ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3922/18 от 06.11.2018 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-3922/2018

64RS0044-01-2018-004005-92

Решение

Именем Российской Федерации

06 ноября 2018 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Матросовой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермоловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области 20 февраля 2013 года за основным государственным регистрационным номером <№> по решению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области от 04 февраля 2013 года, учетный <№>.

Согласно материалам учетного дела юридический адрес организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа): <адрес> руководитель – П.

Организационно-правовая форма организации - автономная некоммерческая организация.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки предоставления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3.1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (ОН0001 «Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов» и ОН0002 «Отчет о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства», утвержденные приказом Минюста России от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» сроки установлены пунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Закона, обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 Закона, а именно: некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».

Отделом по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области была проведена ревизия учетного дела организации на предмет соблюдения требований статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В ходе данной ревизии было установлено, что организация нарушила нормы Закона, предусмотренные статьей 32, так как не представляла в уполномоченный орган соответствующие документы, в том числе документы, содержащие сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников за 2016-2017 годы, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, а также не представляла иной информации, предусмотренной указанной статьей Закона. Кроме того, в нарушение статьи 32 Закона организация не разместила на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), отчетности, предусмотренной ст.32 Закона за 2016-2017 годы.

На основании факта нарушения организацией ст.32 Закона, Управлением в адрес организации были вынесены письменные предупреждения от 04 мая 2017 года № 182, от 27 апреля 2018 года № 197 о недопустимости нарушения указанных требований с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок указанные нарушения организацией не устранены.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В соответствии с частью 5 статьи 108 указанного Федерального закона № 273-ФЗ наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации; образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации; образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования; образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением"; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением".

Учитывая изложенное, наименование и уставы ранее созданных образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 01 июля 2016 года, с учетом особенностей, установленных пунктом 5 статьи 108 Закона.

Отделом по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области проведена ревизия документов организации на предмет соблюдения ею требований законодательства Российской Федерации. В ходе данной ревизии было установлено, что организация действует на основании Устава, утвержденного решением учредителя от 19 декабря 2012 года. Устав организации в соответствие с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в срок не позднее 01 июля 2016 года не приведен.

На основании факта нарушения организацией статей 23, 25 Федерального закона № 273-ФЗ Управлением Министерства юстиции в адрес организации вынесено письменное предупреждение 12 декабря 2016 года № 221 о недопустимости нарушения требований законодательства. В установленный срок нарушения организацией устранены не были.

Все предупреждения были направлены Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области заказным почтовым отправлением по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес> Вместе с тем, данные предупреждения возвращены в Управление с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», что свидетельствует об отсутствии организации по юридическому адресу.

По состоянию на дату составления административного искового заявления информация об устранении организацией нарушений требований статьи 32 Закона и информация об устранении организацией нарушений требований статей 25, 23 Федерального закона № 273-ФЗ в учетном деле организации отсутствует, в Управление не поступала.

Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. В судебное заседание не явились представители сторон. Административным истцом - Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Административный ответчик - автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка» и заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области извещались надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области 04 февраля 2013 года.

Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 20 февраля 2013 года за основным государственным регистрационным номером <№>

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц юридический адрес организации: <адрес>, руководитель – П.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3.1 указанного закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 вышеуказанного Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» и предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области проведена ревизия учетного дела и документов административного ответчика на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

Согласно представленной служебной записке, Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка» не представлены сведения, предусмотренные статьёй 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении формы отчетности некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», не размещена на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России, отчетность, предусмотренная статьёй 32 Закона.

В связи с выявленными нарушениями Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в адрес административного ответчика были вынесены письменные предупреждения от 04 мая 2017 года № 182, от 27 апреля 2018 года № 197 о недопустимости нарушения требований законодательства с указанием срока устранения указанных нарушений.

Согласно представленным сведениям предупреждения направлялись Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области заказным почтовым отправлением по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес> Вместе с тем, данные предупреждения возвращены в Управление с отметкой почтового отделения «истек срок хранения».

Судом установлено, что допущенные нарушения не устранены, указанные сведения уполномоченному органу не представлены.

Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Помимо этого, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В соответствии с частью 5 статьи 108 указанного Закона наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года с учетом следующего: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации; образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации; образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования; образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

Судом установлено, что Устав Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка» не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ в установленный законом срок.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что некоммерческой организацией допущены грубые нарушения федерального законодательства, которые являются существенными, фактически свою деятельность организация не осуществляет, в связи с чем, имеются основания для ликвидации данной организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка».

Исключить Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Курсы судоводителей маломерных судов «Чайка» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.

Мотивированное решение суда изготовлено 12 ноября 2018 года.

Судья: Г.В. Матросова