ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3918/2022 от 06.10.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2а-3918/2022

УИД 26RS0029-01-2022-006632-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 октября 2022 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Весниной О.В.

при секретаре Алиевой А.Р.

с участием:

представителя административного истца

помощника прокурора г.Пятигорска Дубинкиной К.А.

представителя административного ответчика администрации г.Пятигорска (по доверенности) Рыбиной Е.В.

представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» (по доверенности) Кучеровой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Пятигорска, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по направлению охранного обязательства, возложении обязанности по направлению охранного обязательства, возложении обязанности по принятию охранного обязательства

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к администрации г.Пятигорска, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части не принятия мер по направлению охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером в адрес администрации города Пятигорска, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства»; возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером в адрес администрации города Пятигорска, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства»; возложении обязанности на администрацию города Пятигорска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» принять охранное обязательство, на часть территории памятника природы краевого значения, «Гора Машук», в границах земельного участка с кадастровым номером: , в течение 1 месяца после получения охранного обязательства из Министерства.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города Пятигорска проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в результате которой в деятельности администрации города Пятигорска и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края выявлены нарушения.

Гора Машук является краевым памятником природы (Постановление Бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 № 676 «О мерах по охране природы в крае»).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2016 №169-П утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Режим особой охраны памятника природы установлен в соответствии с решением исполкома Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 № 9 «О взятии под особую охрану памятников природы». В соответствии с указанным режимом особой охраны на всей территории памятника природы запрещаются: распашка грунта; уничтожение почвозащитной растительности; добыча строительных материалов; проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятника природы. Физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

На основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон, запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются, соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 17 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)», утвержденного 23.12.2020 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся.

Согласно ч.ч. 2,3 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Как следует из материалов дела, 15.09.1961 постановлением Бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся № 676 «О мерах по охране природы в крае» памятник неживой природы гора «Машук» объявлен памятником природы краевого значения.

Земельный участок с кадастровым номером №26:33:210101:82 находится в границах муниципального образования города –курорта Пятигорск, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук» поставлен на кадастровый учет 09.06.2008 года, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для строительства объекта санаторно-курортного назначения.

Кроме того, в пределах земельного участка с кадастровым номером расположены объекты недвижимости с кадастровым номерами (минералопровод, находящийся в собственности Российской Федерации и переданный в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «СКФНКЦ Федерального медико-биологического агентства») и (сооружение коммунального хозяйства – газопровод среднего давления, находящийся в муниципальной собственности).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2016 №169-П утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Ставропольский край, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателям земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82, находящегося в границах памятника природы «Гора Машук».

Проведенной прокуратурой г.Пятигорска проверкой исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах города-курорта Пятигорска в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края выявлены нарушения, а именно, в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, не принято и не подписано охранное обязательство в части памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части не принятия мер по направлению охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером в адрес администрации города Пятигорска, в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства»; возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером в адрес администрации города Пятигорска, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства»; возложить обязанность на администрацию города Пятигорска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» принять охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения, «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером в течение 1 месяца после получения охранного обязательства из Министерства.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г.Пятигорска Дубинкина К.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г.Пятигорска Рыбина Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, также суду пояснила, что исходя из смысла пункта 2 исковых требований, следует, что прокурор города Пятигорска выступает в интересах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, поскольку просит возложить на администрацию города Пятигорска обязанность подписать и направить в их адрес охранные обязательства. При этом в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 02 июля 2012 года № 221-п, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, недропользования, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, охраны курортов, лечебнооздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов краевого значения, лесных отношений, водных отношений на территории Ставропольского края, безопасности гидротехнических сооружений, сохранения и воспроизводства защитных лесных насаждений на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, а также отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, водных отношений, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.

В области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий Ставропольского края Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края осуществляет, в том числе, передачу памятников природы краевого значения и их территории под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов в отношении памятников природы краевого значения. Таким образом, оформление охранных обязательств является напрямую полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 утвержденного Положения Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открытые в установленном порядке счета в финансовых органах, печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки и имущество, необходимое для осуществления своих функций.

Таким образом, полагает, что с таким заявлением вправе обратиться само Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, но не прокурор города Пятигорска. Кроме того, в исковом заявлении не имеется информация об отсутствии возможности со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края самостоятельно обратиться в суд с такими требованиями.

