ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3944/2022 от 19.07.2022 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-3944/2022

УИД 47RS0006-01-2022-003309-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 19 июля 2022 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,

при секретаре Моргун В.А.,

с участием представителя административного истца Щечиловой Н.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Бондаренко Е.Е. по доверенности АВ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Канавинского районного суда г. Нижний Новгород дело по административному иску Нижегородской таможни к Бондаренко Александру Александровичу о взыскании таможенных платежей и пени,

установил:

Нижегородская таможня обратилась в суд с иском к Бондаренко А.А. о взыскании таможенных платежей в размере 754989,76 руб. и пени в размере 663525,87 руб., указав, что ДД.ММ.ГГГГ гражданином <данные изъяты> Бондаренко А.А. временно ввезено принадлежащее ему транспортное средство <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> В этот же день административным ответчиком оформлена пассажирская таможенная декларация , в графе для служебных отметок которой срок временного ввоза транспортного средства установлен до 31.12.2017. 01.12.2017 Бондаренко А.А. обратился на Чувашский таможенный пост Нижегородской таможни с заявлением о продлении срока временного ввоза до 07.09.2018 (вх. № реестр от ДД.ММ.ГГГГ). Уполномоченным должностным лицом Чувашского поста предельный срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства с соблюдением сроков, установленных ст. 264 ТК ЕАЭС, продлен до 07.09.2018, о чем в графе «служебные отметки» пассажирской таможенной декларации сделана соответствующая отметка. Поскольку по истечении предельного срока транспортное средство Бондаренко А.А. вывезено не было, у административного ответчика возникла обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов. Чувашским таможенным постом Нижегородской таможни в отношении Бондаренко 09.11.2018 проведен таможенный контроль в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования, по результатам которого принято решение, на основании которого составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность ответчика по уплате таможенных платежей составила 754989,76 руб. В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (уведомление считается полученным плательщиком по истечении шести дней со дня отправления заказного письма) – ДД.ММ.ГГГГ, которое ответчиком исполнено не было. На сумму задолженности ответчику начислены пени в порядке ст.72 Федерального закона № 289-ФЗ, размер пени по состоянию на 29.04.2022 составляет 663525,87 руб. Просит взыскать образовавшуюся задолженность в судебном порядке.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил предмет иска, просил взыскать сумму таможенных платежей в размере 754989,76 руб., а также пени по состоянию на 19.07.2022 в размере 733739,92 руб., всего взыскать 1488729, 68 рублей.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях по делу. Дополнительно указала, что в соответствии с действующим законодательством для предоставления льгот в порядке пункта 6 Приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 ответчик не имеет специального статуса, а именно статуса беженца или вынужденного переселенца. Денежные средства, взысканные с ответчика в рамках вынесенного судебного приказа в размере 5672,80 руб. ответчику в настоящее время не возвращены, при предъявлении исковых требований не учтены, поскольку приказ отменен и они подлежат возвращению. Также пояснила, что истцом каких-либо документов о программе переселения, только свидетельство о временном убежище. С какими-либо обращениями, в том числе о наличии у него льгот, ответчик не обращался.

Административный ответчик Бондаренко А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал свои письменные возражения. Пояснил, что он представил удостоверение временного убежища. Также имеет свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения соотечественников в РФ, проживающих за рубежом, вид на жительство и справку, что автомобиль неисправен, в связи с чем имеет права на освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, согласно п.6 приложения 3 Решения № 107. Кроме того, уведомление, направленное таможенным органом, не получал, поскольку сменил место жительства.

Представитель административного ответчика Бондаренко Е.Е., действующая по доверенности, в судебном заседании дополнила пояснения административного ответчика о том, что он является переселившимся на постоянное место жительства, в том числе на 17.07.2017, когда УФМС России по Чувашской Республике выдали разрешение на временное проживание в РФ, тем самым признали беженцем. Полученное им свидетельство участника программы по оказанию содействия добровольного переселения соотечественников в РФ, проживающих за рубежом, подтверждает факт переселения, а в марте 2018 года он получил гражданство РФ.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Возникшие по настоящему делу правоотношения регулируются с 1 января 2018 года Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

До указанной даты к ним подлежал применению Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Как следует из части 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 названного Кодекса).

Аналогичные положения содержатся в ТК ЕАЭС.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Согласно положениям статьи 268 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации (пункт 1).

В отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 268), в том числе в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 6 статьи 268).

В силу положений пункта 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 4 статьи 57 указанного Кодекса).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин <данные изъяты> Бондаренко А.А. осуществил временный ввоз на территорию Российской Федерации транспортного средства <данные изъяты>, оформленного пассажирской таможенной декларацией (л.д. 14-15) сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко А.А. обратился к начальнику Чувашского таможенного поста с заявлением о продлении срока ввоза транспортного средства <данные изъяты> (л.д.19).

Пассажирской таможенной декларацией предельный срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства продлен до 07.09.2018 (л.д. 16-17, 19).

Таможенный орган, осуществивший выпуск транспортных средств при их обратном вывозе, информирует об этом при помощи национального программного средства таможенный орган, оформивший временный ввоз таких транспортных средств.

Таким образом, документом, свидетельствующим, в том числе о факте вывоза транспортного средства, является таможенная декларация. Административным ответчиком вышеуказанные обстоятельства не опровергнуты.

