ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-391/2022640004-01-2021-009638-08 от 08.06.2022 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-391/2022 64RS0004-01-2021-009638-08

Решение

именем Российской Федерации

08 июня 2022 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Курцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Ермаковой К.И.,

с участием представителя административного истца (административного ответчика по встречному иску) Коноваловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области к Павлову С. В. о взыскании задолженности по налогам и пени, по встречному административному иску Павлова С. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области о возложении обязанности списать задолженность по налогам и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области (далее МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области, налоговый орган) обратилась в суд с исками к Павлову С.В. о взыскании земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в размере 171 852 руб., пени за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в размере 340,84 руб.; налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в размере 34 810 руб., пени с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в размере 69,04 руб.; транспортного налога с физических лиц за 2019 год в размере 14 466 руб., пени с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в размере 28,69 руб., на общую сумму 221 566,57 руб.(том 1 л.д. 4-5); пени на задолженность по транспортному налогу в размере 5 375,89 руб. за период с 13 сентября 2019 года по 21 октября 2020 года; пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 31 880,54 руб. за период с 13 сентября 2019 года по 21 октября 2020 года; пени на задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 80 834,15 руб. за период с 13 сентября 2019 года по 21 октября 2020 года, на общую сумму 118 090,58 руб.(том 1 л.д. 132-133).

В обоснование требований указано, что Павлов С.В. имеет в собственности автомобили: «Тойота Ландкрузер», 238 л.с., государственный регистрационный знак Х 300 ХХ; ВАЗ 21061, 77 л.с., государственный регистрационный знак Ч 9459 СА; объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 64:40:020401:158, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Вокзальная, район кафе «Солнышко»; земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:16, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, поселок Радужный, улица Солнечная, 15; земельный участок с кадастровым номером 64:40:010204:4, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Коммунистическая, дом 46/1; земельный участок с кадастровым номером 64:40:020401:157, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Вокзальная, район кафе «Солнышко»; жилой дом, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, поселок Радужный, улица Солнечная, дом 15; жилое помещение, расположенное по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Коммунистическая, дом 46, квартира 2; иные строения и сооружения, расположенные по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Менделеева, дом 3/1.

В соответствии с главами 32 «Налог на имущество физических лиц», 28 «Транспортный налог», 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) Павлов С.В. является плательщиком налога на имущество, транспортного и земельного налогов. МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области не позднее 30 дней до наступления срока платежа на основе данных регистрирующих органов начислены указанные налоги за 2019 год и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налогов. В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование от 16 декабря 2020 года № 42286 об уплате задолженности по налогам в сумме 221 128 руб. и пени в сумме 438,57 руб. в срок до 26 января 2021 года. Недоимка по налогам в указанном размере административным ответчиком не погашена до настоящего времени.

На основании обращения налогового органа 25 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 7 города Балаково был вынесен судебный приказ № 2а-862/2021 о взыскании с Павлова С.В. указанной задолженности по налогам и пени, который впоследствии был отменен определением мирового судьи от 14 июля 2021 года на основании письменных возражений должника против его исполнения.

Кроме того, Павлову С.П. начислены налоги за 2015 год транспортный налог в размере 18 928 руб., земельный налог в размере 287 053 руб., налог на имущество в размере 325 383 руб. со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2016 года;

За 2016 год транспортный налог в размере 18 928 руб., земельный налог в размере 287 053 руб., налог на имущество в размере 375 783 руб. со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года;

За 2017 год транспортный налог в размере 18 928 руб., земельный налог в размере 287 053 руб., налог на имущество в размере 402 927 руб. со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года.

За 2018 год начислен транспортный налог в размере 18 928 руб., земельный налог в размере 287 053 руб., налог на имущество за 2018 год в размере 54 677 руб. со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 года.

