№ 2а-3942/2018
решение
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 г. г. Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,
при секретаре Курмакаевой А.Е.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО2,
представителя административного ответчика Комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО3,
представителя заинтересованного лица ОАО "Саратовнефтегаз" ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным уведомления органа местного самоуправления, возложении обязанности,
установил:
ФИО5 обратился в суд с администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным уведомления органа местного самоуправления – уведомления от 26.09.2018 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение г.Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-6, уч.б/н, возложении обязанности направить в его адрес уведомление о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение г.Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-6, уч.б/н. В обоснование заявленных требований указал, что вышеуказанный земельный участок принадлежит ему на праве аренды. Он обратился в Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с уведомлением о планируемом строительстве на данном земельном участке жилого дома. Оспариваемым уведомлением ему указали на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке со ссылкой на частичное расположение земельного участка в охранной зоне магистрального нефтепровода и отсутствие письменного согласия правообладателя трубопровода на размещение объекта. Полагает, данную причину незаконной, поскольку, во-первых, строительство непосредственно в охранной зоне не планируется, во-вторых, СП4.12120 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" носят рекомендательный характер, в-третьих, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о том, что участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурно наследия.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.
Представители административных ответчиков возражали против удовлетворения административного иска, указав, что поскольку административным истцом при обращении в Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" не было представлено согласование правообладателя магистрального нефтепровода "Соколовая Гора – Саратовский НПЗ" на размещение объекта индивидуального жилищного строительства в охранной зоне нефтепровода оснований для признания направленного в адрес ФИО5 уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не имеется.
Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения иска, указав, что ОАО "Саратовнефтегаз" не является правообладателем магистрального нефтепровода "Соколовая Гора – Саратовский НПЗ".
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, представителей в суд не направили.
Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, суд, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке – установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Судом установлено, что ФИО5 является арендатором земельного участка, категория земель; земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 810 +/- 1,35 кв.м, расположенного по адресу: г.Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-6, кадастровый №, что подтверждается договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка №395 от 30.06.2008, договором замены стороны в обязательстве от 29.01.2010, договором замены стороны в обязательстве от 04.09.2013, договором замены стороны в обязательстве от 30.12.2015, Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № от 12.11.2018.
13.09.2018 ФИО5 в лице своего представителя ФИО6 обратился в Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, составленным по установленной форме, к которому были приложены доверенность представителя, согласования с аэродромами, договора аренды земельного участка и замены стороны в обязательстве, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, градостроительный план земельного участка.
Уведомлением №02-02-20/1191 от 26.09.2018 ФИО5 указано на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение г.Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-6, уч.б/н, поскольку часть указанного земельного участка расположена в охранной зоне магистрального нефтепровода, а письменное разрешение предприятия трубопроводного транспорта на размещение объекта в охранной зоне заявителем не представлено.
Согласно п.4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, – в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
В соответствии с п.4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Согласно п.4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9, в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается, в том числе, возводить любые постройки и сооружения.
Как следует из Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № от 12.11.2018 в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г.Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-6, кадастровый №, на часть названного земельного участка зарегистрированы ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст.56, 56.1 ЗК РФ, ограничения в использовании объектов недвижимости, установленные Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9, зона с особыми условиями использования территории "Охранная зона магистрального нефтепровода "Соколовая Гора – Саратовский НПЗ" Саратов город, зона с особыми условиями использования территории 64.48.2.70.
Согласно кадастровой выписке № от 30.11.2016 в отношении зоны с особыми условиями использования территории "Охранная зона магистрального нефтепровода "Соколовая Гора – Саратовский НПЗ" Саратов город, зона с особыми условиями использования территории, учетный номер 64.48.2.70, в границах указанной зоны, в том числе, частично расположен земельный участок с кадастровым номером №.
ФИО5 при обращении в Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с уведомлением о планируемом строительстве на земельном участке с кадастровым номером № письменного разрешения предприятия трубопроводного транспорта, являющегося правообладателем магистрального нефтепровода "Соколовая Гора – Саратовский НПЗ", как того требует п.4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9, не представил.
При таких обстоятельствах суд не усматривает каких-либо нарушений при направлении администрацией муниципального образования "Город Саратов" в адрес ФИО5 уведомления №02-02-20/1191 от 26.09.2018 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение г.Саратов, Новосоколовогорский жилой район, ЖГ-6, уч.б/н, которое принято уполномоченным органом, в пределах предоставленной законом компетенции, соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО5 к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным уведомления органа местного самоуправления, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 10 декабря 2018 года.
Судья