ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-393/18 от 17.10.2018 Родниковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-393/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2018 года г.Родники

Родниковский районный суд Ивановской области в составе:

Председательствующего судьи Созиновой Н.А.

при секретаре Ващенко М.Е.

с участием представителя административного истца Кочетова Е.В.,

представителя административного ответчика Косорукова А.С.,

представителя заинтересованного лица Виноградовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мокроусова Н.С. к Администрации Муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Мокроусова Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области о признании незаконным и отмене решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «Родниковский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, и Постановление Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке Мокроусова Н.С. на учет граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, по муниципальному образованию «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области», обосновав его следующими доводами. Мокроусова Н.С. является вдовой У.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В браке с У.А.Н. истица состоит с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Удостоверением серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ Родниковским районным военным комиссариатом, супруг истицы являлся участником Великой Отечественной Войны. Данное обстоятельство подтверждается:

-Архивной справкой от 1982 года, выданной Центральным Государственным Архивом Советской армии;

-Сопроводительным документом к вышеуказанной справке из <адрес> военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ;

-Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Военным комиссариатом <адрес>.

На момент смерти супруга и по настоящее время Истица вместе с супругом, а после смерти У.А.Н. - одна проживает по адресу: Россия, <адрес>.

Вышеуказанное имущество не принадлежит Истице по праву собственности, она просто зарегистрирована и проживает в данном жилом доме. При этом сам дом нуждается в ремонте и Истице очень трудно его содержать и обслуживать в силу своего возраста.

Поскольку у Истицы не имеется собственного жилья, то она, как вдова участника ВОВ, имеет право на меры социальной поддержки, в виде признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, в порядке Федерального закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», Жилищного Кодекса РФ и Послания Президента РФ «Об оказании мер социальной поддержки ветеранов ВОВ и членов их семей по улучшению жилищных условий».

Истица является вдовой (членом семьи) умершего участника ВОВ, и, в силу отсутствия у нее своего жилого помещения, нуждается в признании ее нуждающейся в жилом помещении и постановке на очередь в качестве данного лица для ветеранов ВОВ и их семей и выделении средств за счет субвенций, выделяемых органам государственной власти субъектов РФ, в соответствии с Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах».

05 июня 2018 года Истица, как вдова ветерана ВОВ, обратилась в орган местного самоуправления (Администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области) и в Департамент социальной защиты населения по Ивановской области по вопросу постановки меня на учет как лица, нуждающегося в жилом помещении.

Постановлением Администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в постановке на данный учет, по причине Решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «Родниковский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес истицы был направлен ответ Главы муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес>, из которого она узнала о принятом решении.

ДД.ММ.ГГГГ, после получения вышеуказанного ответа она обратилась в Администрации МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> с требованием о выдаче ей Постановления и Протокола для их дальнейшего обжалования. Данные документы были выданы.

В соответствии с выпиской из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении, так как ею не представлены документы, подтверждающие право пользования жилым домом в котором она проживает.

С решениями, принятым органом местного самоуправления и общественной комиссией Истица не согласна и считает, что оно подлежит отмене, как незаконные и необоснованные.

Действительно, у Истицы нет гражданско-правового договора (аренды, найма) с детьми покойного супруга от первого брака, но это не ее вина, что они не заключили его с ней. Комиссия, выходившая осматривать дом, где Истица проживает, видели в каких условиях ей приходиться жить. Дочь Истицы неоднократно предлагала забрать ее к себе, но Истица понимала, что просто стеснит ее семью и будет им обузой. При этом дочь каждый день приходит и ухаживает за матерью.

Истица считает, что повод для отказа признания ее нуждающейся в предоставлении жилищного помещения является формальным и не может служить основанием для отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилье.

Административный истец Мокроусова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Кочетов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал административный иск по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Косоруков А.С., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, полагает, что отказ Мокроусова Н.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что ею не предоставлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, правомерен.

