ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-391/2021 от 25.02.2022 Арзгирского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

административное дело № 2а-9/2022

УИД 26RS0006-01-2021-000570-23

25 февраля 2022 года село Арзгир

Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Мамонов С.С.

с участием представителей административного истца помощника прокурора Арзгирского района Пакова В.Н.

представителя административного ответчика администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края Лисовиной И.И.

при секретаре Лабуренко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале заседаний Арзгирского районного суда административное дело по административному иску прокурора Арзгирского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие выразившееся в не разработке проекта рекультивации земель занятых свалкой и возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие выразившееся в не разработке проекта рекультивации земель занятых свалкой и возложении обязанности совершить определенные действия.

Арзгирским районным судом к участию в деле были привлечены в качестве заинтересованных лиц территориальный отдел администрации Арзгирского муниципального округа села Серафимовского, ГКУ СК «Земельный фонд Ставропольского края» и Министерство имущественных отношений Ставропольского края.

В обосновании иска прокурор указал, что в ходе проверки исполнения администрацией Арзгирского муниципального округа природоохранного законодательства, выявлены нарушения Земельного кодекса РФ, Федерального закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном <адрес>, общей площадью более 5 га, размещены отходы производства и потребления, умершие туши домашнего скота, иные органические и неорганические отходы. Указанный участок относится к категории земель населенных пунктов и располагается на территории Арзгирского муниципального округа и находится в ведении органов местного самоуправления. Постановлением главы администрации муниципального образования с. Серафимовского свалка твердых коммунальных отходов на вышеуказанном земельном участке закрыта с 01.08.2018 г. Каких либо мер по рекультивации земель, занятых свалкой, до настоящего времени администрацией округа не предпринято, что в свою очередь влечет загрязнению окружающей среды, способствует распространению инфекционных заболеваний. В связи с допущенными нарушениями закона начальнику территориального отдела администрации Арзгирского муниципального округа в с. Серафимовском вынесено представление, из ответа следует, что у администрации округа отсутствует финансирование, денежные средства на изготовления проекта рекультивации не заложены. В связи с чем, просят суд признать незаконным бездействие администрации Арзгирского муниципального округа, выразившееся в не разработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии 500 м на северо-запад от <адрес>, географические координаты , общей площадью более 5 га, а также в непринятии мер к ликвидации свалки на указанном земельном участке. Возложить на администрацию Арзгирского муниципального округа обязанность не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном <адрес>, географические координаты , общей площадью более 5 га, а также в непринятии мер к ликвидации свалки на указанном земельном участке, а также ликвидировать свалку на указанном земельном участке.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО3 иск поддержал и просил требования прокурора удовлетворить в полом объеме, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером , расположенном на <адрес><адрес> относится в категории земель сельхозназначения, государственная собственность на которые не разграничена. Поскольку несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Арзгирского муниципального округа, обязанность ликвидировать свалку и разработать проект рекультивации данного земельного участка лежит на административном ответчике.

Представитель административного ответчика Арзгирского муниципального округа Ставропольского края Лисовина И.И. в судебном заседании с иском прокурора не согласилась, полностью поддержала доводы возражений, представленных относительно требований прокурора, в которых указали, что спорный земельный участок не относится к категории земель населенных пунктов, соответственно не находится в муниципальной собственности Арзгирского муниципального округа и в собственности муниципального образования с. Серафимовского. Вышеуказанный земельный участок не передавался в казну Арзгирского муниципального округа, с учетом норм гражданского и земельного законодательства администрация округа не осуществляет управление и распоряжение земельным участком, на котором размещены отходы производства и потребления, не является лицом ответственным за этот земельный участок, считает требования заявленные административным истцом незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представители Министерства имущественных отношений Ставропольского края в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дела без участия представителей и в соответствии с требованием законодательства.

Представители ГКУ СК «Земельный фонд Ставропольского края» в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дела без участия представителей, вынести решение суда в соответствии с требованиями законодательства.

Представители территориальный отдел администрации Арзгирского муниципального округа села Серафимовского в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дела без участия представителей, представили отзыв в котором указали, что к вопросам местного значения муниципального округа относится организация утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Свалка на территории села Серафимовское законсервирована с июля 2018 г., но не утилизирована. К полномочиям ТО АА МО СК в с. Серафимовском относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

С учетом мнения представителя административного истца, административного ответчика, дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Выслушав доводы административного истца, представителя административного ответчика и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Судом установлено, что прокуратурой Арзгирского района Ставропольского края по заданию прокуратуры края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природоохранного законодательства, регламентирующего обращение с твердыми бытовыми отходами.

По результатам проведенной проверки при обследовании территории земельного участка с кадастровым номером , установлено, что на данном земельном участке, расположенном на <адрес>, географические координаты , общей площадью более 5 га, размещены отходы производства и потребления, умершие туши скота, иные органические и неорганические отходы. В связи с выявленными нарушениями законодательства, прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. (л.д. 18-19)

В ответ на представление прокурора начальник территориального отдела администрации Арзгирского муниципального округа в с. Серафимовском Н.Н. Ткаченко, пояснила, что свалка законсервирована с июля 2018 года, вывоз мусора на свалку запрещен, при разграничении полномочий и реорганизации, полномочия по рекультивации земель возлагаются на Арзгирский муниципальный округ, должностное лицо за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей привлечен к дисциплинарной ответственности. (л.д. 16)

Постановлением главы администрации муниципального образования села Серафимовского а-р от ДД.ММ.ГГГГ свалка на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером расположенном в <адрес>, площадью более 5 га закрыта с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 15)

Как установлено в судебном заседании земельный участок с кадастровым номером расположенный в 500 м на северо-запад от <адрес> относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, является обособленным земельным участком с кадастровым номером 26: государственная собственность на которые не разграничена, что отражено в выписке из Единого государственного реестра недвижимости. (л.д. 50-82)

В соответствии с ч. l ст. 13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

При этом ст. 7 Закон № 7-ФЗ участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Положения статьи 13 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородию, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Так, в соответствии с п. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании сведений о правообладателе на земельный участок с кадастровым номером расположенный <адрес><адрес> в границах кадастрового квартала общей площадью более 5 га, в ЕГРН отсутствуют (л.д. 50-82).

