена стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V-II тыс. лет до н.э.). В ходе проверки выявлен факт отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о данном памятнике природы как об особо охраняемой природной территории регионального значения, что препятствует обеспечению необходимого режима его особой охраны. Более того, согласно информации, представленной институтом географии им. Сочавы по запросу межрайонной прокуратуры, при обследовании мыса Бурхан выявлены серьезные геоморфологические изменения мыса:

- Овраг. Длиной 140 м, глубиной до 5,5 м. Ориентировочный объем размытых рыхлых отложений до 500 куб. м. Возник около 10 лет назад по колее автомобильной дороги. Прогнозируется его развитие вдоль ограды. Дальнейшему расширению способствует функционирование автомобильного спуска к Сарайскому пляжу, в т.ч. для доставки судов к воде.

- Эрозионные промоины, которые начали формироваться относительно недавно, а в последующем перейдут в стадию оврагообразования.

- Карьер антропогенного происхождения, расположенный на перешейке.

- Тропы вытаптывания, которые образовались в результате выпаса скота. Продолжают углубляться в связи с постоянным прохождением по ним отдыхающих. Подобные тропы на крутых склонах, даже при условии прекращения воздействия, сохраняются длительное время.

- Формирование эрозионных промоин по пути следования к пункту проката инвентаря для отдыха. Кроме того, предоставление отдыхающим гидроциклов нарушает особый режим охраны, предусмотренный для территорий подобного рода.

- Зона возможного обрушения скальных пород. На скальном обнажении имеются свежие следы недавних обвалов глыбового материала, которые отложились на пляже. Обвалы преимущественно происходят во время выпадения дождей и при возникновении землетрясений. Присутствует риск гибели находящихся на пляже людей.

Вышеперечисленные негативные явления являются следствием неконтролируемой антропогенной нагрузки на памятник природы, непринятия мер к регламентации особого режима охраны. Более того, данный памятник природы, расположен в границах водоохраной зоны оз. Байкал. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

Согласно п. 13 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп обеспечение организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, относятся к полномочиям указанного министерства. Длительное бездействие министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы «Мыс Бурхан» влечет за собой вышеперечисленные негативные последствия, которые, в совокупности, создают угрозу утраты эстетической, сакральной и археологической ценности уникального природного объекта, «визитной карточки» о. Ольхон и оз. Байкал, в целом.

Определением суда от 15.11.2017 г. производство по делу в части требований о признании незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения -памятника природы «Мыс Бурхан», для постановки на государственный кадастровый учет границ указанной особо охраняемой природной территории регионального значения прекращено в связи с отказом административного истца от части требований.

С учетом уточнённых требований прокурор просит обязать министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Мыс Бурхан, для постановки на государственный кадастровый учет границ указанной особо охраняемой природной территории регионального значения в течение десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Западно-Байкальского межрайонного прокурора Степаненко Е.А. с учетом уточненных требований поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Григорян Т.С. в судебном заседании требования признала, суду пояснила, что министерством предпринимаются все необходимые меры для постановки памятника природы на кадастровый учет, закончить действия министерство намерено в срок указанный прокурором.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Озеро Байкал, являющееся не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, и прилегающие к ней территории, а именно: водоохранная зона, водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, носят название не Байкальского заповедника, а Байкальской природной территории (часть 1 статьи 2 Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 1641-р, которым утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал», в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны особо охраняемой природной территории. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктом 10 части 1 упомянутой статьи, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границ таких зон (часть 18.1 статьи 32 названного федерального закона).

Границы особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее - реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав (статья 5).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях:

1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2) описание местоположения границ таких зон и территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;

5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;

6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);

7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

Согласно п. 13 и п. 13(3) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп, обеспечение организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проведена проверка по выполнению возложенных на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области федеральным законодательством обязанностей по постановке на государственный кадастровый учет земель, занятых особо охраняемой природной территорией регионального значения - памятником природы «Мыс Бурхан», с особым режимом их использования, а также по переводу указанных земель в категорию земель особо охраняемых природных территорий.

