Дело №2а-393/2020
УИД: 37RS0017-01-2020-000634-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года город Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.С.,
при секретаре Шапакиной Е.В.,
с участием прокурора ФИО8,
административного истца ФИО6,
представителя административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Родниковского района - ФИО9,
заинтересованных лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Территориальной избирательной комиссии Родниковского района, Избирательной комиссии Ивановской области об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Родниковского района «Об определении результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №» № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Родниковского района об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Родниковского района «Об определении результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №» № от ДД.ММ.ГГГГ, обосновав его тем, что при досрочном голосовании на выборах депутатов Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №, которые происходили на избирательных участках №, №, №, были использованы бюллетени неустановленной формы, а именно: на лицевой стороне бюллетеней в правом верхнем углу не были проставлены подписи двух членов вышестоящей избирательной комиссии которые, которые заверяются ее печатью, что является нарушением п. 18 ст. 39 Закона Ивановской области № 130-ОЗ от 26.11.2009 г. «О муниципальных выборах». Указанное нарушение, по мнению административного истца, затрагивает его право быть избранным в качестве депутата в Совет, поскольку оно (нарушение) повлекло за собой неправильное установление итогов голосования в Совет муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №. ДД.ММ.ГГГГФИО6 в Территориальную избирательную комиссию Родниковского района было подано заявление с требованием о перерасчете бюллетеней на избирательных участках №, №, №, извлечении бюллетеней досрочного голосования неустановленной формы, при подсчете голосов указанные бюллетени не учитывать, повторный подсчет бюллетеней произвести в его (Журавлева А.В.) присутствии. Однако, ответа на указанное заявление от Территориальной избирательной комиссии Родниковского района ФИО6 не получил.
В связи с указанными обстоятельствами, административный истец ФИО6 просит суд отменить решение Территориальной избирательной комиссии Родниковского района «Об определении результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В правовое обоснование своего административного искового заявления административный истец ФИО6 сослался на п. 18 ст. 39 Закона Ивановской области № 130-ОЗ от 26.11.2009 г. «О муниципальных выборах», подп. «б» п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства.
При подготовке дела к судебному разбирательству, определением судьи Родниковского районного суда от 12.10.2020 г. в порядке ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Избирательная комиссия Ивановской области.
Определением Родниковского районного суда Ивановской области от 05.11.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц в порядке ст. 47 КАС РФ привлечены избранные депутаты Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.
В судебном заседании административный истец ФИО6 заявленный административный иск поддержал. Дополнительно сослался на то, что ФИО9, который является председателем Территориальной избирательной комиссии Родниковского района, не может быть ее представителем, поскольку Территориальная избирательная комиссия Родниковского района не является юридическим лицом. По его мнению, представитель Территориальной избирательной комиссии Родниковского района ФИО9 должен иметь доверенность от Избирательной комиссии Ивановской области на право представлять интересы Территориальной избирательной комиссии Родниковского района в суде, при этом сослался на ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Родниковского района, ее председатель - ФИО9, что подтверждается постановлением Избирательной комиссии Ивановской области «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Родниковского района» № от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против заявленного административного иска, представив письменный отзыв на него, из которого следует, что ФИО5 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. По административным делам по оспариванию ФИО5, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями, административный истец обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению,
противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований. В административном исковом заявлении истцом не указано, каким нормам закона не соответствуют оспариваемые решения избирательной комиссии, не приведено ни одного довода, свидетельствующего о незаконности принятых комиссией решений. При таких обстоятельствах обжалуемые решения территориальной избирательной комиссии Родниковского района являются законными и обоснованными, оснований для признания их незаконными и отмены не имеются. Порядок досрочного голосования за 10 дней до дня голосования и работы с избирательными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей определен ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), ст. 41 Закона Ивановской области от 26.11.2009 г. № 130-ОЗ «О муниципальных выборах» (далее - Закон Ивановской