Согласно решению по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования Чувашского таможенного поста Нижегородской таможни установлен факт нарушения Бондаренко А.А. срока временного ввоза транспортного средства <данные изъяты> код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС – 8703, для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, влекущего наступление срока уплаты таможенных платежей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-21). Сумма таможенных платежей составила 4,8 евро-2299см.куб.*68,4165 (курс евро ДД.ММ.ГГГГ) = 754989,76 руб.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в размере: таможенная пошлина – 754989,76 руб., пени – 10648,50 руб. (л.д. 22-23). Расчет задолженности по пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 663525,87 руб. (л.д. 13).

В части 1 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в ред., действовавшей до 04.09.2018, далее – ФЗ № 311-ФЗ) установлено, что пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

На основании части 2 названной статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно частям 11, 14 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», вступившего в силу 04.09.2018, при начислении пеней при взыскании таможенных платежей в судебном порядке, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, применяется ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения.

При этом, в силу части 14 статьи 72 названного закона, при взыскании таможенных платежей в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.

Порядок рассмотрения административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций установлен главой 32 КАС РФ.

В частности, ч. 2 ст. 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

04.02.2019 мировым судьей судебного участка № 9 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженность по таможенным пошлинам в размере 754989,76 руб., пени в размере 54513,40 руб. (л.д. 24), который отменен ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 (л.д. 42).

Настоящий иск поступил в приемную Гатчинского городского суда Ленинградской области 18.05.2022 (л.д. 6-10). Таким образом, в рамках настоящего дела, установленный шестимесячный срок предъявления исковых требований в судебном порядке административным истцом не пропущен.

Расчет налога и пени судом проверен, ответчиком не оспорен, оснований сомневаться в правильности произведенного налоговым органом расчета не имеется, следовательно, предъявление требований об уплате таможенных платежей к административному ответчику, как к лицу, не осуществившему вывоз транспортного средства по истечении предельного срока временного ввоза, является правомерным.

Доводы ответчика о том, что основания для начисления пошлины отсутствуют, ввиду того, что он имел статус лица, имеющего право временного проживания по разрешению УФМС по Чувашской Республике, являлся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается соответствующим свидетельством, а также принял присягу гражданина РФ и получил паспорт гражданина РФ, юридически несостоятельны.

Указом Президента РФ № 637 от 22.06.2006 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, согласно пп.18-19 которой участнику государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы. Участник Государственной программы и члены его семьи имеют право в том числе на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Так, в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 6 Приложения № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», действующего с 01.01.2018, иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов: авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий: ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена; авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства-члена, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена; таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию Союза авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа: иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации; иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании (п.2);

Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.3);

Согласно ст.12 вышеуказанного Закона свидетельство о предоставлении временного убежища является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище на территории Российской Федерации, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и которое получило свидетельство о предоставлении временного убежища, подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Кроме того, в силу ч.4 ст.12 (абз.3), ст. 6 Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 «О беженцах» право на освобождение лица получившего свидетельство, и прибывших с ним членов семьи от уплаты таможенных платежей и пошлин, не усматривается, а данный документ не свидетельствует о наличии у ответчика специального статуса беженца.

Согласно ч.1 ст.1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно ч.2 настоящей статьи по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается: 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Бондаренко А.А. вышеуказанным статусом «беженца» и «вынужденного переселенца» не обладает.

Из анализа вышеуказанных положений закона, а также учитывая положения ч.2 ст.74 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 131 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действующие в период 2017 года, основания для предоставления льгот и освобождения ответчика от уплаты таможенных платежей для ввоза транспортных средств отсутствовали.

Кроме того, свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольного переселения соотечественников в РФ, проживающих за рубежом, в таможенный орган представлено ответчиком не было, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Уведомление об уплате таможенных пошлин и пени направлено ответчику, по указанному им в налоговой декларации адресу, информации о перемене места жительства в таможенный орган от него не поступало, а потому нарушений порядка и срока направления уведомления не усматривается.

Вместе с тем, учитывая, что ответчиком в рамках исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка № 9 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики по делу произведена оплата задолженности по таможенным платежам в размере 5673,87 рублей, а именно 15.06.2021 в размере 5500 руб., 15.06.2019 – 173,80 руб. и 25.05.2021 – 500 руб., что не оспаривалось сторонами по делу, то взысканию с ответчика подлежит сумма задолженности 1089030,37 рублей, из которой таможенные платежи 749315,89 руб. (754989,76 руб. – 5673,87 руб. – оплаченных в рамках ИП) и пени в размере 334040,61 руб., рассчитанные с учетом поступивших платежей 15.06.2019, 25.05.2021 и 15.06.2021, которая подлежит взысканию в судебном порядке.

От уплаты судебных издержек по делу административный истец освобожден, в связи с чем с ответчика в пользу бюджета Гатчинского муниципального района Ленинградской области на основании ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина с учетом удовлетворенных судом требований (<данные изъяты>.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административные исковые требования Нижегородской таможни к Бондаренко Александру Александровичу и взыскании таможенных платежей и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Бондаренко Александра Александровича в пользу Нижегородской таможни таможенные платежи в размере 754989,76 руб. и пени за период с 08.09.2018 по 19.07.2022 в размере 334040 руб. 61 коп., всего взыскать 1089030 рублей 37 копеек.

Взыскать с Бондаренко Александра Александровича в доход бюджета Гатчинского муниципального района Ленинградской области госпошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья: подпись

Мотивированное решение суда изготовлено 02 августа 2022 года.