ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-391/2022 от 24.05.2022 Почепского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-391/2022

УИД 32RS0023-01-2022-000690-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2022 года г. Почеп

Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р. В., при секретаре Лазаренко А. О.,

с участием:

представителя административного истца УМВД России по Брянской области Варсеева Н. Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика Суфрая С. (С),

помощника прокурора Почепского района Николаева В. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по Брянской области о продлении срока пребывания гражданина Республики <адрес> Суфрая С. (С) в Центре временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

УМВД России по Брянской области обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин Республики <адрес> Суфрай С. был осужден Мытищинским городским судом Московской области по ч. 1 ст. 222 и ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Суфрая С. ФСИН России вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Законных оснований для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы административный ответчик не имеет.

На основании ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении гражданина Республики <адрес> Суфрая С. принято решение о депортации за пределы Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Суфрай С. на основании п. 9.3 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» по решению заместителя начальника УМВД России по Брянской области помещен на срок 48 часов в Центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>», расположенный по <адрес>.

Решением Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ Суфрай С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>» сроком на 3 месяца, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ

В связи с осуществлением процедуры депортации указанного гражданина возникает необходимость подготовки соответствующей документации, а также оформления проездного документа (авиабилета), что требует значительных временных затрат. Кроме того, в связи со сложившейся оперативной обстановкой на территории Российской Федерации, нестабильностью либо полным отсутствием авиасообщения между государствами, завершение процедуры депортации указанного гражданина может быть приостановлено на неопределенный срок.

Срок содержания административного ответчика в специальном учреждении по решению суда истекает, что не позволит осуществить данные мероприятия.

В соответствии с п. 2, п. 5 ст. 32.2, п. 4 ст. 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» административный истец просит продлить срок содержания гражданина Республики <адрес> Суфрая С. (С), ДД.ММ.ГГГГ рождения, в Центре временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>», расположенном по <адрес>, на срок 3 месяца, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Брянской области Варсеев Н. Н. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании административный ответчик Суфрай С. административный иск не признал, возражал против продления срока его содержания в ЦВСИГ.

Представитель административного ответчика Силантьев А. А., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил возражения на административный иск, в которых не признал административные исковые требования, в удовлетворении административного искового заявления просил отказать, указал, что продление срока содержания административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан делает невозможным совместное проживание Суфрая С. с близкими родственниками, гражданами <адрес>. Данная мера не является необходимой, оправданной, соразмерной преследуемой цели. ДД.ММ.ГГГГ он подал апелляционную жалоба на решение Почепского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о помещении Суфрая С. в ЦВСИГ, которая до настоящего времени не рассмотрена Брянским областным судом. В связи с чем, в случае удовлетворения административного иска, срок содержания превратится в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательствам РФ и противоречащий Конституции Российской Федерации, Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Административным истцом не приведены обстоятельства, свидетельствующие о том, что пребыванием Суфрая С. на территории РФ создается реальная угроза для безопасности государства и общественного порядка. У Суфрая С. и его родственников - граждан <адрес> (мать, отец, сестра) за период пребывания в России сложились устойчивые связи в стране. В Республике <адрес> у Суфрая С. и его родственников нет имущества в собственности, что сделает невозможным его проживание и нахождение на территории Республики <адрес>. В настоящее время административным истцом возможность исполнения решения о депортации утрачена, не имеется перспектив для подготовки соответствующей документации и оформления проездного документа для возвращения Суфрая С. в Республику <адрес>. В <адрес> введен режим ЧП из-за военной операции России на Украине. Попасть на территорию Республики <адрес> каким-либо сообщением невозможно. Депортация Суфрая С. в течение ДД.ММ.ГГГГ невозможна.

Помощник прокурора Почепского района Николаев В. В. в судебном заседании административное исковое заявление считал законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ст. 268 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Силантьева А. А.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду материалы дела и доказательства, обсудив имеющиеся доводы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории РФ, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Пунктом 11 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трёх дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда. При этом, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (п. 9 ст. 31 указанного Федерального закона).

В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Статья 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает основы содержания иностранных граждан в специальных учреждениях, в частности, содержание в специальных учреждениях осуществляется в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

В целях исполнения указанных в абзаце первом настоящего пункта решений суда и должностных лиц федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его соответствующего территориального органа иностранные граждане доставляются в специальные учреждения.

Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Исходя из содержания положений статей 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, пункта "а" части 1 статьи 5 Декларации о правах человека от 13 декабря 1985 года, статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, права человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Суд отмечает, что впоследствии в связи с истечением установленного судом срока административный истец вправе обратиться в суд с заявлением о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении. Рассмотрение такого заявления обеспечивает периодичность судебного контроля при длительном ограничении права гражданина на свободу и личную неприкосновенность, что предусмотрено главой 28 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина Республики <адрес> Суфрая С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФСИН России вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, с которым Суфрай С. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения, утвержденного заместителем начальника УМВД России по Брянской области ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ Суфрай С. подлежит депортации за пределы Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы. С данным решением Суфрай С. ознакомлен под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения о депортации решением заместителя начальника УМВД России по Брянской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Суфрай С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>», расположенный по <адрес>, на срок 48 часов с целью направления материалов в суд для продления срока содержания в специальном учреждении. С данным решением о помещении в указанное учреждение Суфрай С. ознакомлен под роспись.

