39RS0010-01-2022-000496-15
Дело № 2а-3929/2022
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
08 августа 2022года г. Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чесноковой Е.В.
при секретаре Медведском Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Калининградской области (МИФНС России №7 по Калининградской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с ответчика ФИО1 задолженности по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2018года на общую сумму <данные изъяты> по следующему налогу: транспортный налог с физических лиц в размере <данные изъяты>, пени за период с 03.12.2019года по 07.02.2020года в размере <данные изъяты>
В обоснование административных требований административный истец указал, что согласно сведениям, полученным от МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области, ФИО1 в налоговом периоде 2018года являлся плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление №15523764 от 04.07.2019года с расчетом транспортного налога.
В связи с тем, что в установленные сроки, налоги административным ответчиком уплачены не были, налоговым органом начислены пени и выставлено требование об уплате налога №24333 от 08.02.2020года, требование налогового органа в установленный срок ответчиком не исполнено.
На основании заявления налогового органа мировым судьей 3-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области вынесен судебный приказ №2а-1281/2020 от 29.06.2020года. Ответчиком поданы возражения относительно исполнения данного судебного приказа, в связи с чем, определением мирового судьи от 06.08.2021года судебный приказ был отменен. Задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени не погашена, в связи с чем, в соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган обратился в суд с настоящим иском, в котором просит восстановить пропущенный срока для взыскания задолженности в судебном порядке.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока на взыскание задолженности в судебном порядке налоговый орган ссылается на то, что начиная с 2019года Калининградская область вошла в пилотный проект по применению мер взыскания долгов по налоговым платежам и долгам во внебюджетные фонды с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей централизованно одним налоговым органом. Указанная информация официально размещена в сети интернет на сайте https://www.nalog.gov.ru/rn39/ taxation/debb8696286. Так, с 30.04.2019 ранее существовавшая Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области переименована в Межрайонную ИФНС России № 7 по Калининградской области и наделена полномочиями по централизованному и единоличному на всей территории Калининградской области применению мер взыскания задолженности по администрируемым налоговым органом платежам в отношении налогоплательщиков, вне зависимости от места их учета в налоговых инспекциях Калининградской области. В связи с чем, руководителем ФНС России ФИО2 издан приказ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области» от 18.03.2019 № ММВ-7-4/142.
Для реализации указанного проекта с 2019 года разрабатывалось специализированное погромное обеспечения АИС «Налог - 3», которое по настоящее время модернизируется в целях взыскания задолженности с налогоплательщиков, с учетом расширения полномочий Инспекции № 7 и с учетом изменений процессуального законодательства о порядке взыскания обязательных платежей (судебный приказ, административный иск), кроме того, временные затраты на перепрофилирование и укомплектование штатного состава Инспекции № 7, прием - передача материалов в отношении налогоплательщиков из территориальных налоговых органов Калининградской области в специализированную Инспекцию № 7 для взыскания задолженности, также повлияли на незначительное превышение срока обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.
Модернизация налоговых органов Калининградской области, а именно создание долгового центра на базе Инспекции № 7, послужило причиной уклонения налогоплательщиков от конституционной обязанности и создало временной промежуток для реализации Инспекцией № 7 полномочий по взысканию задолженности в соответствии с положениями ст. 48 НК РФ.
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Калининградской области о месте, времени судебного заседания извещен, представителем представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя административного истца.
Административный ответчик ФИО1 о месте, времени судебного заседания извещен судом надлежаще, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, материалы дела по заявлению о выдаче судебного приказа 2а-1281/2020 и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 363 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет-имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абзацем 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пропущенный срок может быть восстановлен судом на основании заявления налоговой инспекции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является плательщиком транспортного налога.
Объектом налогообложения в налоговом периоде 2018 календарного года являлось имущество, зарегистрированное на его имя - автомобиль <адрес>.
Налоговым органом налогоплательщику ФИО1 направлено налоговое уведомление №15523764 от 04.07.2019года об уплате не позднее 02.12.2019года транспортного налога за 2018год на вышеуказанное транспортное средство в сумме <данные изъяты>
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок, налоговый орган выставил ФИО1 требование №34333 от 08.02.2020года об уплате в срок до 02 апреля 2020года, транспортного налога с физических лиц за 2018год в размере <данные изъяты>, а также начисленных на данную недоимку пени <данные изъяты>
29.06.2020года мировым судьей 3-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области по заявлению налогового органа выдан судебный приказ №2а-1281/2020 о взыскании с ФИО1 вышеуказанной недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2018год, пени.
Определением мирового судьи 3-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области от 06.08.2021года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями, что свидетельствует о наличии у налогового органа права на обращение в районный суд с административным иском до 07.02.2022 года.
Обращение налогового органа в суд общей юрисдикции с настоящим иском последовало 10.02.2022года, то есть с пропуском установленного Налоговым кодексом Российской Федерации шестимесячного срока.
По смыслу статьи 180 КАС РФ истечение срока обращения в суд и невозможность его восстановления является основанием к вынесению решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Возможность восстановления пропущенного процессуального срока подачи административного иска закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, к которым относятся обстоятельства объективного характера, которые не зависят от налогового органа и находятся вне его контроля, при соблюдении им такой степени внимательности и предусмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного законом порядка для обращения в суд.
Поскольку административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, он обязан соблюдать сроки и правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей, большой объем работы налогового органа в связи с централизацией функции по взысканию просроченной задолженности с налогоплательщиков по Калининградской области, длительность сбора материалов, разработка и модернизация специализированного программного обеспечения АИС «Налог-3», затраты на перепрофилирование и комплектование штатного состава инспекции, в данном случае не могут быть рассмотрены как обстоятельства не зависящие от налоговых органов, объективно препятствующее соблюдению установленных законом сроков и не могут быть признаны уважительной причиной для восстановления пропущенного срока, в связи с чем, ходатайство Межрайонной ИФНС России №7 по Калининградской области о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таком положении, в удовлетворении заявленных административным истцом требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2018года в размере <данные изъяты>, пени за период с 03.12.2019года по 07.02.2020года в размере <данные изъяты>, а всего на общую сумму <данные изъяты>, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г.Калининграда в течение месяца.
Судья: Е.В.Чеснокова