В нарушение статьи 45 ГПК РФ прокурор при подаче искового заявления превысил пределы полномочий.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорам в надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Таким образом, предъявляя исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Пятигорска в срок не позднее месяца со дня вступления в силу решения суда подписать и направить в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края охранные обязательства по обеспечению режима особой охраны указанного памятника природы, прокуратура города Пятигорска тем самым нарушает конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

«Гора Машук» является памятником природы, вопросы использования охраны защиты воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов

поселения городского округа регламентируются Федеральным законом от 14 марта 19 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно статье 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов (пункт 3 статьи 27 Федерального закона № 33-ФЗ). Таким образом, государство, в свою очередь, предоставляет этим субъектам гарантии того, что их расходы на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения будут возмещены за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

При этом согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в бюджете Ставропольского края денежные средства на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы правообладателями земельных участков, на которых находятся памятники природы, не предусмотрены.

Вместе с тем, конкретные особенности, зонирование и режим каждого памятника природы, его границы и ответственные лица за обеспечение охраны памятника природы определяются положением и паспортом памятника природы,

утверждаемыми органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В паспорте памятника природы краевого значения «Гора «Машук», утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 14 сентября 2020 года № 399, также не установлена охранная зона и ее площадь памятника природы краевого значения «Гора Машук» (пункт 12 паспорта).

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с требованиями законодательства об особо охраняемых природных территориях и особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, для рассмотрения вопроса принятия охранных обязательств памятника природы краевого значения «Гора Машук» необходимы документы, устанавливающие режим особой охраны памятников, границы зоны охраны памятника природы и ее площадь, перечень мероприятий по обеспечению сохранности памятников, а также сведения о наличии в бюджете Ставропольского края денежных средств и гарантий их предоставления администрации города Пятигорска на обеспечение установленных режимов особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Машук» в случае принятия охранных обязательств.

В соответствии с выпиской из ЕГРН спорный земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:82 входит в границы памятника природы «Гора Машук» и находится в границах муниципального образования города-курорта Пятигорска.

Сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:82 отсутствуют. На земельном участке расположены: минералопровод с кадастровым номером 26:33:000000:19425, принадлежащий на праве собственности- РОССИЯ, закрепленный на праве оперативного управления за ФГБУ «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства»; газопровод среднего давления с кадастровым номером 26:33:210101:1449, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию городу-курорту Пятигорску. Администрация города не является ни собственником, ни правообладателем данного земельного участка.

Доказательств уклонения администрации от подписания охранного обязательства суду не представлено.

Просит отказать в удовлетворении заявленных требований прокурору.

Административный ответчик представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял, представил суду возражения, в которых указал, что в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2016 №169-П утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

Режим особой охраны памятника природы установлен в соответствии с решением исполкома Ставропольского края Совета народных депутатов от 04.01.1978 № 9 «О взятии под особую охрану памятников природы». Физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 10, 11, 14 ст. 2 Закона № 33 - ФЗ установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости в границы памятника природы «Гора Машук» входит земельный участок с кадастровым номером 26:33:210101:82, который не относятся к собственности Российской Федерации и Ставропольского края, следовательно, относятся к собственности города-курорта Пятигорска в силу закона.

Частью 3 ст. 26 Закона № ЗЗ-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды - Ставропольского края, 28.07.2022 № 06/04-8765 направляло в адрес администрации города-курорта Пятигорска письмо с указанием на необходимость принятия обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы с его приложением для подписания и возврата в адрес министерства.

В свою очередь администрация письмом от 29.08.2022 № 6467/01 отказалась принять на себя охранные обязательства.

Министерство исполнило обязанность по направлению охранных обязательств правообладателю земельных участков.

Административный ответчик представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» Кучерова С.В. в судебном заседании пояснила, что с требованиями административного истца не согласна, считает их незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению, в том числе и по тем основаниям, что ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России является по данному делу ненадлежащим административным ответчиком.

ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок площадью 66357 кв.м, с кадастровым номером 26:33:180101:13 по адресу: г. Пятигорск, бульвар Гагарина, д. 39. По вышеуказанному адресу за ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России на праве оперативного управления значится минералопровод с кадастровым номером 26:33:000000:19425.

Как следует и содержания иска административный истец требует оформления охранных обязательств за ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России на часть земельного участка с кадастровым номером: 26:33:210101:82, который

находится в границах муниципального образования города Пятигорска.

