Дело № 2а-391/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Ковбас Л.В.,
с участием: административного истца ФИО1, представителя административного истца – ФИО2, представителей административного ответчика – ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иркутске административное дело № 2а –391/2019 по административному исковому заявлению ФИО1, к МУ МВД России «Иркутское» в лице отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» о признании незаконным отказа в проведении регистрационных действий, о возложении обязанности провести регистрационные действия,
установил:
в обоснование административного искового заявления с учетом дополнений указано, что Дата ФИО1 приобрел автомобиль «........», государственный номер № регион по договору купли-продажи. Ранее, Дата прежним собственником ФИО2 автомобиль был поставлен на учет в МОГТО и РТС ГИБДД при ГУВД по Адрес. Дата через электронный портал «государственные услуги» административный истец обратился в отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" со всеми необходимыми документами для замены собственника по данному автомобилю. По результатам осмотра автомобиля и обработки представленных документов был выдан письменный отказ в проведении регистрационного действия. В качестве основания такого отказа указана ссылка на п. 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1), утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, так как не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в случае если невозможно идентифицировать транспортное средство вследствие замены рамы, кузова или составляющей части конструкции, повлекшей утрату идентификационного номера, нанесенного изготовителем транспортного средства при его выпуске в обращение. Также, в отказе имеется ссылка на пункт 24 Административного регламента 605 МВД РФ (представление ТС в том числе из составных частей конструкции), но при этом не конкретизировано значение и мотивы данной ссылки. Административный истец считает несостоятельной ссылку на невозможность идентифицировать транспортное средство вследствие замены рамы, кузова или составляющей части конструкции, повлекшей утрату идентификационного номера, нанесенного изготовителем транспортного средства при его выпуске в обращение, поскольку в соответствии с п. 1 паспорта ТС серии №, выданного Дата МОГТО и РТС ГИБДД при ГУВД по Адрес на автомобиле идентификационный номер (VIN) отсутствует, так как заводом-изготовителем не предусмотрено нанесение данного уникального кода, вместо которого применено обозначение номера кузова №), полностью соответствующего представленным документам.
В нарушение п. 3 Правил государственной регистрации (приложение N 1), утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 года № 399, пункт 24 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 года № 605, сотрудник МУ МВД России "Иркутское" незаконно отказал в предоставлении государственной услуги по регистрации автомобиля. В соответствии с п. 3 договора купли-продажи от Дата, до заключения настоящего договора указанное транспортное средство (номерной агрегат) никому не продано, не заложено, не имеет регистрационных ограничений по проведению регистрационных действий в Госавтоинспекции, не является предметом исков третьих лиц и под арестом не состоит. В соответствии с п. 4 договора купли-продажи, в случае неисполнения продавцом п. 3 настоящего договора, покупатель вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке, направив мотивированное письменное уведомление, вернуть транспортное средство обратно продавцу и потребовать возврата денежных средств, уплаченных по стоимости, указанной в п. 1 настоящего договора. В случае расторжения договора купли-продажи ТС продавец будет вынужден вернуть денежные средства покупателю и обратиться с иском к МУ МВД России "Иркутское" о взыскании убытков, связанных с невозможностью возмездного отчуждения имущества из-за ограничений в регистрационных действиях по вине ответчика, поставившего изначально данный автомобиль на учёт. Действия ответчика, с учётом изложенного, в нарушение ст. 209 ГК РФ, лишают собственника автомобиля права по своему усмотрению на совершение в отношении принадлежащего ему имущества любых (регистрационных) действий, не противоречащих закону и иным правовым актам, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Сложившиеся обстоятельства создают противоречия в уплате транспортного налога. Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Действия ответчика препятствуют производить уплату транспортного налога, что также является нарушением действующего налогового законодательства.
Административный истец просит суд признать незаконным отказ в проведении регистрационного действия к заявлению № от Дата отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД МУ МВД России «Иркутское»; обязать отдел технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» в проведении регистрации и регистрационных действий с транспортным средством «........», государственный номер № регион, кузов №.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, просили требования удовлетворить.
Представители административного ответчика ФИО3, ФИО4 в судебном заседании требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, поддержали доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что при осмотре инспектором ОТН и РАМТС ГИБДД транспортного средства «........», государственный регистрационный знак № регион, предоставленным истцом для регистрации, были обнаружены сварные швы на задней части автомобиля, не предусмотренные заводом- изготовителем, не обеспечивающие безопасность транспортного средства, что повлекло невозможность его регистрации. Согласно сведениям карточки учета транспортного средства, Дата в МОГТО и РТС ГИБДД по Адрес (ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское») с заявлением о регистрации автомобиля «........», Дата года выпуска, обратился И. Автомобиль был зарегистрирован, выдан государственный регистрационный знак № регион. ДатаИ. обратился в ОТН и РАМТС с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы, связанные с заменой номерных агрегатов и цвета. Внесены следующие изменения: замена кузова - установлен кузов «........» (Дата года выпуска) вместо кузова «........»; номер установленного кузова; цвет кузова (серо-белый цвет изменен на черный цвет). К заявлению о внесении изменений в регистрационные документы И. приложил грузовую таможенную декларацию, в которой было указано: кузов марки «........» с номером №, бывший в употреблении в Адрес, кузов разрезался на две части, в заявлении-декларации в таможню заявлялся как запчасти. Сбор таможенных платежей как за единичное полнокомплектное транспортное средство не производился. Транспортное средство «........» было продано И. ФИО2, который, в свою очередь, по договору купли-продажи транспортного средства от Дата, продал его административному истцу. Обнаруженные изменения в конструкции транспортного средства не позволили сотруднику полиции произвести регистрационные действия по заявлению истца. ФИО1 при обращении в ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» свидетельство о безопасности транспортного средства не представил, чем исключил возможность произвести регистрационные действия с принадлежащим ему транспортным средством.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи транспортного средства от Дата приобрел автомобиль ........, Дата года выпуска, VIN отсутствует, № кузова №, государственный номер № регион.
