Дело № 2а-3927/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи: Лиманской В.А.
при секретаре Сафоновой И.А.
21 июля 2023 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Волжского Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
Установил:
Прокурор города Волжского Волгоградской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в обоснование указав, что прокуратурой города Волжского Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен.
С этой целью был проведен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации. Проверкой установлено, что при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов «ГОСТ РВ 0015-002-2012» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов). Установлено, что на сайте «http://topuch.com/» и перехода на ссылки:
https://topuch.com/svedeniya-o-standarte-v3/index.html;
http://topuch.сom/svedeniya-o-standarte-v3/index2.html#pages;
http://topuch.com/svedeniya-o-standarte- v 3/index3.html#pages;
http://topuch.com/svedeniya-o-standarte- v 3/index4.html#pages;
http://topuch.com/svedeniya-o-standarte-v3/index5.html#pages;
http://topuch.com/svedeniya-o-standarte-v3/index6.html#pages;
http://topuch.com/svedeniya-o-standarte-v3/index7.ht�m#pages
имеется свободный доступ неопределенного круга лиц для загрузки текста государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 0015-002-2012 Государственный военный стандарт. Система разработки и постановки на производство военной техники» в виде текстового документа в формате «Word».
С целью проверки законности размещения в сети Интернет информации ограниченного пользования, файлы в формате текста и «Word» с текстом указанного государственного военного стандарта загружены на служебный компьютер и распечатаны в бумажном варианте для сверки.
В дальнейшем, с выходом в АО «ВССРЗ», расположенное по адресу: <адрес> и осуществляющее на постоянной основе изготовление продукции в рамках заключенных государственных оборонных заказов, выполнена сверка текста государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 Государственный военный стандарт. Система разработки и постановки на производство военной техники» в виде текстового документа в формате «Word», имеющегося в распоряжении АО «ВССРЗ».
Сопоставление текста документа, размещенного на указанных сайтах, с текстом государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 0015-002-2012 Государственный военный стандарт. Система разработки и постановки на производство военной техники», имеющегося в распоряжении АО «ВССРЗ» и зарегистрированного в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание текста идентично, кроме наличия на титульном листе номера экземпляра и инвентарного номера.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а
также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Прокурор просит признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенную по URL-адресам:
https:/?topuch.com/svedeniya-o-standarte-v3/index.html;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index2.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index3.html#pages; http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index4.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index5.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index6.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index7.html#pages �����������������������������������������������������������������������������������
В судебном заседании прокурор ФИО4 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель заинтересованного лица АО «ВССРЗ» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, на которой размещен сайт, содержащий информацию об изготовлении взрывчатых веществ и самодельного взрывного устройства из находящихся в свободном обороте веществ и предметов, относится к технологической системе, предназначенной для передачи по линиям связи информации. Доступ к этой системе осуществляется с использованием средств вычислительной техники (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Так, в силу положений части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Соответственно, услуги, предоставляемые пользователям, включая передачу информации посредством сети Интернет, должны отвечать требованиям закона.
Согласно ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).
Из материалов административного дела следует и судом установлено, что прокуратурой города Волжского Волгоградской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса в части вопросов соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен. С этой целью был проведен мониторинг страниц сайтов в сети «Интернет» и поиск ресурсов, допускающих размещение информации, доступ к которой ограничен в целях обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" в электронном виде форму для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра (далее - система взаимодействия).
В силу п.9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, вносит в единый реестр информацию, признанную судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации.
В результате проверки выявлены Интернет-страницы по URL-адресам: - https://topuch.com/svedeniya-o-standarte-v3/index.html;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index2.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index3.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte- v3/index4.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index5.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index6.html#pages;
http://topuch.eom/svedeniya-o-standarte-v3/index7.html#pages, где имеется свободный доступ неопределенному кругу лиц для загрузки текста государственного военного стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 Государственный военный стандарт. Система разработки и постановки на производство военной техники» в виде текстового документа в формате «Word», данный государственный стандарт размещен в виде текста в сводном доступе.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, что подтверждается распечаткой с данных сайтов.
С целью проверки законности размещения в сети Интернет информации ограниченного пользования, файлы в формате текста и «Word» с текстом указанного государственного военного стандарта загружены на служебный компьютер и распечатаны в бумажном варианте для сверки.
В дальнейшем прокурор, с выходом в АО «ВССРЗ»», расположенное по адресу: <адрес> и осуществляющее на постоянной основе изготовление продукции в рамках заключенных государственных оборонных заказов, выполнил сверку текста государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 0015-002-2012 Государственный военный стандарт. Система разработки и постановки на производство военной техники» в виде текстового документа в формате «Word», имеющегося в распоряжении АО «ВССРЗ».
Сопоставление текста документа, размещенного на указанных сайтах, с текстом государственного военного стандарта «ГОСТ РВ 0015-002-2012 Государственный военный стандарт. Система разработки и постановки на производство военной техники», имеющегося в распоряжении АО «ВССРЗ» и зарегистрированного в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание текста идентично, кроме наличия на титульном листе номера экземпляра и инвентарного номера.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.
Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утв. указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности» (далее - Положение № 1233) служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).
В соответствии с п. 1.2 Положения № 1233 к служебной информации ограниченного распространения относится - несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространения которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п. 1.3 Положения № 1233).
Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п. 10 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ)).
На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 №1567 (далее - Положение №1567)).
Согласно подп. «ж» и «ч» п.2 раздела I Положения №1567 «государственный военный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции.
Из положений подп. «л» п.2 раздела I и п.34 раздела VII Положения №1567 следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.
Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно- телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Таким образом, суд считает требования прокурора о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, подлежащими удовлетворению, поскольку информация, размещенная на указанных в заявлении прокурора Интернет-страницах находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, соответственно, необходимо внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил :
Признать информацию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расположенную по URL-адресам:
https://topuch.com/svedeniya-o-standarte-v3/index.html;
http://topuch.сom/svedeniya-o-standarte-v3/index2.html#pages;
http://topuch.сom/svedeniya-o-standarte-v3/index3.html#pages;
http://topuch.сom/svedeniya-o-standarte- v3/index4.html#pages;
http://topuch.сom/svedeniya-o-standarte-v3/index5.html#pages;
http://topuch.сom/svedeniya-o-standarte-v3/index6.html#pages;
http://topuch.сom/svedeniya-o-standarte-v3/index7.html#pages
запрещенной для распространения на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/
Справка: мотивированное решение суда составлено 25 июля 2023 года.
Судья: /подпись/