Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2020 года.
Дело №/А-392/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Себеж. ДД.ММ.ГГГГ.
Себежский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Дмитриева С.О.,
при секретаре судебного заседания Елисеевой В.В.,
с участием:
представителя административного истца: ФИО1 действующей на основании доверенности № выданной ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности директора ГБУ ПО «Псковавтодор» ФИО2,
представителя административного ответчика: начальника ОГИБДД МО МВД России «Себежский» ФИО3, действующего на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником МО МВД России «Себежский» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ГБУ ПО «Псковавтодор» к ОГИБДД МО МВД России «Себежский» по Псковской области о признании незаконным и отмене предписания,
У С Т А Н О В И Л: ГБУ ПО «Псковавтодор» обратилось с административным исковым заявлением к ОГИБДД МО МВД России «Себежский» по Псковской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД МО МВД России «Себежский» ФИО3 в отношении истца вынесено предписание которым Учреждение обязано в месячный срок установить стационарное электрическое освещение в населенном пункте д. Мальково Себежского района на пересечении автомобильной дороги «Толкачево – Себеж – Заситино (км 320+000) и автомобильной дороги «Опочка – Дубровка - граница с Республикой Беларусь» (км 51+808), которое истец просит отменить как незаконное.
В обоснование изложенных требований административный истец указывает на неисполнимость вынесенного предписания в установленный месячный срок, обусловливая это тем, что автомобильные дороги переданы в оперативное управление Учреждения без объектов искусственного освещения. Для установки опор искусственного освещения требуются финансовые средства не заложенные в бюджетное финансирование, а использование иных денежных средств на выполнение данного предписания будет нецелевым использованием денежных средств, что является нарушением бюджетного законодательства РФ. Устройство освещения региональных автомобильных дорог относится к работам, выполнение которых возможно только при капитальном ремонте или реконструкции автомобильной дороги с обязательной разработкой проектной документации. Для организации работ по искусственному освещению автомобильной дороги необходимо провести кадастровые работы, поставить земельные участки под автодорогами на кадастровый учет, затем заключить контракт на разработку проектной документации строительства наружного освещения, после этого заключить контракт в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения. Кроме того, ГБУ ПО «Псковавтодор» не является распорядителем бюджетных средств и действует в рамках лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитетом по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области.
По мнению административного истца, вынесенное предписание нарушает права и законные интересы ГБУ ПО «Псковавтодор», так как начальник ОГИБДД МО МВД России «Себежский» неправомерно обязывает Учреждение выполнить за один месяц заведомо неисполнимое в столь короткий срок предписание.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала в полном объеме и просила отменить предписание начальника ОГИБДД МО МВД России «Себежский», обращая внимание суда на нарушение административным ответчиком требований Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 380 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог", а именно в предписании отсутствует ссылка на акт проверки, по результатам которого принято решение о вынесении предписания, не указано на состав нарушений со ссылками на нормативно-правовые акты.
В судебном заседании представитель административного ответчика – начальник ОГИБДД МО МВД России «Себежский» ФИО3 возражал против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на то, что его действия законны и обоснованы, поскольку данный участок дороги является аварийным и на нем должно быть установлено освещение в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, для чего можно использовать имеющиеся на пересечении указанных дорог опоры ЛЭП, заключив договор их аренды с муниципальным образованием, в собственности которого они находятся. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Приказом Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец, действуя на основании государственного задания, осуществляет оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального значения Псковской области и сооружений на них, являющихся собственностью Псковской области, обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении данных дорог.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ лейтенантом полиции ФИО5 государственным инспектором дорожного надзора МО МВД РФ «Себежский», составлен акт о том, «что на участке Псковская область, Себежский район, д. Мальково на пересечении а/д Толкачево – Себеж – Заситино (32 км +000 м) и Опочка – Дубровка граница с РБ выявлены недостатки в эксплуатации состояния автомобильной дороги: отсутствует освещение в населенном пункте» Акт составлен с применением фотофиксации, без указания времени проведения проверки. Фототаблица к Акту не приложена.