В связи с тем, что Павловым С.П. налоги не уплачены в установленный срок, налогоплательщику на основании статьи 75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу в размере 5 375,89 руб., по налогу на имущество в размере 31 880,54 руб., по земельному налогу в размере 80 834,15 руб. за период с 13 сентября 2019 года по 21 октября 2020 года.

МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области не позднее 30 дней до наступления срока платежа в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налогов. В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование от 22 октября 2020 года № 33536 об уплате пени в сумме 118 090,58 руб. в срок до 01 декабря 2020 года. Требование налогоплательщиком не исполнено.

На основании обращения налогового органа 28 мая 2021 года мировым судьей судебного участка № 7 города Балаково был вынесен судебный приказ № 2а-1464/2021 о взыскании с Павлова С.В. указанной задолженности, который впоследствии был отменен определением мирового судьи от 25 августа 2021 года на основании письменных возражений должника против его исполнения.

Задолженность по налогам и пени до настоящего времени не оплачена.

Павлов С.В. обратился в суд со встречным административным иском к МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области, просил обязать налоговый орган списать задолженность Павлова С.В. по земельному налогу за 2019 год в размере 171 852 руб. и пени за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в размере 340,84 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 34 810 руб. и пени за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в размере 69,04 руб.; по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 14 466 руб. и пени за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в размере 28,69 руб., на общую сумму 221 566,57 руб.

В обоснование встречных требований указано, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 октября 2016 года по делу № А57-18804/2015 должник Павлов С.В. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества. Все движимое и недвижимое имущество должника было включено в конкурсную массу и реализовано в ходе процедуры банкротства. Определением Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2021 года по делу № А57-18804/2015 завершена процедура банкротства Павлова С.В., он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Таким образом, исчерпаны все имеющиеся у должника возможности для дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами, включая налоговый орган. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника.

Представитель административного истца (административного ответчика по встречному административному иску), извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее в судебных заседаниях поддержал заявленные требования по основаниям указанным в административном иске, а также представил письменные объяснения, из которых следует, определением Арбитражного суда Саратовской области от 03 сентября 2015 года ИП Павлов С.В. признан несостоятельным (банкротом). В соответствии с положениями Закона о банкротстве в реестр требований кредиторов Павлова С.В. подлежала включению задолженность, возникшая до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (до 03 сентября 2015 года). Задолженность по налогам за 2019 год (по сроку уплаты до 01 декабря 2020 года) и пеням является текущей, не подлежащей включению в реестр требований кредиторов и взыскивается вне рамок дела о банкротстве. В соответствии с пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин не освобождается от обязательств, образованных после возбуждения дела о банкротстве (том 1 л.д. 76-78).

Представителем административного истца (административного ответчика по встречному административному иску) в материалы дела представлены письменные возражения (том 2 л.д. 61-82), в которых он просит отказать в удовлетворении встречных требований на том основании, что задолженность Павлова С.В. по налогам и пеням является текущей, образовалась после срока уплаты налогов за 2019 год – 01 декабря 2020 года, то есть после признания Павлова С.В. банкротом, в связи с чем, не подлежит списанию. Кроме того, данная задолженность образовалась после 01 января 2015 года, в связи с чем, не подлежит списанию по основанию части 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей признание безденежными ко взысканию и списание недоимки по налогам, пеням и штрафам, образовавшимся до 01 января 2015 года.

