ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-391/2021230007-01-2021-000830-41 от 23.08.2021 Белоглинского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2а -391/2021 23RS0007-01-2021-000830-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Белая Глина 23 августа 2021 года

Белоглинский районный суд

Краснодарского края в составе

судьи Журкиной Т.В.

при секретаре Гощук Т.А.

с участием представителя административного истца

помощника прокурора Белоглинского района Борисова М.С.

3-го лица по доверенности ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Успенского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористического законодательства.

Установил:

Прокурор Белоглинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Успенского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений требований антитеррористического законодательства.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка фактического устранения выявленных в мае 2021 года нарушений антитеррористического законодательства администрацией Успенского сельского поселения Белоглинского района.

Установлено, что нарушения, указанные в представлении от 20.05.2021, внесенном главе администрации Успенского сельского поселения Белоглинского района, не устранены.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК» (далее - Закон № 256) данный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.

Согласно ст. 3 Закона № 256 целями обеспечения безопасности объектов ТЭК являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере ТЭК от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения безопасности объектов ТЭК являются, в числе прочего, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз; категорирование объектов ТЭК; реализация требований обеспечения безопасности объектов ТЭК; реализация мер по созданию системы физической защиты объектов ТЭК.

В силу ст. 6 Закона № 256 обеспечение безопасности объектов ТЭК осуществляется субъектами ТЭК (п. 13 ст. 2 Закона № 256 определено, что к субъектам ТЭК относятся физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК).

Взаимодействие субъектов ТЭК, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также обеспечение антитеррористической защищенности объектов ТЭК являются одними из принципов обеспечения безопасности объектов ТЭК (ст. 4 Закона № 256).

Кроме того, ст. 12 Закона № 256 установлено, что соблюдение требований обеспечения безопасности объектов ТЭК и требований антитеррористической защищенности объектов ТЭК является обязанностью руководителей субъектов ТЭК. Субъекты ТЭК имеют право вносить в уполномоченные органы предложения об обеспечении безопасности объектов ТЭК, а также совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов ТЭК. При этом к обязанностям субъектов ТЭК отнесено, в числе прочего, оказание содействия в предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию объектов ТЭК.

Исходя из положений ст. 5 Закона № 256 для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов ТЭК с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов (учитываются информация о том, является ли объект ТЭК критически важным объектом ТЭК для инфраструктуры и жизнеобеспечения ТЭК; масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте ТЭК; наличие критических элементов объекта ЛЭК; наличие потенциально опасных участков объекта ТЭК; наличие на объекте уязвимых мест).

Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. З ст. 5 Закона № 256).

В соответствии с п. 2 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК, порядке его проведения и критериях категорирования. утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации о г 05.05.2012 № 459 (далее - Положение), исходными данными для проведения категорирования объекта являются, в том числе, информация об отнесении объекта к критически важным объектам для инфраструктуры и жизнеобеспечения ТЭК и о наличии на объекте опасных производственных объектов; общие сведения об объекте (размещение объекта, общая численность работающих на объекте, максимальная численность работающих на объекте в одной смене в дневное и ночное время, режим работы объекта, наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых зданий и иных объектов массового скопления людей, их характеристика и размещение по отношению к объекту, размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям, сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте); масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте, в том числе, в результате совершения акта незаконного вмешательства; наличие критических элементов объекта и их характеристика; наличие потенциально опасных участков объекта и их характеристика; наличие уязвимых местобъекта.

Пунктом 4 Положения определено, что к низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией муниципального характера является ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб. (в случае если количество пострадавших от 50 до 500 человек либо размер материального ущерба составляет от 5 до 500 млн. руб. чрезвычайная ситуация носит региональный характер).

Методическими рекомендациями по включению объектов ТЭК в перечень объектов, подлежащих категорированию, утвержденными приказом Минэнерго России от 10.02.2012 № 48 (далее - Приказ), определено, что формирование перечня объектов ТЭК, Подлежащих категорированию (далее - Перечень), рекомендуется осуществлять на основании предложений субъектов ТЭК.

При формировании Перечня рекомендуется включать в него объекты ТЭК, соответствующие одному из следующих условий: объект в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отнесен к категории опасных производственных объектов; объектов соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 № 411-рс отнесен к числу критически важных объектов; объект состоит, в том числе, из наружных установок, помещений и (или) зданий, которым присвоены категории А, Б, В 1, В2 по пожарной и взрывопожарной опасности; объект по своему социально-экономическому значению относится к системам жизнеобеспечения населения; объект используется для выполнения мобилизационного задания в расчетном году; объект находится на праве собственности (ином законном основании) у организации, которой присвоена категория по гражданской обороне; объекту присвоена категория по режиму секретности.

Также виды объектов ТЭК, рекомендуемых к включению в Перечень, приведены в приложении к Приказу. К таким объектам, в числе прочих, отнесены объекты теплосетей с количеством работающих свыше 10 человек, а также отопительные котельные, снабжающие больницы (поликлиники), детские сады и школы.

Котельная, расположенная по адресу: ст. Успенская, ул. Ратимова, д. 5, находится в собственности администрации Успенского сельского поселения, передана на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию (далее - МУП) «Белоглинскаятеплосистема».

В силу приведенных выше положений указанные котельные являются объектами жизнеобеспечения, снабжающими поликлиники, детские сады и школы, отнесены к категории опасных производственных объектов (сведения из реестра Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), аварии на которых могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций муниципального характера, в связи с чем данные котельные обладают признаками объектов ТЭК низкой категории опасности.

Администрация Успенского сельского поселения, являясь субъектом ТЭК как собственник указанных выше котельных, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), обязана оказывать содействие в предупреждении актов незаконного вмешательства, обеспечивать безопасность объектов и соблюдение требований их антитеррористической защищенности.

В силу п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а такжев минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

При этом администрацией Белоглинского сельского поселения не реализуется право вносить предложения по формированию Перечня в уполномоченный на его формирование орган.

Непринятие до настоящего времени субъектом ТЭК мер, направленных на проведение категорирования объектов ТЭК, находящихся в его собственности, в том числе путем взаимодействия субъектов ТЭК с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, препятствует надлежащей организации обеспечения антитеррористической защищенности социально-значимых объектов энергетики, что в свою очередь может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций вследствие совершения актов незаконного вмешательства, противоречит принципам, целям и задачам законодательства о безопасности объектов ТЭК.

Просит признать незаконным бездействие администрации Успенского сельского поселения Белоглинского района, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений антитеррористического законодательства.

Обязать администрацию Успенского сельского поселения Белоглинского района устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, а именно осуществить категорирование котельной, расположенной по адресу: ст. Успенская Белоглинского района Краснодарского края, ул. Ратимова, д. 5.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Белоглинского района Борисов М.С. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Успенского сельского поселения в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и признании исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Усматривая, что признание иска ответчиком закону не противоречит, прав и охраняемых законом интересов других лиц не нарушает, суд принимает признание иска ответчиком.

Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180,189 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Успенского сельского поселения Белоглинского района, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений антитеррористического законодательства.

Обязать администрацию Успенского сельского поселения Белоглинского района устранить нарушения требований антитеррористического законодательства, а именно осуществить категорирование котельной, расположенной по адресу: ст. Успенская Белоглинского района Краснодарского края, ул. Ратимова, д. 5.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белоглинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 27 августа 2021 года.

Судья Т.В. Журкина