ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-391/17 от 13.04.2017 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2017 года г.Ахтубинск

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:

Председательствующий судья Лубянкина Ю.С.

при секретаре Чернышовой И.А.

с участием представителя административного истца Сардарова Ф.А.

представителя административного ответчика администрации МО «Город Ахтубинск» Барсукова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании бездействия администрации МО «город Ахтубинск» незаконным и обязании разработать и утвердить административный регламент, устанавливающий порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта,

установил:

Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований указал, что Ахтубинской городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года по обращению Гаджиева З.Г. проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Город Ахтубинск» требований действующего законодательства, по результатам которой выявлены нарушения указанного законодательства. Орган местного самоуправления обязан оказывать муниципальные услуги в сфере торговой деятельности и бытового обслуживания в соответствии с административными регламентами. В ходе проверки, проведенной городской прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что администрацией МО «Город Ахтубинск» не утвержден административный регламент, устанавливающий порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта. По результатам проверки городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО «Город Ахтубинск» внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства. В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 28, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влекут за собой установленную законом ответственность. Вышеуказанное представление рассмотрено с участием старшего помощника Ахтубинского городского прокурора Сардарова Ф.А. и принято решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в представлении. В Ахтубинскую городскую прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , из которого следует, что в удовлетворении требований отказано. Кроме того, в ответе отсутствует сведения о рассмотрении вопроса о принятии соответствующего административного регламента по предоставлению разрешений на установку нестационарных торговых объектов, т.е. указанное требование представления оставлено без рассмотрения. Таким образом, отсутствие административного регламента, устанавливающего порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта, является нарушением указанного законодательства и может привести к возникновению коррупционных проявлений. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» разработать и утвердить административный регламент, устанавливающий порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.

В судебном заседании представитель административного истца Сардаров Ф.А. заявленные требования поддержал полностью по указанным в административном иске доводам, просил суд, с учетом дополнения к административному исковому заявлению признать незаконным бездействие администрации МО «Город Ахтубинск», обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» разработать и утвердить административный регламент, устанавливающий порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.

Представитель административного ответчика Барсуков М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в части обязания администрации разработать административный регламент, пояснив, что в настоящий момент разработан проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «выдача разрешения на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ахтубинск», который необходимо утвердить.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В силу п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Частями 1, 3, 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок включения нестационарных объектов в схему размещения на территории МО «Город Ахтубинск».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2014 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. В названной норме также установлены требования к структуре административных регламентов.

В силу статьи 2 названного Федерального закона административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги установлены в статье 14 данного закона.

В силу статьи 13 разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки Ахтубинской городской прокуратурой деятельности должностных лиц органа местного самоуправления администрации МО «город Ахтубинск», выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии на территории администрации МО «город Ахтубинск» принятого административного регламента о предоставлении разрешения на размещение нестационарных торговых объектов.

ДД.ММ.ГГГГ Ахтубинской городской прокуратурой вынесено предписание с требованием принять меры к разработке и утверждению административного регламента на предоставление муниципальной услуги – выдача разрешения на размещение нестационарного торгового объекта. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в допущенных нарушениях (л.д.

ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «Город Ахтубинск» в присутствии должностных лиц, в присутствии представителя прокуратуры Сардарова Ф.А. было рассмотрено представление Ахтубинской городской прокуратуры об устранение нарушений земельного законодательства и законодательства о противодействии коррупции.

ДД.ММ.ГГГГ в Ахтубинскую городскую прокуратуру поступил ответ администрации МО «город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , из которого следует, что указанное требование представления рассмотрено не было.

В силу положений статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которая предписывает, что разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий услуги, то есть администрация МО «город Ахтубинск» должна разработать и утвердить проект административного регламента по вопросам предоставления разрешения на размещение нестационарных торговых объектов.

Такая же обязанность также вытекает из требований статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ.

При этом, в статье 29 Федерального Закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которая предусматривает меры, направленные на обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона, установлено, что административные регламенты должны быть разработаны и приняты, в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный закон N 210-ФЗ вступил в законную силу 30.07.2010 года.

При изложенных обстоятельствах, усматривается бездействие администрации МО «город Ахтубинск» в неисполнении возложенной на нее законом обязанности, в данном случае в непринятии административного регламента по вопросам предоставления разрешения на размещение нестационарных торговых объектов.

Кроме того, установленные Федеральным законом N 210-ФЗ сроки для его принятия уже истекли.

Отсутствие административного регламента с содержанием всех требований Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулирующего отношения по предоставлению муниципальных и государственных услуг, означает допустимость произвольной организации работы администрации МО «город Ахтубинск» по оказанию услуги. Также при отсутствии административного регламента, не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, предусмотренные статьей 5 Федерального закона N 210-ФЗ

Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время проект административного регламента разработан и в данной части требования административного истца удовлетворению не подлежат, являются не состоятельными, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган, являющийся разработчиком административного регламента. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы (ст. 10 закона № 210 –ФЗ).

Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов (ст. 12 закона № 210-ФЗ).

Из материалов административного дела следует, что проект административного регламента администрации МО «город Ахтубинск» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение нестационарных торговых объектов на территории МО «город Ахтубинск» находится на стадии разработки.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, а также требования постановления Правительства РФ от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации МО «город Ахтубинск» по подготовке и принятию административного регламента устанавливающего порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарных торговых объектов является незаконным, так как обязанность принять регламент установлена законом. Непринятие административного регламента нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля в сфере торговой деятельности и бытового обслуживания.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Ахтубинского городского прокурора Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании незаконным бездействия администрации МО «город Ахтубинск», обязании разработать и утвердить административный регламент, устанавливающий порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «город Ахтубинск» по подготовке и принятию административного регламента устанавливающего порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарных торговых объектов.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» разработать и утвердить административный регламент, устанавливающий порядок принятия, рассмотрения заявления о предоставлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.

Судья Ю.С. Лубянкина