Павлов С.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска налогового органа, по основаниям, указанным в письменных возражениях (том 1 л.д. 22-34, 99-101, 178-179, том 2 л.д. 32-33), поддержал встречные административные исковые требования, указав, что после признания его банкротом, все принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество было включено в конкурсную массу и передано финансовому управляющему Касаткину С.А. для реализации с целю расчета с кредиторами. Однако, залогодержателем ПАО «Сбербанк» и финансовым управляющим необоснованно затягивался процесс реализации имущества должника, в результате чего на имущество, формально принадлежащее должнику Павлову С.В., начислялись соответствующие налоги. Незаконные действия финансового управляющего в отношении имущества должника были оспорены Павловым С.В. в арбитражном суде. Определением Арбитражного суда Саратовской области от 12 сентября 2018 года исковое заявление Павлова С.В. удовлетворено, действия финансового управляющего, выразившиеся в несвоевременном проведении мероприятий по реализации имущества, были признаны незаконными, однако последний объект был продан на торгах только в августе 2020 года. В связи с отсутствием у должника возможности распоряжаться своим имуществом, составляющим конкурсную массу, повлиять на сроки его реализации, Павлов С.В. считает, что налоговому органу, который является кредитором должника в деле о банкротстве, следовало обращаться с исковыми требованиями о взыскании налогов и пени в Арбитражный суд Саратовской области в деле о банкротстве Павлова С.В. и включении в реестр текущих требований кредиторов. Учитывая, что общая сумма вырученных от реализации имущества должника и включенных в конкурсную массу денежных средств составила 36 860 612 руб., у налогового органа имелась возможность получить полное удовлетворение своих требований.

Павлов С.В. указал, что аналогичный вывод сделан Верховным Судом РФ в определении от 08 апреля 2021 года № 305-ЭС20-20287 по делу А 40-48943/2015, в соответствии с которым, расходы по уплате текущей задолженности по земельному налогу и налогу на имущество в отношении предмета залога покрываются за счет выручки от реализации задолженного имущества до начала расчетов с залоговым кредитором. Разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам правоприменения Закона о банкротстве в отношении налогов, начисленных на залоговое имущество в период процедуры реализации имущества должника, позволяют сделать вывод о наличии у налогового органа права обратиться к залогодержателю ПАО «Сбербанк», получившему денежные средства от его реализации, с требованием об уплате заявленных в рассматриваемом деле налогов.

При этом законодательство не ограничивает период взыскания задолженности по налогам, начисленным на заложенное имущество, сроками проведения процедуры банкротства. То есть после завершения такай процедуры непогашенная задолженность по налогам на имущество, начисленным в период проведения процедуры реализации имущества, может быть взыскана с залогового кредитора, получившего исполнение обязательств за свет реализации этого имущества. У уполномоченного органа сохраняется право обратиться в суд за взысканием неосновательного обогащения с залогового кредитора.

Кроме того, вступившим в законную силу 23 ноября 2021 года определением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-18804/2015 завершена процедура банкротства Павлова С.В., он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Также Павлов С.В. указал, что налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче ему исполнительного листа о взыскании непогашенной части текущей задолженности по налогам после завершения процедуры банкротства на основании пункта 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве. Согласно сведениям, представленным финансовым уполномоченным, задолженность по налогам и пеням была включена в реестр текущих платежей и частично погашена.

