ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3944/2024 от 12.05.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-003151-17 Дело № 2а-3944/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

рассмотрев 12 мая 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Логинова Егора Дмитриевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания при этапировании 20.10.2021из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по республике коми в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия транспортировки,

установил:

Логинов Е.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания при этапировании 20.10.2021из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по республике коми в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия транспортировки.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец 20.10.2021 этапировался из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в специальном автомобиле, пусть следования составил 9 часов. При этом указывает, что условия транспортировки в указанную дату в специальном автомобиле являлись не надлежащими, что выразилось в том, что лавки были деревянные, на них было трудно сидеть; отсутствовали ремни безопасности, из –за собаки, масла и бензина стояло зловоние, было душно проветривание не помогало; освещение было недостаточным; на период следования был обеспечен сухим пайком, горячее питание не выдавалось, для обеда была сделана остановка в п.Синдор; был лишен положенной прогулки на 1 час. в связи с указанными ненадлежащими условиями при транспортировке просит взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 100 000 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России.

В судебном заседании административный истец Логинов Е.Д., извещенный надлежащим образом, участие не принимал, просит в иске о рассмотрении дела без его участия.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец Логиной Е.Д. является осужденным, отбывает наказание в исправительных учреждениях, в связи с назначением наказания приговором суда в виде лишения свободы.

Установлено, что 20.10.2021 административный истец конвоировался плановым караулом, назначенным ФКУ управлением по конвоированию УФСИН России по Республике Коми из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по автодорожному маршруту в специальном автомобиле марки ... где размещался в большой камере № 3, совместно с ним перевозилось 5 человек.

В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы, направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с данным Кодексом.

Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию.

Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).

Частью 3 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.

Как следует из материалов дела административный истец перевозился на спецавтомобиле, в котором размешался в большой камере вместимостью по 15 человек, количество перевозимых лиц в которой при конвоировании административного истца в заявленный период не превышало установленной нормы.

Указанный спецавтомобиль используемые ФСИН России изготавливается и сертифицируется в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Указанный спецавтомобиль, в день перевозок в нем административного истца был технически исправен, все системы жизнеобеспечения: освещение, вентиляция, отопление были в исправном состоянии.

Конвоирование спецконтингента в специальных автомобилях осуществлялось в пределах населенных пунктов. Скорость движения спецавтомобилей, в которых размещался административный истец, не превышала 60 км/ч, а на опасных участках дороги, скорость снижалась в соответствие с требованиями знаков дорожного движения, что обеспечивало комфортабельную и безопасную перевозку не только конвоируемых лиц, но и личного состава караула.

Конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

Освещение больших камер специального автомобиля марки «...» осуществляется за счет трех светодиодных ламп эквивалентной мощностью 36 Ватт. Наличие окон в камерах, а также багажных отсеков для размещения личных вещей конвоируемых лиц конструкцией специальных автомобилей не предусмотрено.

В соответствии с п. 174 Инструкции общий вес предметов и вещей, принадлежащих конвоируемым, не должен превышать 50 кг.

Согласно п. 197 Инструкции предусмотрено, что при конвоировании по плановым и сквозным автодорожным маршрутам через каждые 2-3 часа движения делается остановка для осмотра кузова специального автомобиля и отправления конвоируемыми естественных надобностей, а в зимнее время при необходимости и для обогрева.

Вывод в туалет конвоируемых лиц осуществляется в соответствии с пунктом 229 Инструкции, по одному по просьбе конвоируемых лиц.

Обеспечение питанием осуществляется органом отправителем, при этом как следует из иска административный истец был обеспечен органом отправителем сухим пайком и для приема пищи, осуществлялась остановка.

С жалобами на условия его содержания во время конвоирования 20.10.2021 административный истец не обращался.

Кроме того доводы Логинова Е.Д. о нарушении конвоированием режима приема горячего питания и прогулок, судом во внимание не принимаются, поскольку положения УИК РФ, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, предусматривающего для осужденных один час на прогулку, не подлежат применению в случае этапирования осужденного, а также обуславливают его право на замену прогулки в соответствующие дни путем ее предоставления в иной день по письменному заявлению, и в случае невозможности обеспечения горячим питанием допускается обеспечение сухим пайком.

Нарушение действиями административных ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки и содержания не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Проанализировав доводы административного истца и представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит, что условия содержания при конвоировании последнего в заявленный период соответствовали установленным требованиям. Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с его перевозкой и содержанием не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.

Согласно представленных административными ответчиками в материалы дела доказательств, отвечающих признакам относимости и допустимости, в заявленный период условия конвоирования Логинова Е.Д. соответствовали требованиям Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.20 18 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ от 24.05.2006 199дсп/369дсп.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств того, что он перевозился и содержался 20.10.2021 в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании условий его транспортировки в специальном автомобиле 20.10.2021 из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не надлежащими, нарушающими права административного истца, не имеется.

Поскольку в период конвоирования Логинова Е.Д. 20.10.2021, условия его содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушения прав административного истца не установлено, в связи с чем суд не находит оснований для взыскания в его пользу денежной компенсации за нарушение условий содержания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Логинова Егора Дмитриевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми о признании ненадлежащими условий содержания при этапировании 20.10.2021 из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия транспортировки, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья И.С. Мишарина