дело №2а-3942/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гор. Йошкар-Ола 17 июля 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Алимгуловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Килемарского района Республики Марий Эл, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Марий Эл о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Килемарского района Республики Марий Эл, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Йошкар-Олинский суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указано следующее. Прокуратурой Килемарского района в ходе осуществления надзорной деятельности установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных материалов с нарушением требований федерального законодательства. Установлено, что на интернет-странице <данные изъяты> размещена информация, в которой неустановленный автор дает рекомендации, как создать фирму-однодневку в целях вывода денежных средств и уклонения от уплаты налогов: «Создание фирм однодневок дело не столь сложное, как писалось в предыдущей статье, и при всем объеме необходимой для этого процесса информации- это не столь объемное и тонкое искусство, это вам не курс линейной алгебры пройти. Есть несколько заковыристых точек- дело то не для полных совсем имбицилов, все же люди данной деятельностью деньги зарабатывают, как профессиональным поприщем вроде». Доступ к сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, можно беспрепятственно ознакомиться с содержанием размещенной на интернет-странице информацией. Распространяемая через сайт информация причиняет вред здоровью и (или) развитию детей, поскольку взращивает в подростках противоправное поведение, связанное с уклонением от уплаты налогов, навязывает несовершеннолетним ложное представление о легальности такого поведения.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От ответчика отзыв на иск не поступил.
Суд счел возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.39 КАС Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22.12.1992.
Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, - оптической или другим электромагнитным системам.
Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ), передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Согласно п.6 ст. 10 вышеназванного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьями 172, 173.1, 173.2, 187, 198, 327 УК Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность; незаконное образование юридического лица; незаконное использование документов для образования юридического лица; неправомерный оборот средств платежей; уклонение от уплаты налогов с физического лица, с организации; подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, в том числе для соучастников преступления, таковыми признаются подстрекатель, который, воздействуя на создание и волю исполнителя, взращивает в нем намерение совершить преступление, а также пособник-лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации.
Судом установлено, что прокуратурой Килемарского района Республики Марий Эл в ходе проведенной проверки установлено, что на интернет-странице <данные изъяты> размещена информация, в которой неустановленный автор дает рекомендации как создать фирму-однодневку в целях вывода денежных средств и уклонения от уплаты налогов.
В частности указано «Создание фирм однодневок дело не столь сложное, как писалось в предыдущей статье, и при всем объеме необходимой для этого процесса информации- это не столь объемное и тонкое искусство, это вам не курс линейной алгебры пройти. Есть несколько заковыристых точек- дело то не для полных совсем имбицилов, все же люди данной деятельностью деньги зарабатывают, как профессиональным поприщем вроде».
Из акта осмотра интернет-ресурса от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вход на данный интернет-ресурс является свободным, предварительной регистрации и пароля не требуется, текст индексируется поисковыми машинами, ознакомиться с содержанием интернет-страницы может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют, в связи с чем указанная информация порождает противоправное поведение лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, а именно направляет их к уклонению от уплаты налогов, навязывает ложное представление о легальности такого поведения. Сайт содержит сведения, пропагандирующие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, в том числе таких, как подделка документов, а в дальнейшем и их использование.
В соответствии с п.3 и п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в инфомационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года №1101 формирование и ведение Единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором связи.
Основанием для включения в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также – сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является, в том числе – решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На момент проверки указанный сайт действует и не внесен в Единый реестр в результате чего, запрещенная информация свободно распространяется, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Таким образом, информация в которой неустановленный автор дает рекомендации, как создать фирму-однодневку, распространяется на сайте с нарушением требований законодательства, поскольку создание фирмы-однодневки с целью уклонения от уплаты налогов влечет уголовную ответственность. Доступ к незаконной информации подрывает авторитет государственной власти и создает предпосылки к совершению налоговых и иных преступлений.
Согласно ст.9 Закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2018), утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, в отношении видов информации, указанных в п.1 ч.5 ст.15.1 ФЗ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.3 ст. 1 КАС РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Килемарского района Республики Марий Эл, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: Алимгулова К.В.