Заинтересованное лицо арбитражный управляющий Головина И.А. извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила письменные объяснения (том 1 л.д. 220-223), из которых следует, что в реестр требований кредиторов ИП Павлова С.В. по текущим платежам, была включена задолженность Павлова С.В. перед налоговым органом по земельному налогу в сумме 1 320 064 руб., погашена в части 176 108,81 руб., непогашенный остаток - 1 143 955,19 руб.; по налогу на имущество физических лиц включена задолженность в сумме 440 011,22 руб., погашена – 199 624,49 руб., непогашенный остаток – 240 386,73 руб.; по транспортному налогу включена заложенность в сумме 90 776,18 руб., погашена – 11 612,20 руб., непогашенный остаток – 79 163 руб., включена задолженность по пеням в сумме 477 254,06 руб., погашена – 0,00 руб., непогашенный остаток - 477 254,06 руб. Оставшаяся задолженность по налоговым платежам не погашена в связи отсутствием в конкурсной массе должника денежных средств. По мнению заинтересованного лица, к порядку распределения денежных средств, полученных от реализации предмета залога в процедуре банкротства должника – физического лица не подлежат применению нормы Закона о банкротстве, определяющие порядок распределения денежных средств, полученных от реализации предмета залога в процедуре банкротства должника – юридического лица, а именно пункт 6 сватьи 138 Закона о банкротстве. Административный ответчик ошибочно полагает, что финансовый управляющий до расходования поступивших от реализации залогового имущества денежных средств в порядке пункта статьи 213.27 Закона о банкротстве должен был погасить текущую задолженность по имущественным налогам, начисленным на залоговое имущество. Правовая позиция Верховного Суда РФ, приведенная Павловым С.В., регулирует отношения, связанные с распределением денежных средств, полученных от реализации предмета залога, в процедуре банкротства юридического лица, не применима при распределении денежных средств в процедуре банкротства физического лица. Процедуру банкротства физического лица регулирует глава 10 Закона о банкротстве, в силу пункта 5 которой, 80 % суммы, вырученной от реализации предмета залога, направляется на погашение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. По смыслу данной нормы, 80 % вырученных средств подлежит направлению залоговому кредитору. В отличие от статьи 138 Закона о банкротстве, статья 213.27 Закона о банкротстве, устанавливающая специальные правила, не устанавливает приоритет текущих расходов, связанных с обеспечением и реализации предмета залога, а относит их к подлежащим удовлетворению за счет денежных средств в размере6 10% суммы, вырученной от реализации предмета залога. Основания для применения к спорным правоотношениям положений пункта 6 статьи 138 Закона о банкротстве (по аналогии) отсутствуют.

Кроме того, Арбитражным судом Саратовской области при рассмотрении вопроса о распределении денежных средств, полученных от реализации предмета залога, в рамках дела о банкротстве ИП Павлова С.В. по обособленному спору, возбужденному по заявлению финансового управляющего о разрешении разногласий по вопросу распределения денежных средств, поступивших от реализации предмета залога, было вынесено определение от 28 июля 2020 года, оставленное без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2020 года, которым суд определил порядок распределения денежных средств от реализации предмета залога, которое также не содержит ссылки на обязанность финансового управляющего погасить задолженность по налоговым платежам в полном объеме при распределении денежных средств.

Довод административного ответчика о том, что задолженность по налоговым платежам образовалась в результате затягивания процедуры банкротства со стороны финансового управляющего ничем не подтвержден. Арбитражным судом Саратовской области по результатам рассмотрения заявления Павлова С.В. о взыскании с финансового управляющего и включении в конкурсную массу денежных средств в качестве компенсации причиненного финансовым управляющим ущерба в размере 1 336 985,57 руб. было вынесено определение от 19 января 2021 года по делу № А57-188804/2015 об отказе в удовлетворении заявления Павлова С.В. По мнению заявителя, в результате бездействия финансового управляющего ему был причинен ущерб, в том числе на сумму начисленного налога на имущество и земельного налога за 2017-2018 годы. Однако арбитражный суд не усмотрел оснований для взыскания убытков, в том числе, по налоговым платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам сохраняют силу после завершения процедуры реализации имущества гражданина и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством РФ.

Заинтересованное лицо финансовый управляющий Касаткин С.А. о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Руководствуясь частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения административного ответчика (административного истца по встречному административному иску), исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований и об отказе в удовлетворении встречного административного иска по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиком земельного налога признается физическое либо юридическое лицо, обладающее земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).

По смыслу статей 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, представленных государственными органами регистрации.

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает свое действие в соответствии с НК РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество, в том числе, жилой дом; квартира, комната; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих, указанных в данной норме.

Как следует из пункта 1 статьи 409 НК РФ, налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 2 статьи 409 НК РФ установлено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В силу статей 362, 363 НК РФ исчисление суммы транспортного налога для физических лиц на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, возлагается на налоговый орган.

В силу абзаца первого статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).