области). Пунктом 15 ст. 65 Федерального закона, п. 8 ст. 41 Закона Ивановской области предусмотрен исчерпывающий перечень оснований признания избирательных бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей недействительными, а именно, при отсутствии на использованном при досрочном голосовании избирателя конверте установленных реквизитов, а также в случае извлечения из конверта более одного избирательного бюллетеня установленной формы для голосования по соответствующему избирательному округу. В соответствии с п. 17 ст. 68 Федерального закона недействительные бюллетени учитываются отдельно и при подсчете голосов избирателей не учитываются. Иных правовых оснований совершения каких-либо действий по оценке и подсчету голосов досрочно проголосовавших избирателей законодательством о выборах не предусмотрено В соответствии со ст. 77 Федерального закона суд может отменить только решение избирательной комиссии об итогах голосования и решение избирательной комиссии об определении результатов выборов. Пункты 1.2 и 2 ст. 77 Федерального закона предусматривают основания для отмены решений комиссий об итогах голосования, результатах выборов. Согласно данным нормам любое из предусмотренных обстоятельств, относящихся к нарушениям законодательства Российской Федерации о выборах, может являться основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов лишь при условии, что установленное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. При этом, вызванные нарушениями последствия должны существенно отражаться на избирательной кампании и ее итоговых результатах, не соответствовать принципам проведения выборов, в том числе не обеспечивать установленные законом гарантии избирательных прав, включая право на свободное и добровольное участие граждан Российской Федерации в выборах. Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые,? а только существенные нарушениязаконодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итоговголосования, определении результатов выборов, не позволяющие установитьдействительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. В обоснование своих требований об отмене итогов голосования и признании результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № недействительными административный истец ссылается на подп. «б» п. 1.2 ст. 77 Федерального закона, т.е. наличие нарушения порядка голосования и установления итогов голосования на избирательных участках № 632, 633, 634, которое не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Однако, утверждение административного истца о том, что на избирательных участках №, №, № был нарушен порядок голосования и установления итогов голосования в связи с выдачей избирателям при досрочном голосовании избирательных бюллетеней, оформленных ненадлежащим образом, основано на неверном толковании и применении норм федерального и областного законодательства. Пункт 18 ст. 39 Закона Ивановской области устанавливает, что на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются
печатью участковой избирательной комиссии, либо при проведении досрочного голосования - подписи двух членов вышестоящей избирательной комиссии, которые заверяются ее печатью. Аналогичный п. 16 ст. 63 Федерального закона устанавливает, что на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Оговорка в п. 18 ст. 39 Закона Ивановской области «либо при проведении досрочного голосования - подписи двух членов вышестоящее избирательной комиссии, которые заверяются ее печатью» относится к проведению досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с п. 7 ст. 65 Федерального закона, согласно которому если избиратель голосует в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии, которые заверяются ее печатью. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 41 Закона Ивановской области досрочное голосование на муниципальных выборах в Ивановской области проводится в помещении участковой избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Избирательные бюллетени, выданные участковыми избирательными комиссиями на участках №, №, № избирателям при досрочном голосовании, были надлежащим образом оформлены, поскольку содержали подписи двух членов соответствующей участковой комиссии, заверенные печатью данной участковой комиссии. Таким образом, оснований для признания избирательных бюллетеней, выданных при досрочном голосовании, бюллетенями неустановленной формы в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 68 Федерального закона, у участковых комиссий избирательных участков №, №, № не было, соответственно, порядок голосования и установления итогов голосования комиссией не был нарушен, а значит, оснований для отмены итогов голосования, предусмотренных подп. «б» п. 1.2 ст. 77 Федерального закона, не имеется. В удовлетворении административного искового заявления ФИО6 представитель ФИО5 избирательной комиссии Родниковского района просил отказать (л.д. 41-44).
В судебное заседание представитель административного ответчика - Избирательной комиссии Ивановской области, не явился, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещался надлежащим образом, направил в суд отзыв на административный иск, в котором указал, что требований к Избирательной комиссии Ивановской области административным истцом не предъявлено. В связи с этим, оснований для привлечения ее к участию в деле в качестве административного ответчика нет, в том числе и в порядке процессуального соучастия. Избирательная комиссия Ивановской области не ФИО5 с доводами, изложенными в административном исковом заявлении ФИО6 по тем же основаниям, которые изложил представитель Территориальной комиссии Родниковского района (л.д. 32-36).