В материалах дела имеется постановление администрации Арзгирского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером передан в аренду Серафимовскому хуторскому казачьему обществу <адрес> казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества до 2024 года. (л.д. 83)

Решением Арзгирского районного суда от 09.03.2021 г. Серафимовское хуторское казачье общество <адрес> казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

При этом доводы представителя администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о том, что данный земельный участок фактически занят землями сельхозназначения, в казну округа не передан, не находится в муниципальной собственности, а как следствие администрация округа не осуществляет управление и распоряжение данным земельным участком, ссылаясь на тот факт, что спорный земельный участок передан в аренду Серафимовскому хуторскому казачьему обществу, в связи с чем именно они должны как арендаторы проводить очистку территории от бытовых и промышленных отходов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат нормам Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Земельному законодательству, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод о том, что Серафимовское хуторское казачье общество допустило возникновение свалки и в свою очередь должны ликвидировать её, не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела, так как каких либо доказательств наличие виновных действий со стороны казачьего общества в ненадлежащем использовании спорного земельного участка суду не представлено. Более того обязанность ликвидировать свалки отходов в границах территории муниципального округа возложена действующим законодательством на администрацию Арзгирского муниципального округа.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для административного ответчика распоряжаться ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

В соответствии со ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.01.2020 года № 4-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Арзгирского муниципального района Ставропольского края и об организации местного самоуправления на территории Арзгирского муниципального района Ставропольского края» муниципальные образования, входящие в состав Арзгирского муниципального района Ставропольского края, в том числе с. Серафимовское, преобразованы путем их объединения без изменения границ во вновь образованное муниципальное образование Арзгирский муниципальный округ Ставропольского края.

Согласно ч. 1 ст. 22 и ч. 1 ст. 30 Устава администрации Арзгирского муниципального округа, утвержденного решением Совета депутатов Арзгирского муниципального округа от 11.11.2020 года № 29 администрация муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального округа, который организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Ставропольского края.

В силу п. 16 ст. 33 Устава администрации муниципального округа администрация муниципального округа под руководством главы администрации муниципального округа организует мероприятия по охране окружающей среды в границах Арзгирского муниципального округа.

В силу п.п. 11, 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу прямого указания пункта 18 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ обязанность по ликвидации навалов мусора и ответственность за неисполнение данной обязанности возлагается на муниципальный округ, в данном случае администрацию Арзгирского минимального округа Ставропольского края.

В соответствии с абз.4, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, регламентирующих порядок сбора, складирования, использования, сжигания, переработки и обезвреживания, транспортировки, захоронения и иного обращения с отходами производства и потребления, администрация Арзгирского муниципального округа Ставропольского края допустила организацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на спорном земельном участке и не обеспечила надлежащее содержание указанной территории, где отсутствует ограждение, ненадлежащее использование земельного участка приводит к порче земли, несанкционированное размещение отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

Доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов из места их несанкционированного размещения на спорном земельном участке администрация Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, суду не представила.

Сведений о загрязнении указанной территории конкретными землепользователями либо расположения несанкционированной свалки вне пределов территории муниципального округа, материалы дела не содержат.

Кроме этого как установлено в судебном заседании и не отрицал административный ответчик на момент рассмотрения дела в суде несанкционированная свалка отходов на спорном земельном участке не ликвидирована.

При изложенных обстоятельствах суд, проанализировав положения вышеприведенных Федеральных законов, исходя из установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу о том, что установленное в ходе проверки прокуратурой наличие несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 26:10:090102:38, расположенном в 500 м на северо-запад от с. Серафимовского, свидетельствует о невыполнении администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края возложенных законом на нее обязанностей по организации очистки территории муниципального округа от мусора и отходов.

Таким образом, обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.

Рассматривая требования прокурора в части административных исковых требований разработать проект рекультивации спорного земельного участка, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. «в» ч. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель» в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются: исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Подпунктом «а» пункта 26 Правил проведения рекультивации установлено, что лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 28 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.

Учитывая что, к вопросам местного значения муниципального округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность разработать проект рекультивации спорного земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что в результате ненадлежащей организации администрацией Арзгирского муниципального округа деятельности по сбору, твердых коммунальных отходов, нарушаются права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что может повлечь за собой причинение существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды.

Срок исполнения решения необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Стороной административного истца указан срок исполнения решения три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает указанный срок достаточным для исполнения решения суда и устранения указанных нарушений требований законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца - прокурора Арзгирского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Арзгирского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным бездействие и возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Арзгирского муниципального округа, выразившееся в не разработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на <адрес>, географические координаты общей площадью более 5 га, а также в непринятии мер к ликвидации свалки на указанном земельном участке.

Возложить на администрацию Арзгирского муниципального округа обязанность не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном на расстоянии <адрес>, географические координаты , общей площадью более 5 га, а также ликвидировать свалку на указанном земельном участке.

Возложить на администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края обязанность восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц и сообщить об исполнении решения суда в течение 3 месяцев, со дня вступления его в законную силу в Арзгирский районный суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Арзгирский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 10.03.2022 года.

Судья С.С. Мамонов