2а-391/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 февраля 2021 года Ленинский районный суд г.Томска в составе:
Председательствующего: Ананичевой Н.Б.
При секретаре: Ильиной Н.В.
С участием представителя административного истца с участием представителя административного истца помощника Томского транспортного прокурора Дубенюка Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по административному исковому заявлению Томского транспортного прокурора к Управлению Федеральной службы в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации,
установил:
Томский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (далее – Управление Роскомнадзора по Томской области), в котором просит признать информацию о продаже снюса, распространяемою посредством сети «Интернет», размещенную по адресу: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указано, что при осуществлении надзора за исполнением законов в сфере образования и транспортной безопасности установлен факт наличия по данному адресу запрещенной к распространению информации. В частности, на данном сайте предлагаются к продаже дипломы ОГБПОУ «Томский техникум водного транспорта и судоходства». Вход на данный сайт является свободным, воспользоваться его услугами может любой пользователь Интернета, в то время как в соответствии со ст.60 ФЗ РФ «Об образовании» диплом об образовании выдается лицам успешно прошедшим итоговую аттестацию, подтверждающую получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации.
Пунктом 2 Порядка заполнения и выдачи дипломов, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 №1186, установлено, что дипломы выдаются только образовательным организациям, осуществляющим деятельность по аккредитованным образовательным программам.
Ст.327 УК РФ установлена ответственность за подделку документов, соответственно, продажа поддельных дипломов образует указанный состав, кроме того способствует коррупционным проявлениям, т.к. позволяет трудоустроиться лицам, не имеющим специального профессионального образования, не имеющих навыков, которое оно дает.
Трудоустройство лиц с поддельными дипломами Томского техникума водного транспорта может повлечь возникновение транспортных происшествий и событий, также гибель людей, ввиду отсутствия знаний у лиц, приобретших поддельные дипломы, что несет угрозу транспортной и человеческой безопасности.
В целях недопущения подобного данная информация должна быть запрещена.
Представитель административного истца помощник Томского транспортного прокурора Дубенюк Д.В.. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, настаивал на их удовлетворении. Суду пояснил, что в соответствии с новыми положениями законодательства Управление Роскомнадзора подлежит привлечению третьего лица, если известен ответчик. В данном случае ответчик не известен, т.к. сервер зарегистрирован в Содружестве Багамских островов, подача иска в порядке КАС РФ без указания ответчика не возможна, ввиду чего Роскомнадзор указан ответчиком.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается актом проверки на сайте по адресу<данные изъяты> всем пользователям Интернета предлагается воспользоваться услугами по продаже поддельных дипломов ОГБПОУ «Томский техникум водного транспорта и судоходства» (далее – Техникум).
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
в соответствии со ст.60 ФЗ РФ «Об образовании» диплом об образовании выдается лицам успешно прошедшим итоговую аттестацию, подтверждающую получение профессионального образования соответствующего уровня и квалификации.
Пунктом 2 Порядка заполнения и выдачи дипломов, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 №1186, установлено, что дипломы выдаются только образовательным организациям, осуществляющим деятельность по аккредитованным образовательным программам.
Ст.327 УК РФ установлена ответственность за подделку документов, соответственно, продажа поддельных дипломов образует указанный состав, кроме того способствует коррупционным проявлениям, т.к. позволяет трудоустроиться лицам, не имеющим специального профессионального образования, не имеющих навыков, которое оно дает.
Трудоустройство лиц с поддельными дипломами Томского техникума водного транспорта может повлечь возникновение транспортных происшествий и событий, также гибель людей, ввиду отсутствия знаний у лиц, приобретших поддельные дипломы, что несет угрозу транспортной и человеческой безопасности.
В целях недопущения подобного данная информация должна быть запрещена.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 3 ст. 15.5 Федерального закона N 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях ограничения доступа в сети "Интернет" к Интернет-сайту <данные изъяты> содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Поскольку полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N 228, при этом, основанием для внесения указанных интернет-ссылок в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Однако, Роскомнадзор в данном случае надлежащим ответчиком не является, поскольку не является распространителем запрещенной информацией, однако, подача данного административного иска без указания ответчика невозможна, установить ответчика не представилось возможным, таким образом Транспортный прокурор не имел возможности воспользоваться данным способом защиты без указания Роскомнадзора ответчиком.
Принимая во внимание, что Томским транспортным прокурором заявлены требования о признании информации, размещенной на вышеуказанном Интернет-сайте, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а не о запрете Интернет-сайта как такового или о запрете использования самого сайта, удовлетворение судом заявленных требований не повлечет за собой изменение объема прав и обязанностей ни администратора этого сайта, ни каких-либо иных лиц (в том числе прав на распространение размещенной на сайте информации).
При таких обстоятельствах, в ином порядке, кроме судебного, ограничить доступ к информации, размещенной на вышеназванном Интернет-сайте, доступной для просмотра любому пользователю сети Интернет, не представляется возможным.
Учитывая изложенное, суд признает, что размещение информации о продаже поддельных дипломов, нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в сфере транспортных перевозок и их безопасности, а потому требование Томского транспортного прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 178 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Томского транспортного прокурора о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Копию настоящего решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области для включения Интернет-сайта <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Б. Ананичева
Мотивированный текст решения суда изготовлен 4.02.2021.
УИД 70RS0002-01-2021-000020-09
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>