Дело №2а-3939/19 № Мотивированное решение изготовлено 24.06.2019г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2019 года г. Владивосток Фрунзенский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи О.О.Ясинской при секретаре А.А.Илюшенковой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСЖ «Гармония» об оспаривании представления прокуратуры Фрунзенского района г.Владивостока от 15.01.2018г., установил: ТСЖ «Гармония» в лице представителя Лысаковой С.Н. обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Фрунзенского района г.Владивостока об оспаривании представления. В обоснование заявленных требований указано, что вынесенное представление нарушает права административного истца. При вынесении представления административный ответчик ссылается на постановление главы администрации г.Владивостока от дата№, в котором указано, что тариф установлен должен быть в размере 33,85 кв.м. Причины, по которым должен быть изменен тариф, административный ответчик не обосновывает. Вопрос о возвращении к тарифам 2014 года неблагоприятно отразится на управлении общедомовым имуществом. За период 2010-2017 годов ни одна из функций никогда не передавалась обслуживающим компаниям дома, в том числе и расчетные счета ТСЖ «Гармония» находятся под исключительным контролем и управлением ТСЖ. Тарифы на содержание и ткущий ремонт в <адрес><адрес> никогда не являлись предметом публичной оферты и всегда использовались исключительно на содержание о текущий ремонт в <адрес><адрес>. Правление ТСЖ, являясь органом управления, в соответствии с ч. 8 ст. 156 ЖК РФ, имеет право определять размер обязательных платежей и (или) взносов товарищества собственников. Поскольку решение об установлении размера за содержание и ремонт МКД могут принимать органы управления товарищества, а не общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, то положения ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, на которую ссылается административный ответчик в представлении, не относятся к управлению многоквартирным домом ТСЖ. Положения указанной нормы могут применяться только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме. В ч. 4 ст. 153 ЖК РФ нет ссылки на то, что указанная норма касается только домов при непосредственном управлении МКД. Ссылка прокуратуры на п.п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме несостоятельна, поскольку данные Правила не противоречат ч. 4 ст. 158 ЖК РФ и не изменяют ее в отношении домов, где формой управления является ТСЖ. Кроме того, в ЖК РФ нет ни одного положения о том, что если собственники МКД не принимают нового тарифа на содержание и текущий ремонт МКД, то действует последний принятый тариф. Все ранее принятые сметы доходов и расходов ТСЖ «Гармония» имели строго ограниченной время действия. С учетом этого, просит оспариваемое представление отменить. Согласно дополнительных пояснений по административному иску, прокуратурой не указано, каким именно общим собранием был принят тариф 24,12 руб., не указана точная дата собрания, номер решения, не представлена копия протокола с решениями данного собрания. Доводы о нарушении прав жильцов не подтверждены. На представление прокуратуры правлением ТСЖ «Гармония» направлен ответ с пояснениями о невозможности исполнения представления. Бюджет с тарифом 24,14 руб. с кв.м. никогда не принимался. Правлением ТСЖ «Гармония» принято решение с дата использовать муниципальный тариф на текущий ремонт и содержание МКД в размере 33,85 руб. согласно представленных расчетов ООО «УК Стандарт», произведенных на основании п. 4 ст. 158 ЖК РФ. Действие этого тарифа предполагалось на период до момента принятия нового бюджета Общим собранием членов ТСЖ. Выполнение представления прокуратуры от дата по возврату к тарифу 24,14 руб. невозможно, так как такого тарифа не принималось, общее собрание по поводу принятия такого тарифа не проводилось, и исполнение данного требования прокуратуры означало бы отмену решения № общего собрания членов ТСЖ от дата в части расходов по содержанию персонала, между тем такое решение может быть признано незаконным только в судебном порядке. Общим собранием членов ТСЖ «Гармония» от дата утвержден бюджет ТСЖ «Гармония» на 2018-2020 годы с тарифом на содержание и текущий ремонт МКД в размере 33,47 руб. В судебном заседании председатель правления ТСЖ «Гармония» Елистратов В.Е. настаивал на удовлетворении заявленных требований, указал на то, что ТСЖ опасается привлечения прокуратурой к какой-либо ответственности, представил письменные дополнения к административному исковому заявлению из которых следует, что прокурор в представлении в императивном порядке указал на необходимость вернуться к тарифу 24, 14 руб. с кв.м. и обязал ТСЖ «Гармония» вернуться к нему. Данное представление не может быть исполнено, потому что такой тариф не принимался ТСЖ. Данный тариф был ошибочно использован ТСЖ «Гармония» некоторое время в период с 2016-2017 гг. в 2014г. ТСЖ не проводило собрания по принятию какого-либо тарифа. Об ошибочности пониженного тарифа правления отражено в Акте ревизионной комиссии за 2017г. В ч.4 ст.158 ЖК РФ нет ссылки на то, что эта норма касается только домов при непосредственном управлении многоквартирным домом. Ссылка прокуратуры на п.п.34, 36 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № не состоятельна, поскольку указанное Постановление не имеет верховенства над законами РФ. В законодательстве нет положения, что при непринятии в ТСЖ на общем собрании тарифа по содержанию и ремонту МКД, должен действовать предыдущий тариф. Тариф по содержанию и ремонту <адрес> до 2018 года не принимался. До 2018г. принималась только смета расходов и доходов (2011, 2013,2015гг.). При голосовании на общем собрании членов ТСЖ по принятию сметы доходов и расходов в 2017г. впервые ставился вопрос о принятии тарифа на содержание и ремонт в размере 33,4 руб. с кв.м. Если использовать смету доходов и расходов, принятую на общем собрании членов ТСЖ дата., то можно сложить и получить сумму услуг, получить некий условный тариф в размере 26,95 руб., который по сути как тариф не принимался. В январе 2017г. в целях уменьшений позиций в квитанции, все позиции расходов, согласно сметы расходов и доходов сложили в одну позицию и назвали «содержание и текущий ремонт» и эта цифра не была постоянной по ряду причин. Если использовать смету расходов, принятую дата. с поправкой на решение № на содержание персонала, принятым общим собранием дата., то получится сумма услуг 29,92 руб., что можно условно назвать тарифом по содержанию и ремонту МКД, но по сути он таковым не являлся. Согласно Устава ТСЖ, Правление вправе превысить расходную часть утвержденного бюджета Товарищества, но не более чем на 25% с обязательным уведомлением об этом членов Товарищества. Поскольку часть бюджета была утверждена в 2015г., а часть в 2017г. и получаем сумму условного тарифа 29,92 руб. В случае выполнения представления прокурора пришлось бы делать перерасчет в сторону увеличения тарифа, ввиду заниженных сборов в период 2015-2017гг. Причины по которым должен был быть изменен тариф представление прокурора не обосновывает, не указывает, что именно необходимо устранить. Требование является вмешательством прокуратуры в хозяйственную деятельность ТСЖ, и сделан без анализа расходной части управления общедолевым имуществом. Помощник прокурора Фрунзенского района г. Владивостока ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований, указала на то, что прокуратурой была проведена проверка по обращению гражданина. В ходе проверки установлено нарушение порядка расчеты платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, выразившееся в применении неутвержденного общим собранием членов ТСЖ «Гармония» размера платы. Поскольку общим собранием членов ТСЖ в 2017г. не был утвержден бюджет ТСЖ на 2017-2019гг. с тарифом по содержанию и текущему ремонту МКД, ТСЖ «Гармония» обратилось в ООО «УК «Стандарт» с просьбой рассчитать тариф на содержание общего имущества и текущий ремонт МКД в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от дата№. дата. решением Правления ТСЖ установлен тариф по содержанию и текущему ремонту МКД в размере 33,85 руб. Вместе с тем, установление указанного тарифа относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. Таким образом нарушен порядок применения тарифа поскольку тариф был изменен ТСЖ в одностороннем порядке, в нарушение волеизъявления членов товарищества. Указала, что представление прокурора не нарушает права административного истца, поскольку в резолютивной части представления нет императивного требования, представление не имеет абсолютный характер, а лишь обращает внимание на нарушения. Заинтересованное лицо Ванин А.Н. поддержал требования ТСЖ «Гармония». Заинтересованные лица Селезень Л.Н., Тихомиров В.В., представитель прокуратуры Приморского края, представители Государственной жилищной инспекции Приморского края, Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки не известна. Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод. Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении закона. В силу п.1 ст.21, п.3 ст. 22, ст.ст. 24,28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранять допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. дата. прокуратурой Фрунзенского района г.Владивостока в адрес председателя ТСЖ «Гармония» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым на указанное должностное лицо возложена обязанность безотлагательно рассмотреть данное представление и в течение месяца со дня его получения принять конкретные меры и исчерпывающие по устранению причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства, о дате, времени и месте рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом срок с момента получения представления. Основанием для внесения представления послужили выявленные в ходе проведенной проверки соблюдения ТСЖ «Гармония» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, в качестве нарушений прокурором указано на незаконное установление ТСЖ «Гармония» тарифа по содержанию и текущему ремонту МКД в размере 33,85 руб. с квадратного метра и в качестве способа устранения нарушений предложено вернуться к ранее действующей плате за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома. На основании части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании (часть 1 статьи 136 Кодекса). Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения многоквартирного дома на основании заявления о вступлении в товарищество (часть 1 статьи 143 Кодекса). В соответствии с частью 8 статьи 156 ЖК РФ и пунктами 33 и 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 491, размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Согласно частям 1 и 2 статьи 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе, и установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества. Судом установлено, что в период с дата по дата было проведено общее собрание членов ТСЖ «Гармония» в форме заочного голосования, на котором не было принято положительного решения по вопросу утверждения бюджета с тарифом по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома в размере 33,4 руб. с квадратного метра, а впоследствии при взимании платы товариществом стал использоваться тариф, установленный постановлением главы администрации <адрес> от дата№. Вместе с тем, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. Общее собрание членов ТСЖ «Гармония» решения об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере равном тарифу, установленному органом местного самоуправления, не принимало. В связи с чем, имеет место нарушение порядка расчета платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, выразившееся в применении неутвержденного общим собранием членов товарищества ТСЖ «Гармония» размера платы, то есть в нарушение волеизъявления членов товарищества, отраженного в решении общего собрания от дата. Судом установлено, что общим собранием членов ТСЖ «Гармония» от дата. утверждена смета доходов и расходов по плану содержания и ремонта общего имущества в доме ТСЖ «Гармония» на 2015-2016гг., то есть утвержден тариф по содержанию и ремонту МКД в размере 26,98 руб. с кв.м. Поскольку в 2017г. не было принято решения по вопросу утверждения бюджета с тарифом по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, ТСЖ «Гармония» должно было применять тариф, утвержденный до дата Поскольку собственниками помещений многоквартирного <адрес><адрес> было создано товарищество собственником жилья, установленный решением общего собрания членов товарищества размер платы за содержание и ремонт жилого помещения может быть изменен только на основании нового решения общего собрания членов товарищества, а не правлением товарищества, к компетенции которого решение указанного вопроса в силу пункта 4 части 2 статьи 145, статей 147-149 ЖК РФ не относится. Прокурор в представлении указывает на отсутствие у ТСЖ «Гармония» оснований для применения тарифа в размере 33,85 рублей с квадратного метра вследствие того, что такое решение могло принять только общее собрание членов товарищества, в связи с чем оснований для признания представления прокуратуры района от дата незаконным не имеется. Кроме того, представление прокурора в силу статьи 22 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона. В соответствии со статьей 24 названного Закона представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению, то есть на орган или должностное лицо, кому адресовано представление прокурора, возложена обязанность по рассмотрению представления, с которым они могут не согласиться. В этом случае прокурор имеет право обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, и в рамках этого дела будет решаться вопрос о законности или незаконности представления прокурора. Также данные обстоятельства могут быть установлены в рамках дела об оспаривании ненормативного правового акта, которым оформлены результаты проверки. Само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Представление прокурора содержит предложение по устранению выявленных, с позиции прокурора, нарушений закона и не порождает каких-либо правовых последствий для ТСЖ «Гармония». дата ТСЖ «Гармония» уведомило прокуратуру района о рассмотрении представления. К административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ должностное и юридическое лицо не привлекались. Таким образом, представление прокуратуры района внесено в соответствии с требованиями ст.24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» и в рамках предоставленных полномочий при рассмотрении обращения заявителя. Публичное производство направлено на восстановление нарушенных прав и свобод заявителя. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым действием органа государственной власти были нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, судом не установлено. С учетом указанных обстоятельств имеются основания для отказа ТСЖ «Гармония» в удовлетворении административного искового заявления. На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд решил: В удовлетворении административного искового заявления ТСЖ «Гармония» об оспаривании представления прокуратуры Фрунзенского района г.Владивостока от дата. отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья О.О.Ясинская |