В судебном заседание заинтересованные лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, суду пояснил, что возражают против заявленного административного иска ФИО6, считают, что при проведении выборов в Совет муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № нарушений избирательного законодательства допущено не было. Сами они итоги выборов не оспаривают, жалоб в период избирательной кампании не подавали. Просили суд в удовлетворении административного иска ФИО6 отказать.
Заслушав пояснения представителя административного истца ФИО6, представителя административного ответчика - Территориальной комиссии Родниковского района - ФИО9, заинтересованных лиц: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, заключение прокурора ФИО8, полагавшей заявленный административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3, ч. 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст. 32, ч. 2). Данные конституционные положения согласуются со ст. 3 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом «b» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, ФИО5 которым каждый должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (п. 1 и п. 2 ст. 1).
Согласно п. 1 ст. 75 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 1.1 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
На основании п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В силу п. 1.3 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи.
Согласно п. 1.4 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
Аналогичные основания к отмене решения территориальной избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов указаны в Законе Ивановской области от 26.11.2009 г. № 130-ОЗ «О муниципальных выборах».
Из правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 г. № 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения, может быть нарушением стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификации актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Как следует из п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Таким образом, в качестве правовых оснований для отмены итогов голосования Федеральный закон устанавливает не любое нарушение законодательно установленных требований к проведению выборов, а лишь такое нарушение, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Однако, административным истцом в ходе судебного разбирательства доказательств того, что нарушения, на которые он ссылается, вместе с тем, не нашедшие своего подтверждения при рассмотрении настоящего административного дела, привели к искажению действительной воли избирателей, не представлено, не установлено таковых и судом.
Судом установлено, что в период проведения выборов с 02.09.2020 г. по 13.09.2020 г. административный истец ФИО6 являлся кандидатом в депутаты Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № (л.д. 48-49).
Из сводной таблицы Территориальной избирательной комиссии Родниковского района об итогах выборов в многомандатном избирательном округе №, Протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования в многомандатном избирательном округе №№, №, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45, 46, 47, 70) следует, что
- на УИК № досрочно проголосовало 130 избирателей, число действительных бюллетеней составило 334; число недействительных бюллетеней составило 5, число голосов избирателей, поданный за каждого зарегистрированного кандидата: ФИО1 - 253, ФИО2 - 112, ФИО3 - 85, ФИО6 - 40, ФИО10 - 32, ФИО4 - 289, ФИО11 - 69;
- на УИК № досрочно проголосовало 60 избирателей, число действительных бюллетеней составило 157; число недействительных бюллетеней составило 4, число голосов избирателей, поданный за каждого зарегистрированного кандидата: ФИО1 - 108, ФИО2 - 88, ФИО3 - 77, ФИО6 - 27, ФИО10 - 18, ФИО4 - 131, ФИО11 - 28;
- на УИК № досрочно проголосовало 48 избирателей, число действительных бюллетеней составило 121; число недействительных бюллетеней составило 0, число голосов избирателей, поданный за каждого зарегистрированного кандидата: ФИО1 - 74, ФИО2 - 55, ФИО3 - 60, ФИО6 - 21, ФИО10 - 10, ФИО4 - 88, ФИО11 - 27.
Согласно Решению Територриальной комиссии Родниковского района № 67/508-5 от 14 сентября 2020 года, выборы депутатов Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № признаны состоявшимися результаты указанных выборов действительными; установлено, что в состав Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № избрано 4 депутата; ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 (л.д. 50-52).
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Согласно п. 2 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Учитывая, что ФИО6 являлся кандидатом в депутаты Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №, что подтверждается ФИО5 Территориальной избирательной комиссии Родниковского района № от ДД.ММ.ГГГГ, он вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов. Срок подачи такого административного искового заявления административным истцом ФИО6 не пропущен.
