ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3937/17 от 19.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Мотивированное решение составлено 19 декабря 2017 года

Дело № 2а-3937/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

Председательствующего судьи Лазаревой М.И.

При секретаре Кузиковой Н.И.

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалевой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Шевцова Михаила Юрьевича к Администрации города Ростова-на-Дону о признании постановления недействующим

УСТАНОВИЛ:

Шевцов М.Ю. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 26.09.2017 № 941 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 N 627 «Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения» пункт 3 постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 № 627 изложен в следующей редакции: «установить тарифы на регулярные перевозки пассажира в городе Ростове-на-Дону: автобусами с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок за 1 поездку в размере - 24,00 руб.; автобусами с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок за 1 поездку в размере - 24,00 руб., с использованием безналичной системы оплаты проезда в размере - 20,00 руб.; троллейбусами за 1 поездку в размере - 17,00 руб., с использованием безналичной системы оплаты проезда - 17,00 руб.; трамваями за 1 поездку в размере - 17,00 руб., с использованием безналичной системы оплаты проезда - 17,00 руб.».

Постановление от 26.09.2017 № 941 опубликовано в газете «Ростов Официальный» № 39 (1192) от 27.09.2017, вступило в законную силу с 01.10.2017 г.

Между тем в силу п. 4 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

В Письме Роспотребнадзора от 22.09.2016 N 01/12735-16-31 указано, что исходя из императивного правила, установленного пунктом 4 статьи 16.1 Закона «О защите прав потребителей», определяющего, что при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов, несоблюдение которого фактически будет означать наступление для продавца (исполнителя) административной ответственности по части 4 статьи 14.8 КоАП РФ за нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров работ, услуг)», юридическое содержание такого запрета подразумевает недопустимость совершения действий, выражающихся в завышении соответствующей цены товаров (работ, услуг), изначально объявленной продавцом (исполнителем) в качестве существенного условия договора, информация о которой должна доводиться до сведения потребителей с соблюдением требований, установленных статьей 10 Закона «О защите прав потребителей».

Кроме того, указание в Постановлении Администрации г. Ростова-на-Дону от 26.09.2017 № 941 различных цен в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов является нарушением положений Гражданского кодекса РФ о публичных договорах, поскольку согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товара, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Таким образом, по мнению истца, Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 26.09.2017 г. № 941 устанавливаются различные цены за услуги перевозки в зависимости от способа их оплаты, что нарушает права потребителей этих услуг на одинаковую цену услуги.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, Шевцов М.Ю. просит суд признать постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 26.09.2017 г. № 941 «Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения» недействующим со дня его принятия, как не соответствующее Закону РФ «О защите прав потребителей» и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Шевцов М.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело в отсутствие административного истца рассмотрено судом в порядке ст. 213 КАС РФ.

Представитель Администрации города Ростова-на-Дону Сапрунова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала, просила в иске отказать. Пояснила, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством, опубликовано, прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушает.

Выслушав Сапрунову О.А., изучив материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Долгалеву А.А., полагавшего административные исковые требования Шевцова И.Ю. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч.ч. 7 - 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в случае, если суд установит, что порядок принятия оспариваемого акта соблюден, он должен проверить соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в соответствии с п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС от 01.07.1996 N 6/8 суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 24 августа 2010 года № 627 «Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения» установлены экономически обоснованные тарифы на регулярные перевозки 1 пассажира в городе Ростове-на-Дону.

Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 26.09.2017 № 941 «О внесении изменений в постановление Администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 N 627 «Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения» пункт 3 постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 № 627 изложен в следующей редакции:

установить тарифы на регулярные перевозки пассажира в городе Ростове-на-Дону:

автобусами с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок за 1 поездку в размере - 24,00 руб.;

автобусами с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок за 1 поездку в размере - 24,00 руб., с использованием безналичной системы оплаты проезда в размере - 20,00 руб.;

троллейбусами за 1 поездку в размере - 17,00 руб., с использованием безналичной системы оплаты проезда - 17,00 руб.; трамваями за 1 поездку в размере - 17,00 руб., с использованием безналичной системы оплаты проезда - 17,00 руб.