В силу части 2 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № ЗЗ-ФЗ) собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Пунктом 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

Поскольку правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России не является, соответственно требование о принятии последним охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения, «Гора Машук», в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82, является незаконным.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно преамбуле Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Гора Машук является краевым памятником природы (Постановление Бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 №676 «О мерах по охране природы в крае»).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26.06.2016 года №169-П утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Машук».

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.06.2022 года, в границы памятника природы «Гора Машук» входит земельный участок с кадастровым номером №26:33:210101:82.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером №26:33:210101:82, поставлен на кадастровый учет, отнесен к категории земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для строительства объектов санаторно-курортного назначения.

Как установлено в судебном заседании, в пределах земельного участка с кадастровым номером №26:33:210101:82 расположены объекты недвижимости с кадастровым номерами №26:33:000000:19425 (Минералопровод, находящийся в собственности Российской Федерации и переданный в оперативное управление от 26.05.2015 года ФГБУ «СКФНКЦ Федерального медико-биологического агентства») и №26:33:210101:1449 (сооружение коммунального хозяйства – газопровод среднего давления, находящийся в муниципальной собственности).

Частью 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство допускает возможность передачи под охрану с оформлением охранного обязательства памятников природы федерального и регионального значения правообладателям земельных участков, на которых данные памятники находятся (п. 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2020), утвержденного 25 ноября 2020 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).

В силу положений ч. ч. 2, 3 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей сказанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, являясь уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Ставропольский край, обязано передать под охрану с оформлением охранного обязательства часть территории памятника природы регионального значения правообладателю земельного участка с кадастровым номером №26:33:210101:82, находящегося в границах памятника природы «Гора Машук».

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №26:33:210101:82, расположенного в границах памятника природы краевого значения «Гора Машук» обязано принять на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятника природы, в силу чего, заявленные административные требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Проверкой установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 26 Закона № 33-ФЗ, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края мер к передаче под охрану, с оформлением охранного обязательства, части территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» правообладателям земельного участка с кадастровым номером №26:33:210101:82, не принято.

В нарушение требований ч. 2 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае мер к принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук» не принято, охранное обязательство на памятник природы краевого значения «Гора Машук» не подписано.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории города-курорта Пятигорск, иных граждан Российской Федерации, круг которых невозможно определить, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2. 3 ст. 3. п. 1 ст. 11) права граждан па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о се состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду в данном случае заключается в том, что непринятие ответчиками мер по передаче и принятию обязательств по обеспечению режима особой охраны памятника природы «Гора Машук», может привести к утрате, причинению вреда памятники природы, ухудшению экологической обстановки на территории памятника природы, утрате биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии ответчиками конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы «Гора Машук», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы, - заключении охранного обязательства на памятник природы краевого значения «Гора Машук».

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.

Исковые требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию города Пятигорска по принятию охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 в течении одного месяца после получения охранного обязательства из Министерства, по мнению суда, удовлетворению не подлежит, поскольку как усматривается из материалов дела сведения о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствует, в силу чего суд не находит оснований для признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части не принятия мер по направлению охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах вышеуказанного земельного участка в адрес администрации города Пятигорска, учитывая, что Министерством в адрес администрации города Пятигорска 28.07.2022 года охранные обязательства направлялись.

Также суд полагает не подлежащими удовлетворению и требования административного истца в части признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части не принятия мер по направлению охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах вышеуказанного земельного участка в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» и возложении на них обязанности по принятию охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82, поскольку как установлено в судебном заседании, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» не является соответственно, требования о принятии им охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук», является неправомерным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Пятигорска, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по направлению охранного обязательства, возложении обязанности по направлению охранного обязательства, возложении обязанности по принятию охранного обязательства, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части не принятия мер по направлению охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае;

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда обязанность направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае принять охранное обязательство на часть территории памятника природа краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 в течение одного месяца после получения охранного обязательства из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в части признания незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в части непринятия мер по направлению охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 в адрес администрации города Пятигорска и в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства»; возложении на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанности в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу решения суда направить охранное обязательство на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 в адрес администрации города Пятигорска и в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства»; возложении обязанности на администрацию города Пятигорска и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Кавказский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства» по принятию охранного обязательства на часть территории памятника природы краевого значения «Гора Машук» в границах земельного участка с кадастровым номером 26:33:210101:82 в течение одного месяца после получения охранного обязательства из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.

Мотивированное решение суда изготовлено 07.10.2022 года

Судья О.В.Веснина