В судебном заседании были проверены доводы административного истца ФИО6 о нарушениях, допущенных в ходе проведения выборов в Совет муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №, а именно о том, что при досрочном голосовании на указанных выборах, которые происходили на избирательных участках №, №, №, были использованы бюллетени неустановленной формы, а именно: на лицевой стороне бюллетеней в правом верхнем углу не были проставлены подписи двух членов вышестоящей избирательной комиссии, которые заверяются ее печатью, что является нарушением п. 18 ст. 39 Закона Ивановской области № 130-ОЗ от 26.11.2009 г. «О муниципальных выборах». Указанное нарушение, по мнению административного истца, затрагивает его право быть избранным в качестве депутата в Совет, поскольку оно повлекло за собой неправильное установление итогов голосования. Указанные доводы были изложены в заявлении ФИО6, поданным им 17 сентября 2020 года в Территориальную избирательную комиссию Родниковского района, из которого также следовало, что ФИО6 требует о перерасчете бюллетеней на избирательных участках №, №, №, извлечении бюллетеней досрочного голосования неустановленной формы, при подсчете голосов указанные бюллетени не учитывать и повторный подсчет бюллетеней произвести в его (ФИО6) присутствии (л.д. 12, 59).
На указанное заявление административного истца ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией Родниковского района дан письменный ответ за №, из которого следует, что нарушений законодательства о выборах при оформлении избирательных бюллетеней при досрочном голосовании не имеется (л.д. 60-61).
Согласно п. 15 ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бюллетени, досрочно проголосовавших избирателей, признаются недействительными в случае, если на конверте отсутствуют подписи … двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и оттиск печати соответствующей комиссии, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы, для голосования по соответствующему избирательному округу.
Вопреки позиции административного истца о том, что в нарушение п. 18 ст. 39 Закона Ивановской области от 26.11.2009 г. № 130-ОЗ «О муниципальных выборах» бюллетени, выданные для досрочного голосования, были ненадлежащим образом оформлены, то есть не содержали подписи двух членов территориальной избирательной комиссии и ее печать, в соответствии с п. 16 ст. 63 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
Пункт 7 ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что если избиратель голосует в помещении избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов вышестоящей комиссии, которые заверяются ее печатью.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Закона Ивановской области от 26.11.2009 г. № 130-ОЗ «О муниципальных выборах» досрочное голосование на муниципальных выборах в Ивановской области, в том числе на выборах депутатов в Совет муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №, проводится путем заполнения избирателями бюллетеня в помещении участковой комиссии. Соответственно, на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в том числе для досрочного голосования, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов и печать именно участковой комиссии.
В соответствии с п. 11 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией. Судом установлено, что избирательные бюллетени, выданные участковыми избирательными комиссиями избирательных участков №, №, №, избирателям для досрочного голосования, были надлежащим образом оформлены, поскольку содержали подписи двух членов соответствующей участковой избирательной комиссии, заверенные печатью данной участковой комиссии, то есть оформлены в соответствии с требованиями закона.
Тот же порядок предусмотрен Постановлением ЦИК России от 04.06.2014 г. № 233/1480-6 «О Порядке и сроках представления информации о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно, и Методических рекомендациях о порядке проведения досрочного голосования в помещениях комиссий на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме», Постановлением ЦИК России от 24.07.2020 г. № 260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года».
Таким образом, оснований для признания избирательных бюллетеней, выданных при досрочном голосовании, бюллетенями неустановленной формы в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», у участковых комиссий избирательных участков №, № и № не было, соответственно, порядок голосования и установления итогов голосования комиссией не был нарушен, а значит оснований для отмены итогов голосования, предусмотренных подп. «б» п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеется.
Таким образом, оценивая представленные в материалы административного дела доказательства, суд приходит к выводу, что нарушений избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов выборов в Совет муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № недействительными, допущено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований ФИО6 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244, 298 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО6 к Территориальной избирательной комиссии Родниковского района, Избирательной комиссии Ивановской области об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Родниковского района «Об определении результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «Родниковское городское поселение Родниковского муниципального района Ивановской области» четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №» № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Н.С. Капустина
В окончательной форме решение составлено 06.11.2020 г..
Судья Н.С. Капустина