ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-392/2022 от 09.09.2022 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-392/2022

44RS0006-01-2022-000847-19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Антропово «09» сентября 2022 года

Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.

при секретаре Моревой М.А.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора Антроповского района Лисицина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Антроповского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области об установлении обязанности по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Антроповского района Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области об установлении обязанности по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В обоснование своих требований истец указал следующее. Прокуратурой Антроповского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав предпринимателей в сфере муниципального контроля в деятельности администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», п.п.11, 14 «Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №990 на официальном сайте администрации Котельниковского сельского поселения не размещена следующая информация: сведения о результатах общественного обсуждения (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или отклонении) проектов программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; постановление главы администрации Котельниковского сельского поселения «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области на 2022 год», постановление главы администрации Котельниковского сельского поселения «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по муниципальному контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и дорожном хозяйстве на территории Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области на 2022 год», постановление главы администрации Котельниковского сельского поселения «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области на 2022 год». Прокурором Антроповского района 28.01.2022 направлено главе администрации Котельниковского сельского поселения представление об устранении допущенных нарушений закона, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Прокуратурой Антроповского района проведена проверка исполнения законодательства о защите прав субъектов предпринимательства в деятельности администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», ст.ст.18, 19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на официальном сайте администрации Котельниковского сельского поселения не размещена информация, предусмотренная п.п.3-7,9-15 части 3 ст.46 Федерального закона от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», а также информация, предусмотренная частью 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Прокурором Антроповского района 15.02.2022г. направлено главе администрации Котельниковского сельского поселения представление об устранении допущенных нарушений закона, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Со ссылкой на требования ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просил суд обязать администрацию Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте администрации Котельниковского сельского поселения либо на официальном сайте администрации Антроповского муниципального района Костромской области либо на официальном сайте Костромской области указанные сведения.

В судебном заседании заместитель прокурора Антроповского района Костромской области Лисицин А.С. административное исковое заявление прокурора поддержал и просил суд об его удовлетворении по основаниям, изложенным в нём.

Представитель административного ответчика – администрации Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился. Глава администрации Котельниковского сельского поселения Волков М.А. ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела без участия представителя администрации, против удовлетворения административных исковых требований прокурора не возражал.

Суд, выслушав представителя административного истца – заместителя прокурора Антроповского района Костромской области Лисицина А.С., исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей: 1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; 2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

Согласно ч. 2 ст. 44 Федерального закона №248-ФЗ программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) ежегодно утверждается по каждому виду контроля.

Частью 4 статьи 44 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что порядок разработки и утверждения про граммы профилактики рисков причинения вреда утверждается Правительством Российской Федерации и должен предусматривать ее общественное обсуждение.

Пунктом 11 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 990 (далее - Правила), определено, что в целях общественного обсуждения проект программы профилактики размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» не позднее 1 октября предшествующего года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения.

Согласно п. 14 Правил результаты общественного обсуждения (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или отклонении) размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет» не позднее 10 декабря предшествующего года.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Частью 2 статьи 46 Федерального закона № 248-ФЗ информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Согласно п.п. 3-7, 9-15 ч. 3 ст. 46 Федерального закона № 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет»: 3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; 4) утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования; 5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; 6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; 7) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; 9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; 10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; 11) сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц; 12) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц; 13) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; 14) доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле; 15) информацию о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами.

В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией: 1) о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); 2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; 3) о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; 4) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; 5) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; 7) о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона; 8) об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 9) иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, действующей в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».

В судебном заседании установлено, что на официальном сайте администрации Котельниковское сельское поселение указанная информация, предусмотренная действующим законодательством не размещена.

Прокурором Антроповского района 28 января 2022 года, 15 февраля 2022 года, в адрес главы администрации Котельниковского сельского поселения вносились представления об устранении нарушений названного законодательства, однако они остались неисполненными до настоящего времени.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании копиями указанных представлений в адрес главы администрации Котельниковского сельского поселения, ответами на представления прокурора.

В связи с тем, что данные нарушения противоречат задачам и принципам законодательства о государственном и муниципальном контроле, о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, создают препятствия субъектам малого и среднего предпринимательства в реализации своих прав на получение доступа к информации, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Антроповского района Костромской области - удовлетворить.

Обязать администрацию Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить размещение на официальном сайте администрации Котельниковского сельского поселения либо на официальном сайте администрации Антроповского муниципального района Костромской области, либо на официальном сайте Костромской области следующие сведения: постановление главы администрации Котельниковского сельского поселения «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области на 2022 год», постановление главы администрации Котельниковского сельского поселения «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по муниципальному контролю (надзору) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и дорожном хозяйстве на территории Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области на 2022 год», постановление главы администрации Котельниковского сельского поселения «Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Котельниковского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области на 2022 год», сведения о результатах общественного обсуждения (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (втом числе частичном) или отклонении) проектов вышеуказанных программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; информацию, предусмотренную п.п.3-7,9-15 части 3 ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», информацию, предусмотренную частью 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд (п. Антропово) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.С. Копалыгина

Решение изготовлено в мотивированной форме

«12» сентября 2022 года

Судья________В.С. Копалыгина