В силу статей 362, 363 НК РФ исчисление суммы транспортного налога для физических лиц на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, возлагается на налоговый орган. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Пунктом 4 статьи 397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление, в котором должна быть указана сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

В судебном заседании установлено следующее.

В налоговый период 2019 года Павлов С.В. имел в собственности автомобили: «Тойота Ландкрузер», 238 л.с., государственный регистрационный знак Х 300 ХХ до 04 октября 2019 года; ВАЗ 21061, 77 л.с., государственный регистрационный знак Ч 9459 СА, а также объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 64:40:020401:158, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Вокзальная, район кафе «Солнышко», в период с 03 марта 2011 года по 21 сентября 2020 года (л.д. 62); земельный участок с кадастровым номером 64:40:020116:16, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, поселок Радужный, улица Солнечная, 15, в период с 12 сентября 2009 по 01 апреля 2019 года, с 20 декабря 2021 года по настоящее время; земельный участок с кадастровым номером 64:40:010204:4 (1/2 доли), расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Коммунистическая, дом 46/1, в период с 15 сентября 2008 года по настоящее время; земельный участок с кадастровым номером 64:40:020401:157, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Вокзальная, район кафе «Солнышко», в период с 03 марта 2011 года по 03 июня 2019 года; жилой дом, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, поселок Радужный, улица Солнечная, дом 15; жилое помещение, расположенное по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Коммунистическая, дом 46, квартира 2; иные строения и сооружения, расположенные по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Менделеева, дом 3/1.

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями РЭО ГИБДД МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области (том 1 л.д. 25, 26), выписками из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д. 62-66).

В соответствии с главами 32 «Налог на имущество физических лиц», 28 «Транспортный налог», 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) Павлов С.В. являлся плательщиком налога на имущество, транспортного и земельного налогов.

МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области не позднее 30 дней до наступления срока платежа на основе данных регистрирующих органов начислены указанные налоги за 2019 год и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты налогов (том 1 л.д. 9, 10).

В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование от 16 декабря 2020 года № 42286 об уплате задолженности по налогам в сумме 221 128 руб. и пени в сумме 438,57 руб. в срок до 26 января 2021 года (том 1 л.д. 12, 13).

Доказательств уплаты налогов в вышеуказанном размере административным ответчиком не представлено.

Кроме того, Павлову С.П. начислены налоги за 2015 год: транспортный налог в размере 18 928 руб., земельный налог в размере 287 053 руб., налог на имущество в размере 325 383 руб. со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2016 года (том 1 л.д. 144);

За 2016 год: транспортный налог в размере 18 928 руб., земельный налог в размере 287 053 руб., налог на имущество в размере 375 783 руб. со сроком уплаты не позднее 01 декабря 2017 года (том 1 л.д. 146, 152);

За 2017 год: транспортный налог в размере 18 928 руб., земельный налог в размере 287 053 руб., налог на имущество в размере 402 927 руб. со сроком уплаты не позднее 03 декабря 2018 года (том 1 л.д. 148, 152).

За 2018 год: транспортный налог в размере 18 928 руб., земельный налог в размере 287 053 руб., налог на имущество за 2018 год в размере 54 677 руб. со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 года (том 1 л.д. 150).

МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области не позднее 30 дней до наступления срока платежа в адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты перечисленных налогов (том 1 л.д. 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151 152, 153).

В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с тем, что Павловым С.П. налоги не уплачены в установленный срок, налогоплательщику на основании статьи 75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу в размере 5 375,89 руб., по налогу на имущество в размере 31 880,54 руб., по земельному налогу в размере 80 834,15 руб. за период с 13 сентября 2019 года по 21 октября 2020 года (том 1 л.д. 137-144, том 2 л.д. 77-78).