Начальником ОГИБДД МО МВД РФ «Себежский» ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в адрес И.о. директора ГБУ ПО «Псковавтодор» ФИО6 вынесено предписание, в котором «предложено организовать выполнение следующих мероприятий: Установить стационарное электрическое освещение в населенном пункте д. Мальково, Себежского р-на на пересечении а/д Толкачёво – Себеж – Заситино (32км +000 м) и Опочка – Дубровка граница с РБ (51км +808 м) Согласно ГОСТ Р 52766-2007» (без указания пункта). Срок выполнения предписания установлен 1 месяц.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Гостехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ№-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Абзацем 11 пункта 4.6.1.1. ГОСТ установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на пешеходных переходах.
В силу пункта 4.6.1.4. ГОСТ горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог III категории, улицы районного значения должна соответствовать требованиям о максимальной горизонтальной освещенности не менее 20 лк, средней горизонтальной освещенности покрытия проезжей части не менее 8 лк, а согласно пункту 4.6.1.8. ГОСТ на пешеходных переходах в одном уровне норма освещения должна быть повышена не менее, чем в 1,3 раза по сравнению с нормой освещения проезжей части.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения (далее – Положение), которое устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор). Федеральный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Согласно пункту 2 Положения федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами. Пунктом 6 Положения установлено, что федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок субъектов надзора в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 8 «а» Положения федеральный надзор включает в себя осуществление административных процедур в рамках исполнения возложенных на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанностей. Согласно пункту 9 сроки и последовательность осуществления административных процедур, указанных в пункте 8 настоящего Положения, устанавливаются административными регламентами, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. Указанный нормативно-правовой документ устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при осуществлении государственной функции. Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции осуществляется Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на территории Российской Федерации; подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации - в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации Согласно пункту 9.7 Административного регламента сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 17.4 Административного регламента по результатам исполнения государственной функции принимается решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (приложение № к настоящему Административному регламенту).
На основании пункта 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение N 4 к настоящему Административному регламенту).
В пункте 73 Административного регламента указано, что в случае выявления нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается предписание и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
В предписании указываются: наименование органа, составившего предписание; место составления предписания; дата составления предписания; наименование и местонахождение, а также сведения о государственной регистрации объекта проверки, которому адресовано предписание; ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания; состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены; меры по устранению нарушений; срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца); способы извещения подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном и районном уровнях об устранении нарушений; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, выдавшего предписание.
Оценивая содержание приведенных правовых норм, суд находит, что доводы истца о нарушении Административного регламента в части допущенных нарушениях при составлении акта проверки и составлении предписания, являются обоснованными. При осуществлении надзорной функции административным ответчиком составлен Акт о выявленных недостатках, не соответствующий Административному регламенту, не предусмотренный Приложением № к регламенту. В Акте не указано время проведения проверки, в ходе которой было установлено отсутствие стационарного электрического освещения в населенном пункте, к Акту не приложена фототаблица, подтверждающая фотофиксацию, которая, согласно Акта, была применена в ходе проверки.
В оспариваемом истцом Предписании отсутствует наименование и местонахождение, а также сведения о государственной регистрации объекта проверки, которому адресовано предписание, нет ссылки на Акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания, не указан состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены, не указана категория дорог, на пересечении которых необходимо установить стационарное электрическое освещение, не говорится о наличии пешеходного перехода на данном пересечении автомобильных дорог, отсутствуют указания на пункты ГОСТ Р 52766-2007, в соответствии с которым необходимо установить стационарное электрическое освещение. При таких обстоятельствах у суда имеются основания для удовлетворения требований административного истца и признания незаконным оспариваемого истцом Предписания ОГИБДД МО МВД России «Себежский».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л: Административный иск ГБУ ПО «Псковавтодор» к ОГИБДД МО МВД России «Себежский» по Псковской области, удовлетворить.
Предписание начальника ОГИБДД МО МВД России «Себежский» вынесенное в отношении ГБУ ПО «Псковавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ – отменить, как вынесенное с нарушением требований Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 380.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Себежский районный суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в мотивированной форме будет составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Себежского районного суда: подпись
Копия верна. Судья Дмитриев С.О.