Решением Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданин Республики <адрес> Суфрай С. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>», расположенный по <адрес>, сроком на 3 месяца, то есть по ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного начальником ЦВСИГ МО МВД России <данные изъяты>» ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, Суфрай С. ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут принят в Центр временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>».

Из исследованных судом копии приговора Мытищинского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и справки, выданной начальником ФКУ ИК-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, видно, что Суфрай С. был осужден ч. 1 ст. 222 и ч. 2 ст. 228 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. ДД.ММ.ГГГГ Суфрай С. освободился из ФКУ ИК-<адрес>, в связи с отбытием срока лишения свободы.

В этом же приговоре, вступившим в законную силу, паспорте административного ответчика указано, что Суфрай С. является уроженцем и гражданином Республики <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в Замоскворецкий районный суд г. Москвы поступило административное исковое заявление Суфрая С. (С) к ФСИН Российской Федерации о признании незаконным решения ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) Суфрай С. в Российской Федерации -рн от ДД.ММ.ГГГГ, по которому возбуждено административное дело . Рассмотрение данного административного дела назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут.

В судебном заседании установлено, что в настоящее время осуществить процедуру депортации административного ответчика до стабилизации авиасообщения между государствами не представляется возможным, обстоятельствами дела подтверждена необходимость продления срока пребывания гражданина Республики <адрес> Суфрая С. (С) в Центре временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>», расположенном по <адрес>, сроком на три месяца.

При таких обстоятельствах, суд находит административное исковое заявление УМВД России по Брянской области подлежащим удовлетворению, как законное и обоснованное, полагая необходимым продлить срок пребывания гражданина Республики <адрес> Суфрая С. (С) в Центре временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>», с учетом мнения сторон, на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Объективных и достоверных сведений о невозможности содержания Суфрая С. (С) в специальном учреждении судом не получено, и закон не содержит.

Распоряжение ФСИН России о нежелательности пребывания Суфрая С (С) и базирующееся на его основе решение о депортации указанного лица за пределы Российской Федерации, которые приняты уполномоченными на то должностными лицами, до настоящего времени никем не обжалованы и не отменены, и именно в связи с исполнением этих решений, не являющихся предметом рассмотрения (обжалования) в рамках настоящего дела, требуется содержание Суфрая С. (С) в специальном учреждении.

В рамках рассмотренного дела административным ответчиком не представлено доказательств отмены решения о депортации.

При этом, суд полагает необходимым отметить, что вопрос о законности решения о депортации не входит в пределы рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, доводы представителя административного ответчика о наличии у Суфрая С. на территории Российской Федерации семьи и родителей, являющихся гражданами <адрес>, об отсутствии у Суфрая С. в собственности имущества на территории Республики <адрес>, в связи с чем, его проживание и нахождение на территории Республики <адрес> является невозможным, а также о том, что его апелляционная жалоба на решение Почепского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о помещении Суфрая С. в ЦВСИГ до настоящего времени не рассмотрена и о том, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие, что пребыванием Суфрая С. на территории Российской Федерации создается реальная угроза для безопасности государства и общественного порядка, отклоняются судом, так как правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, вопрос о законности указанных решений не входит в пределы рассмотрения настоящего дела.

Доводы представителя административного ответчика о том, что в настоящее время административным истцом возможность исполнения решения о депортации утрачена, не имеется перспектив для подготовки соответствующей документации и оформления проездного документа для возвращения Суфрая С. в Республику <адрес>, поскольку в <адрес> введен режим ЧП из-за военной операции России на Украине, попасть на территорию Республики <адрес> каким-либо сообщением невозможно, в связи с чем, данная мера не является необходимой, оправданной, соразмерной преследуемой цели, отклоняются судом, как необоснованные, поскольку распоряжение ФСИН о нежелательности пребывания Суфрая С. и решение о его депортации не отменены и в настоящий момент исполняются соответствующими государственными органами, а решение Почепского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ о помещении Суфрая С. в ЦВСИГ сроком на 3 месяца обращено к немедленному исполнению.

При наличии соответствующей просьбы компетентного представителя административного истца суд в порядке ст. 188 КАС РФ полагает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению, поскольку вследствие объективно установленных сведений о личности помещенного в специальное учреждение административного ответчика, являющегося гражданином иностранного государства, не имеющего законных оснований пребывания на территории России, исходя из сущности настоящего решения и характера применяемых к нему органами государственной власти России мер, связанных с его депортацией, то есть наличия у Суфрая С. реальной возможности скрыться или иным образом воспрепятствовать исполнению решения, и именно вследствие таких особых обстоятельств замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу публичным или частным интересам, а равно его исполнение может оказаться невозможным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 269 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление УМВД России по Брянской области о продлении срока пребывания гражданина Республики <адрес> Суфрая С. (С) в Центре временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>» удовлетворить.

Продлить срок пребывания гражданина Республики <адрес> Суфрая С. (С), ДД.ММ.ГГГГ рождения в Центре временного содержания иностранных граждан МО МВД России <данные изъяты>», расположенном по <адрес>, на срок три месяца, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р. В. Коростелева

Решение составлено в окончательной форме 24 мая 2022 года.