Дата административный истец обратился в ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные в связи со сменой собственника автомобиля.
В проведении регистрационных действий административному истцу было отказано.
В качестве обоснования отказа в проведении регистрационных действий государственным органом указано, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, в случае если идентификация транспортного средства невозможна вследствие замены рамы, кузова или составляющей части конструкции, повлекшей утрату идентификационного номера, нанесенного изготовителем транспортного средства при его выпуске в обращение, приведена ссылка на п. 24 Административного регламента № 605 МВД РФ (представление ТС, в том числе, из составных частей конструкции).
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.
В соответствии со ст. 15 названного Закона транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (п. 1).
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Порядок регистрации транспортных средств регламентирован утвержденными Приказом МВД РФ 26 июня 2018 г. N 399 Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации) и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Пунктом 3 Правил регистрации предусмотрено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям, одним из которых является то, что представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 7 августа 2013 года N 605, установлены следующие основания для отказа в регистрации транспортных средств: представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах (абзац 3).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
С января 2015 года требования к безопасности колесных транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года № 877.
Разделом III Технического регламента установлены Правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию колесных транспортных средств. Согласно пункту 8 «Документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются: для единичных транспортных средств – свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства».
Согласно пункту 6 Технического регламента Таможенного союза «свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства» - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства» - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента».
Разделом II Технического регламента установлен порядок проверки выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение. В соответствии с п. 68 «Проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией, включенной в Единый реестр органов по сертификации испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции, проведения необходимых испытаний и измерений ».
В соответствии с абзацем 8 пункта 70 Регламента по результатам изучения всех необходимых доказательственных материалов аккредитованная испытательная лаборатория выдает заявителю свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, в которое при необходимости заносятся отметки об ограничении применения транспортного средства.
По смыслу указанных норм, транспортное средство, конструкция которого подвергалась изменению, допускается к участию в дорожном движении только после прохождения сертификации в специальной аккредитованной испытательной лаборатории с получением свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Из карточки учета ТС Дата в МОГТО и РТС ГИБДД по Адрес (ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское») с заявлением о регистрации автомобиля ........, Дата года выпуска, номер кузова №, цвет серо-белый, обратился И. Автомобиль был зарегистрирован, выдан государственный регистрационный знак № регион.
ДатаИ. обратился в ОТН и РАМТС с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы, связанные с заменой номерных агрегатов, цвета, конструкции ТС.
В регистрационные данные внесены следующие изменения: замена кузова - установлен кузов ........, Дата года выпуска, номер установленного кузова №, изменение цвета ТС на черный.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и проанализировав установленные на их основе обстоятельства применительно к нормативным предписаниям вышеуказанных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в совершении регистрационных действий в отношении спорного автомобиля, поскольку на спорном автомобиле произведена замена кузова, при этом транспортные средства, в которых была произведена замена частей конструкции, могут быть допущены Госавтоинспекцией к участию в дорожном движении лишь при представлении свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства.
Заявителем не представлено достаточных доказательств соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения на момент обращения в регистрирующий орган за проведением регистрационных действий.
Указанное свидетельствует о том, что у административного ответчика имелись основания, препятствующие регистрации транспортного средства, поскольку действия уполномоченного органа направлены на устранение любой возможности допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.
Доводы о нарушении прав заявителя, как собственника транспортного средства, также являются необоснованными.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и поэтому регламентировано нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Таким образом, возможность регистрации автомобиля, не соответствующего требованиям безопасности, в целях допуска его к дорожному движению не ставится в зависимость от добросовестности либо недобросовестности его приобретателя; обязанность органов ГИБДД допустить транспортное средства к участию в дорожном движении не является безусловной. В данном случае речь идет не о нарушении прав собственника, а о соблюдении специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Факт приобретения права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении при установленном факте замены частей конструкции и не представлении свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства.
Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом N 196-ФЗ (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Для признания незаконными действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
В данном случае такой совокупности не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения требования административного истца у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
При выяснении вопроса о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями во взаимосвязи с обстоятельствами дела суд приходит к выводу, что административным истцом срок для обращения в суд с настоящим иском не пропущен.
Руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1, к МУ МВД России «Иркутское» в лице отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» о признании незаконным отказа в проведении регистрационных действий к заявлению № от Дата года, о возложении обязанности провести регистрационные действия с транспортным средством ........, г/н №, кузов № оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Е.П. Глебова