Согласно сведениям Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Иркутской области, размещенного на официальном сайте министерства: http://irkobl.ru/sites/ecologv/43Мыс%20Бypxaн.pdf (порядковый номер кадастрового дела - 43) мыс Бурхан - является особо охраняемой природной территорией регионального значения - памятником природы.

Памятник природы создан 19.05.1981 году решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов, цель создания - сохранение мыса (главного символа оз. Байкал. Профиль памятника - ландшафтный).

В ходе проверки межрайонной прокуратурой выявлен факт отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о данном памятнике природы как об особо охраняемой природной территории регионального значения, что препятствует обеспечению необходимого режима его особой охраны.

Согласно информации, представленной институтом географии им. Сочавы по запросу межрайонной прокуратуры, при обследовании мыса Бурхан выявлены серьезные геоморфологические изменения мыса:

- Овраг. Длиной 140 м, глубиной до 5,5 м. Ориентировочный объем размытых рыхлых отложений до 500 куб. м. Возник около 10 лет назад по колее автомобильной дороги. Прогнозируется его развитие вдоль ограды. Дальнейшему расширению способствует функционирование автомобильного спуска к Сарайскому пляжу, в т.ч. для доставки судов к воде.

- Эрозионные промоины, которые начали формироваться относительно недавно, а в последующем перейдут в стадию оврагообразования.

- Карьер антропогенного происхождения, расположенный на перешейке.

- Тропы вытаптывания, которые образовались в результате выпаса скота. Продолжают углубляться в связи с постоянным прохождением по ним отдыхающих. Подобные тропы на крутых склонах, даже при условии прекращения воздействия, сохраняются длительное время.

- Формирование эрозионных промоин по пути следования к пункту проката инвентаря для отдыха. Кроме того, предоставление отдыхающим гидроциклов нарушает особый режим охраны, предусмотренный для территорий подобного рода.

- Зона возможного обрушения скальных пород. На скальном обнажении имеются свежие следы недавних обвалов глыбового материала, которые отложились на пляже. Обвалы преимущественно происходят во время выпадения дождей и при возникновении землетрясений. Присутствует риск гибели находящихся на пляже людей.

В соответствии со ст. 58 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (п. 2 ст. 23).

Статья 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяет памятник природы как уникальный, невосполнимый, ценный в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс, а также объект естественного и искусственного происхождения (пункт 1), и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения (пункт 2).

Этот же Федеральный закон в статье 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 6, 7).

Аналогичную норму содержит статья 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Пунктом 3 этой же статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

В соответствии со статьями 56, 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории.

Как следует из представленных административным ответчиком документов, целях принятия нормативно-правового акта Иркутской области проект постановления Правительства Иркутской области «О памятнике природы «Мыс Бурхан» направлен в адрес Главного правового Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области служебной запиской от 30 октября 2017 года № СЛ-66-2046/17.

Из доводов представителя административного ответчика следует, что в ходе работ по инвентаризации образованного в 1981 году памятника природы «Мыс Бурхан» исполнителями были определены границы территории памятника и отмечена нарушенность его территории. Схема территории памятника прилагается к проекту постановления Правительства Иркутской области.

Вместе с тем, доказательств предоставления в орган государственного кадастрового учета административным ответчиком документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Мыс Бурхан, для постановки на государственный кадастровый учет границ указанной особо охраняемой природной территории регионального значения, административным ответчиком на момент рассмотрения заявленных прокурором требований, не представлено.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области не исполняет требования законодательства, что не отрицается самим административным ответчиком, суд полагает, требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения законодательства обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Суд учитывает, что прокурор просит установить срок для устранения допущенных нарушений в течение десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является разумным и применимым в данном случае для восстановления нарушенного права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Мыс Бурхан, для постановки на государственный кадастровый учет границ указанной особо охраняемой природной территории регионального значения в течение 10 (десяти) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 17.11.2017г. Н.Н. Исакова