Постановление от 26.09.2017 № 941 официально опубликовано в газете «Ростов Официальный» № 39 (1192) от 27.09.2017 года.

Обратившись с настоящим административным иском, Шевцов М.Ю. указал, что установление различных цен за услуги перевозки в зависимости от способа их оплаты, нарушает его права, как потребителя этих услуг на одинаковую цену услуги, а также не соответствует положениям Гражданского кодекса РФ о публичных договорах, поскольку согласно п. 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товара, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города, а также установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. В статье 1 УАТ определено, что отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, не урегулированные указанным федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвердило Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в их числе указаны перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом согласно части 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 30.06.2006 № 507-ЗС «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа» исполнительно-распорядительные органы городских округов в Ростовской области (органы местного самоуправления) наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа.

Пунктом 2 статьи 1 указанного Областного закона Ростовской области предусмотрено, что под государственным регулированием тарифов на перевозку пассажиров и багажа понимается установление исполнительно-распорядительными органами городских округов тарифов на перевозку пассажиров и багажа: всеми видами общественного транспорта (кроме железнодорожного транспорта и легкового такси) в городском сообщении, речным транспортом в местном сообщении в черте города и на переправах.

Согласно пункту 2.4 Порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 23.08.2012 № 783, тарифы на перевозку пассажиров и багажа и экономически обоснованные тарифы устанавливаются муниципальным правовым актом исполнительно-распорядительного органа городского округа.

Правовые акты об установлении тарифов являются нормативными, поскольку рассчитаны на многократное применение и касаются неопределенного круга лиц, оплачивающих услуги по указанным тарифам.

Указанная позиция подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена».

В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно части 1 ст. 48 Устава города Ростова-на-Дону глава Администрации города издает в пределах своей компетенции постановления и распоряжения Администрации города, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования государственными и муниципальными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и населением.

Частью 2 ст. 48 Устава города Ростова-на-Дону правовые акты главы Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами, издаются в форме постановлений Администрации города.

В соответствии с п. 1.2 постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.02.2016 № 150 "Об утверждении Порядка подготовки правовых актов Администрации города Ростова-на-Дону" постановления Администрации города Ростова-на-Дону издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Постановления Администрации города Ростова-на-Дону могут быть нормативными (если его положениями устанавливаются правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений) и ненормативными.

Согласно части 4 статьи 48 Устава города Ростова-на-Дону правовые акты главы Администрации города нормативного характера вступают в силу со дня их официального опубликования в газете "Ростов официальный"", ненормативные правовые акты - со дня их подписания, если иное не указано в самих правовых актах.

Оспариваемое постановление было опубликовано в газете «Ростов официальный» № 39 от 27.09.2017. Пунктом 2 оспариваемого постановления предусмотрено вступление его в силу с 01.10.2017 г.

Административный истец полагает, что установление дифферинцированного тарифа в зависимости от формы оплаты противоречит федеральному законодательству, а именно: Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 2 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как указано в преамбуле к названному Закону, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 1 названного закона, определяющей правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров. Однако в данном случае между административным истцом и административным ответчиком отсутствуют договорные правоотношения.

Устанавливая тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Администрация города Ростова-на-Дону реализовывала предоставленные ей административные публично-властные полномочия, то есть полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Как следует из положений пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, положения Закона о защите прав потребителей и положения ГК РФ по настоящему делу не подлежат применению.

Проанализировав содержание оспариваемых норм, суд приходит к выводу о том, что основания для признания их недействующими отсутствуют.

Доводы, изложенные в исковом заявлении, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд находит административные исковые требования Шевцова М.Ю. не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Шевцова Михаила Юрьевича к Администрации города Ростова-на-Дону о признании недействующим Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 26.09.2017 г. № 941, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий