КОПИЯ
Дело № 2а-393/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 июня 2016 года п.Приаргунск
Судья Приаргунского районного суда Забайкальского края Помигуев В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Усть-Тасуркайское» муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, сославшись на следующее.
Прокуратурой Приаргунского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий по обеспечению населения качественной питьевой водой и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Проверкой установлено, что в муниципальной собственности сельского поселения «Усть-Тасуркайское» имеется артезианская скважина, расположенная на территории <адрес>. Указанный объект был передан в муниципальную собственность от ПСХК «Горняк» по договору безвозмездной передачи объекта-водокачки от 15.08.2014 г. Объект внесен в реестр муниципальной собственности сельского поселения «Усть-Тасуркайское». Иные правоустанавливающие документы на скважину в администрации сельского поселения «Усть-Тасуркайское» отсутствуют.
Посредством скважины осуществляется водоснабжение, в том числе питьевое, населения <адрес>. Добыча подземных вод администрацией сельского поселения «Усть-Тасуркайское» осуществляется без лицензии на право пользования недрами.
Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В силу ст.1 Водного кодекса РФ водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Из данного определения следует, что подземные воды являются разновидностью водных объектов, что подтверждается содержанием ст. 5 Водного кодекса РФ.
Статьей 8 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, ст. 1.2 Закона РФ «О недрах», установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В нарушение вышеназванной нормы Закона РФ «О недрах» администрация сельского поселения «Усть-Тасуркайское» осуществляет водопользование без наличия лицензии, мероприятия по лицензированию артезианской скважины не проводит (оформление правоустанавливающих документов, выполнение установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и др.)
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Обеспечение указанных положений закона осуществляется путем выдачи лицензии на пользование недрами.
Таким образом, незаконная добыча подземных вод администрацией сельского поселения «Усть-Тасуркайское» приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника указанного вида природного ресурса, и прав неопределенного круга лиц, постоянно и временно проживающих на территории сельского поселения «Усть-Тасуркайское», на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ).
Просит признать бездействие администрации сельского поселения «Усть-Тасуркайское» по получению лицензии на право пользования недрами незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Тасуркайское» провести мероприятия по лицензированию артезианской скважины и получить лицензию на право пользования недрами в установленном законом порядке.
Прокурор просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от представителя ответчика Р.Н.Г., поступило заявление, которым она просила рассмотреть дело без их участия, иск признает.
На основании ч.7 ст.150 КАС РФ полагаю возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного судопроизводства.
Исследовав материалы дела и оценив их в совокупности с действующим законодательством, нахожу административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Приаргунского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий по обеспечению населения качественной питьевой водой и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Проверкой установлено, что в муниципальной собственности сельского поселения «Усть-Тасуркайское» имеется артезианская скважина, расположенная на территории <адрес>. Указанный объект был передан в муниципальную собственность от ПСХК «Горняк» по договору безвозмездной передачи объекта-водокачки от 15.08.2014 г. Объект внесен в реестр муниципальной собственности сельского поселения «Усть-Тасуркайское». Иные правоустанавливающие документы на скважину в администрации сельского поселения «Усть-Тасуркайское» отсутствуют.
Посредством скважины осуществляется водоснабжение, в том числе питьевое, населения <адрес>. Добыча подземных вод администрацией сельского поселения «Усть-Тасуркайское» осуществляется без лицензии на право пользования недрами.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Из статьи 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Как следует из материалов дела, лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на водяную скважину, расположенную на территории <адрес>, отсутствует, в связи с чем бездействие администрации сельского поселения «Усть-Тасуркайское» является незаконным.
Административный ответчик иск признает.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд, в соответствии со ст. 46 КАС РФ, принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и считает необходимым исковые требования удовлетворить и обязать администрацию сельского поселения «Усть-Тасуркайское» провести мероприятия по лицензированию артезианской скважины и получить лицензию на право пользования недрами в установленном законом порядке
В соответствии с положениями ст. 187 КАС РФ, суд считает необходимым установить срок, в течение которого административному ответчику надлежит выполнить возложенные на него судом обязанности, до 01 февраля 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Приаргунского района Забайкальского края удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения «Усть-Тасуркайское» муниципального района «Приаргунский район», по получению лицензии на право пользования недрами незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Тасуркайское» провести мероприятия по лицензированию артезианской скважины и получить лицензию на право пользования недрами в установленном законом порядке в срок до 01 февраля 2017 года.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Приаргунский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: подпись
«КОПИЯ ВЕРНА» Судья Помигуев В.В.___________ Секретарь суда ______________ФИО1 «_____»_______________20___ г. |
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник документа подшит в административном деле №2а-393/2016 Приаргунского районного суда.