ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3944/2022 от 20.04.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

дело № 2а-3944/2022

УИД 03RS0003-01-2022-003307-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года город Уфа

Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,

при секретаре судебного заседания Симоновой Д.Р.,

с участием представителя административного истца ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы" – Ибрагимовой Л.Р. (дов. от ДД.ММ.ГГГГ),

представителя административного ответчика АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" – Подцепня А.Е. (дов. от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы" к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Каримовой А.И., судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным постановления,

установил:

ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы" обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Каримовой А.И., судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х. от ДД.ММ.ГГГГ о запрете вносить изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией домов, закреплённых за АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" в части запрета на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией следующих многоквартирных домов, находящихся по адресу: <адрес>

Административный иск мотивирован тем, что согласно протоколам общего собрания помещений собственников многоквартирных домов по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения: расторгнуть договор управления с АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" заключить договор управления с управляющей компании ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы". Однако в связи с принятием п. 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ административный истец лишен возможности включить многоквартирный дом в перечень домов, которым управляет ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы". Внесение изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан в связи с заключением договора управления многоквартирным домом является заключительным этапом реализации принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома решения о выборе управляющей компании. У судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для принятия мер, предусмотренных п. 2 постановления.

В судебном заседании представитель административного истца ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы" – Ибрагимова Л.Р. просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" – Подцепня А.Е. просит в удовлетворении административного иска отказать по доводам отзыва.

Другие лица, участвующие в деле, на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" является должником по сводному исполнительному производству

Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" применена мера принудительного исполнения в виде запрета на совершения действий, направленных на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе, производить расторжение договоров в одностороннем порядке; по соглашению сторон; направлять уведомления о прекращении действия договоров в связи с истечением их срока действия; совершать действия по переводу жилого фонда, находящегося на обслуживании у должника АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" на обслуживание к иным управляющим компаниям.

Этим же постановлением Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору запрещено вносить изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией домов, закрепленных за АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" (п.2).

Основанием для вынесения постановления послужило уклонение должника от исполнения требований исполнительного документа. В ходе совершения исполнительных действий установлено, что за должником закреплена обязанность по обслуживанию многоквартирных домов. Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору выдана соответствующая лицензия на указанную деятельность, за должником в целях осуществления основного вида деятельности - управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе - закреплены многоквартирные дома, содержание и ремонт многоквартирных домов является основным источником дохода должника.

Из материалов дела следует также, что многоквартирные дома по адресу: <адрес> находятся в управлении АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ".

ДД.ММ.ГГГГ проведены общие собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах, оформленные протоколами от ДД.ММ.ГГГГ, на которых приняты решения: расторгнуть договор управления с АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ", выбрать в качестве управляющей компании ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы" и заключить с ней договор управления многоквартирными домами по адресу: <адрес>

ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы" обратилось в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части включения в перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, по адресу: <адрес> в связи заключением с собственниками помещений указанного многоквартирного дома договора управления.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и письмом от ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору отказал в удовлетворении заявления по причине запрета жилищной инспекции совершать действия, направленные на исключение из реестра и закрепления за иной управляющей компанией многоквартирных домов, находящихся в управлении АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ", установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х. от ДД.ММ.ГГГГ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходит из того, что общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома избрана новая управляющая организация ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы", которая не является аффилированной с прежней управляющей организацией АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ", в связи с чем исключение данной организации из реестра и закрепление за новой управляющей компанией указанного многоквартирного жилого дома не нарушит права кредиторов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Одними из принципов исполнительного производства, указанных в статье 4 названного Закона, являются законность и своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Перечень необходимых исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, приведен в статье 64 Закона об исполнительном производстве. Данный перечень не является закрытым и предоставляет судебному приставу-исполнителю право совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В силу части 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Перечень мер принудительного исполнения приведен в части 3 указанной статьи и также не является закрытым.

При этом, осуществление судебным приставом-исполнителем того или иного исполнительного действия должно подчиняться предусмотренному пунктом 5 статьи 4 Закона об исполнительном производстве принципу соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации.

При этом реализация указанного права собственников помещений в многоквартирном доме не поставлена Жилищным кодексом Российской Федерации в зависимость от наличия или отсутствия возбужденных исполнительных производств в отношении управляющей организации.

Суд первой инстанции учитывает, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя фактически исключает какую-либо возможность для собственников помещений многоквартирного дома привлечь к управлению домом иную организацию, чем нарушает их право, гарантированное законом, на выбор способа управления домом, управляющей организации, в том числе в связи с ненадлежащим оказанием управляющей организацией услуг по управлению и содержанию многоквартирного дома, что противоречит приведенным нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и принципам исполнительного производства.

Установленный постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ запрет по существу не является обеспечительной мерой, поскольку не способствует исполнению требований исполнительного документа.

Данное постановление в оспариваемой части свидетельствуют о нарушении баланса интересов сторон, несмотря на то, что административный истец не является участником исполнительного производства, поскольку такой запрет не касается исключительно финансово-хозяйственной деятельности должника АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ".

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск ООО "Реформа жилищно-коммунальной системы" удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан Аксановой Г.Х. от ДД.ММ.ГГГГ о запрете вносить изменения в реестр лицензий Республики Башкортостан, направленные на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией домов, закреплённых за АО "Управление жилищного хозяйства Кировского района ГО г. Уфа РБ" в части запрета на исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией следующих многоквартирных домов, находящихся по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья А.Р. Курамшина