Представитель департамента социальной защиты населения по Ивановской области в судебное заседание не явился, в адрес суда направил отзыв на административный иск, в котором указывал, что документы подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи не представлены, основания для признания Мокроусова Н.С. нуждающейся в жилом помещении и постановки на учет граждан признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отсутствуют. Также просили рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель Территориального управления социальной защиты населения по Родниковскому муниципальному району Виноградова О.В., действующая на основании доверенности, оставила решение вопроса на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела. Суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.218Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее, КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст.226 КАС РФесли иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено, что Мокроусова Н.С. состояла в браке с У.А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

У.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17)

В соответствии с Удостоверением серии 3 , выданным ДД.ММ.ГГГГ Родниковским районным военным комиссариатом, супруг истицы являлся участником Великой Отечественной Войны (л.д.18).

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Мокроусова Н.С. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.181,182).

В соответствии с техническим паспортом дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал умершему супругу У.А.Н.(л.д.195-203).

ДД.ММ.ГГГГМокроусова Н.С. обратилась в администрацию МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилого помещения, по категории вдова участника Великой Отечественной войны (л.д.175-186).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по жилищным вопросам при администрации МО «Родниковский муниципальный район» (далее, Комиссией) заявление Мокроусова Н.С. рассмотрено, принято решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что не предоставлены документы, подтверждающие право пользования жилым помещением. Решение Комиссии оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 170-171), утверждено постановлением Администрации МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 168), о принятом решении Мокроусова Н.С. направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 172). Срок рассмотрения заявления органом местного самоуправления не нарушен.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частями 2, 3 ст. 52 Жилищного кодексаРФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Основания к признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях перечислены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Исчерпывающий перечень оснований к отказу в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указан в части 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Заявление Мокроусова Н.С. рассмотрено Комиссией по жилищным вопросам Администрации МО «Родниковский муниципальный район», действующей на основании Положения о Комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Родниковский муниципальный район», утвержденного постановлением Администрации МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 163-167).

В силу п. 3 указанного Положения, к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение вопросов о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решения Комиссии оформляются протоколом (п. 6 Положения).

Таким образом, заявление Мокроусова Н.С. о постановке на учет рассмотрено полномочным органом, порядок рассмотрения и принятия решения нарушены не были.

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением Администрации МО «Родниковский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Комиссия по жилищным вопросам по результатам рассмотрения представленных заявителем документов принимает одно из решений: о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 2.3).

Основанием к принятию оспариваемого решения об отказе Мокроусова Н.С. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении послужило то, что Мокроусова Н.С. не представила документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения тому подобное).

Согласно Постановлению Администрации МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГМокроусова Н.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ)

В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно п.2 п.п.б ст.17 Закона Ивановской области от 17.05.2006 № 50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» к заявлению о принятии на учет прилагаются: документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения).

Согласно п.2.1 указанной статьи документы, указанные в пункте 1, подпунктах «а», «б», «д», «е» пункта 2, пунктах 3 и 4 части 2 настоящей статьи самостоятельно представляются гражданами.

Постановлением Администрации МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области» от 02.02.2016 №94 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В соответствии с п.п.б ч.2 п.2.6.1. указанного регламента для получения решения о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявитель предоставляет документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения тому подобное).

Согласно пояснений представителя административного истца Мокроусова Н.С., в администрацию каких-либо документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, не представлялось. Каких-либо гражданско-правовых договоров с собственником не заключалось.

Из анализа документов, представленных административным истцом, с заявлением по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, следует, что собственником жилого помещения, в котором проживает Мокроусова Н.С., значится У.А.Н., супруг административного истца, умерший ДД.ММ.ГГГГ (л.д.194, 195-203).

Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Однако, к заявлению каких-либо сведений относительно наследственного имущества после умершего У.А.Н., не приложено.

Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, применительно к частям 9, 11 ст.226 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При изложенных обстоятельствах, суд отказывает административному истцу в иске.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В административном иске Мокроусова Н.С. к Администрации Муниципального образования «Родниковский муниципальный район» Ивановской области об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Н.А.Созинова

Решение изготовлено в окончательной форме 23 октября 2018 года Н.А.Созинова