В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование от 22 октября 2020 года № 33536 об уплате пени в сумме 118 090,58 руб. в срок до 01 декабря 2020 года. Требование налогоплательщиком не исполнено.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании обращения налогового органа 25 марта 2021 года мировым судьей судебного участка № 7 города Балаково был вынесен судебный приказ № 2а-862/2021 о взыскании с Павлова С.В. задолженности по земельному, транспортному налогам, налогу на имущество физических лиц за 2019 год и пени, который впоследствии отменен определением мирового судьи от 14 июля 2021 года на основании письменных возражений должника против его исполнения (том 1 л.д. 6).

На основании обращения налогового органа 28 мая 2021 года мировым судьей судебного участка № 7 города Балаково был вынесен судебный приказ № 2а-1464/2021 о взыскании с Павлова С.В. задолженности по пени, который впоследствии был отменен определением мирового судьи от 25 августа 2021 года на основании письменных возражений должника против его исполнения (том 1 л.д. 134, 135).

Срок для предъявления административного искового заявления по указанным требованиям истекает 14 января 2022 года и 25 февраля 2022 года, учитывая даты вынесения мировым судьей определений об отмене судебных приказов. Административные исковые заявления поданы с соблюдением указанного срока – 22 декабря 2021 года (том 1 л.д.4-5) и 27 января 2022 года (том 1 л.д. 132-133).

Задолженность по налогам и пени до настоящего времени не оплачена.

Представленные налоговым органом расчеты задолженности по налогам и пени (том 1 л.д. 7, 8, 137-143) проверены судом и признаются верными.

Доводы Павлова С.В. об отсутствии оснований для взыскания с него указанной задолженности по налогам и пени в связи с признанием его банкротом несостоятельны по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Согласно части 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

В соответствии с частью 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.

Исходя из части 1 статьи 5 Закона о банкротстве, в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Саратовской области от 03 сентября 2015 года принято заявление Соболева Р.С. о признании ИП Павлова С.В. настоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2021 года по делу № А 57-18804/2015 (том 1 л.д. 35-43) завершена реализация имущества гражданина в отношении должника Павлова С.В. Он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве в реестр требований кредиторов Павлова С.В. подлежала включению задолженность, возникшая до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то есть до 03 сентября 2015 года. Задолженность по налогам за 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годы по сроку уплаты до 01 декабря 2016 года, до 01 декабря 2017 года, до 01 декабря 2018 года, до 01 декабря 2019 года, до 01 декабря 2020 года и пеням является текущей, не подлежащей включению в реестр требований кредиторов и взыскивается вне рамок дела о банкротстве. В соответствии с пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» гражданин не освобождается от обязательств, образованных после возбуждения дела о банкротстве

Требование налогового органа № 42286 от 16 декабря 2020 года об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2019 год, а также требование № 33536 от 22 октября 2020 года об уплате пени были предъявлены налоговым органом в рамках дела о банкротстве финансовому управляющему ИП Павлова С.В., что подтверждается сведениями, представленными МРИ ФНС России № 20 по Саратовской области (том 2 л.д. 60, 80). Однако, данная задолженность в рамках дела о банкротстве не погашена, что подтверждается сведениями налогового органа, карточками «Расчеты с бюджетами» (том 2 л.д.63-65, 79).

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)» требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в сил) законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Кроме того, как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 июня 2011 года № 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют свою силу. При предъявлении указанных требований в судебном порядке они рассматриваются в суде по общим правилам подведомственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что налоговый орган вправе предъявить Павлову С.В. требования о взыскании текущей задолженности по налогам и пени, неуплаченной в рамках дела о банкротстве, в порядке административного искового производства.

Поскольку, как указал Арбитражный суд Саратовской области (том 2 л.д. 75-76), требования налогового органа к ИП Павлову С.В. о взыскании текущей задолженности по налоговым платежам, не включались арбитражным судом в реестр требований кредиторов, оснований считать, что арбитражный суд по заявлению налогового органа может выдать исполнительные листы на часть неудовлетворенных требований по уплате налогов и пени в порядке пункта 2 части 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, не имеется.

Так, согласно части 1 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, выдается этим арбитражным судом. По своей правовой природе судебные акты о включении требований в реестр обладают сходством с принимаемыми в рамках общеискового производства судебными актами о взыскании долга. Таким образом, основанием для выдачи исполнительного листа по завершении дела о банкротстве являются именно судебные акты о включении требований в реестр.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Применительно к рассматриваемым отношениям с учетом разъяснений пункта 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», это регулирование означает, что, выдавая исполнительный лист после завершения дела о банкротстве, суд указывает в нем информацию о возложении на должника обязанности передать взыскателю денежные средства в размере суммы, включенной в реестр, за вычетом сумм, которые были погашены к моменту выдачи листа в рамках банкротных процедур. Вопрос о выдаче исполнительных листов по таким требованиям разрешается арбитражным судом по ходатайству заинтересованных лиц в судебном заседании. («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 декабря 2019 года).

Таким образом, доводы Павлова С.В. о том, что предъявленные налоговым органом требования о взыскании с него задолженности по налогам и пени не подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции, а подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке пункта 2 части 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, основаны на неправильно толковании норм материального права.

Также суд считает несостоятельными доводы Павлова С.В. о том, что задолженность по налоговым платежам образовалась по вине финансового управляющего, в связи с чем, не подлежит взысканию с собственника имущества по следующим основаниям.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25 августа 2016 года по делу № А 57-18804/2015 признаны обоснованными требования ПАО «Сбербанк России», в реестр требований кредиторов должника - ИП Павлова С.В. включены требования банка о погашении задолженности по кредитным договорам, как требования обеспеченные залогом следующего имущества должника: земельного участка с кадастровым номером 64:40:020401:157, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Вокзальная, район кафе «Солнышко»; земельного участка с кадастровым номером 64:40:020401:158, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Вокзальная, район кафе «Солнышко»; нежилых помещений, расположенных по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Менделеева, дом 3/1.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01 сентября 2016 года по делу № А 57-18804/2015 признаны обоснованными требования ПАО «Сбербанк России», в реестр требований кредиторов должника - ИП Павлова С.В. включены требования банка о погашении задолженности по кредитным договорам, как требования обеспеченные залогом следующего имущества должника: жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково, поселок Радужный, улица Солнечная, дом 15; земельного участка с кадастровым номером 64:40:020116:16, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково, поселок Радужный, улица Солнечная, 15.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 18 сентября 2017 года по делу № А 57-18804/2015 признаны обоснованными требования ИП Главы КФХ Ключникова М.В. и включены в реестр требований кредиторов должника - ИП Павлова С.В. требования о погашении задолженности, обеспеченной залогом следующего имуществам: автомобиля «Тойота Ландкрузер», 238 л.с., государственный регистрационный знак Х 300 ХХ.

Указанное имущество, кроме жилого дома и земельного участка под жилым домом, было реализовано в рамках дела о банкротстве, денежные средства распределены в полном объеме.

Данные обстоятельства установлены определением Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2021 года по делу № А 57-18804/2015 (том 1 л.д. 180-188).

Как следует из определения Арбитражного суда Саратовской области от 12 сентября 2018 года по делу № А 57-18804/2015 (том 1 л.д. 44-54), 21 декабря 2016 года финансовым управляющим ИП Павлова С.В. завершена инвентаризация недвижимого имущества должника, находящегося в залоге у ПАО «Сбербанк», и начата процедура реализации заложенного имущества. При этом, в период с 22 декабря 2016 года по 30 августа 2017 года финансовым управляющим каких либо действий с целью реализации залогового имущества не предпринималось. Арбитражным судом признаны незаконными действия (бездействия) финансового управляющего Павлова С.В. – Касаткина С.А., выразившиеся в несвоевременном проведении мероприятий по реализации имущества должника.

Таким образом, недвижимое имущество должника: земельный участок с кадастровым номером 64:40:020401:157, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Вокзальная, район кафе «Солнышко»; земельный участок с кадастровым номером 64:40:020401:158, расположенный по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Вокзальная, район кафе «Солнышко»; нежилые помещения, расположенные по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Менделеева, дом 3/1, автомобиль «Тойота Ландкрузер», государственный регистрационный знак Х 300 ХХ, в налоговые периоды 2017-2019 годы находились в распоряжении финансового уполномоченного должника с целью их реализации.

Вместе с тем, собственником указанного имущества являлся Павлов С.В., на которого законом возложена обязанность по уплате налогов, начисленных в отношении данного имущества. Тот факт, что Павлов С.В. не имел права пользоваться и распоряжаться данным имуществом, не освобождает его от установленной законом обязанности по уплате налогов.

Суд также считает ошибочным мнение Павлова С.В. о том, что финансовый управляющий до расходования поступивших от реализации залогового имущества денежных средств в порядке пункта статьи 213.27 Закона о банкротстве должен был погасить текущую задолженность по имущественным налогам, начисленным на залоговое имущество. Правовая позиция Верховного Суда РФ, приведенная Павловым С.В., регулирует отношения, связанные с распределением денежных средств, полученных от реализации предмета залога, в процедуре банкротства юридического лица, не применима при распределении денежных средств в процедуре банкротства физического лица.

Кроме того, Арбитражным судом Саратовской области при рассмотрении вопроса о распределении денежных средств, полученных от реализации предмета залога, в рамках дела о банкротстве ИП Павлова С.В. по обособленному спору, возбужденному по заявлению финансового управляющего о разрешении разногласий по вопросу распределения денежных средств, поступивших от реализации предмета залога, было вынесено определение от 28 июля 2020 года, оставленное без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2020 года, которым суд определил порядок распределения денежных средств от реализации предмета залога, которое также не содержит ссылки на обязанность финансового управляющего погасить задолженность по налоговым платежам в полном объеме при распределении денежных средств (том 2 л.д. 8-18).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований налогового органа к Павлову С.В. о взыскании задолженности за 2019 года по земельному налогу с физических лиц, по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу за 2019 год и пени в заявленном размере.

Встречные административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку судом не установлено предусмотренных законом оснований для освобождения Павлова С.В. от уплаты указанной задолженности, которая является текущей, образовалась после срока уплаты налогов за 2019 год – 01 декабря 2020 года, то есть после признания Павлова С.В. банкротом, в связи с чем, не подлежит списанию. Кроме того, данная задолженность образовалась после 01 января 2015 года, в связи с чем, не подлежит списанию по основанию части 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающей признание безденежными ко взысканию и списание недоимки по налогам, пеням и штрафам, образовавшимся до 01 января 2015 года.

В силу статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Поскольку административный истец на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в бюджет Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 596,57 руб., рассчитанная по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области к Павлову С. В..

Взыскать с Павлова С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, за 2019 год в размере 171 852 руб., пени в размере 3340,84 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2019 год в сумме 34 810 руб., пени в размере 69,04 руб. за период со 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года; по транспортному налогу за 2019 год в сумме 14 466 руб., пени в размере 28,69 руб. за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года, на общую сумму 221 566,57 руб.

Пени на задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 5 375,89 руб. за период с 13 сентября 2019 года по 21 октября 2020 года; пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 31 880,54 руб. за период с 13 сентября 2019 года по 21 октября 2020 года; пени на задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 80 834,15 руб. за период с 13 сентября 2019 года по 21 октября 2020 года, на общую сумму 118 090,58 руб.

Взыскать с Павлова С. В. в федеральный бюджет Российской Федерации государственную пошлину в сумме 6 596,57 руб.

В удовлетворении встречного административного иска Павлова С. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области о возложении обязанности списать задолженность по налогам и пени отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Курцева И.А.

В окончательной форме решение изготовлено 22 июня 2022 года.

Судья Курцева И.А.