ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3948/2022 от 24.01.2023 Борского городского суда (Нижегородская область)

дело № 2а-541/2023 (2а-3948/2022) (УИД 52RS0012-01-2022-003544-43)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2023 года г.о.г. Бор

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сочневой К.А., при секретаре судебного заседания Мальцыной Д.Н., с участием помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Пятакова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Борский городской суд <адрес> с административным иском к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия. В обоснование заявленных требований указано, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> требований лесного законодательства на землях государственного лесного фонда, расположенных в границах <адрес> лесничества <адрес>. Установлено, что на территории <адрес> лесничества <адрес> имеется 8 несанкционированных мест размещения отходов:

в квартале 151 выделах 1,2 Останкинского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.16126, 44.24264), площадью 0,54 га и объемом 810 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 199 выделе 11 Высокоборского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.25264, 44.10599), площадью 0,15 га и объемом 60 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 369 выделе 30 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.3850, 44.0601), площадью 0,02 га и объемом 20 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 369 выделе 18 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.38408, 44.05597), площадью 0,002 га и объемом 20 куб.м с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 81 выделе 27 Ватомского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.24770, 44.20988), площадью 0,025 га и объемом 7 куб.м. с составом из бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 370 выделах 11,14 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.3808, 44.0644), площадью 0,01 га и объемом 5 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 361 выделе 9 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.4025 44.1021), площадью 0,01 га и объемом 5 куб.м. с составом из бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 369 выделе 18 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.38459, 44.06138), площадью 0,001 га и объемом 5 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные участки относятся к землям государственного лесного фонда, в пользование третьим лицам Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> не передавались.

Данный факт подтверждается письмом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеуказанные свалки не ликвидированы.

По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения меры по ликвидации несанкционированных свалок в лесном фонде не приняты, что подтверждается реестром, приложенным к письму Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №исх. 331-454827/22, согласно которому вышеуказанные свалки не ликвидированы.

В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, возложена на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес>.

В результате неисполнения ответчиком обязанности в сфере ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, ухудшается состояние земельных участков, создается неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда граждан.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределённого круга лиц, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просил суд признать бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> по не организации мероприятий по очистке земель лесного фонда, расположенных на территории <адрес> лесничества <адрес> от несанкционированных мест размещения отходов незаконным; возложить на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> обязанность ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на землях государственного лесного фонда, расположенных на территории <адрес> лесничества <адрес>:

- в квартале 151 выделах 1,2 Останкинского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.16126, 44.24264), площадью 0,54 га и объемом 810 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

- в квартале 199 выделе 11 Высокоборского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.25264, 44.10599), площадью 0,15 га и объемом 60 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

- в квартале 369 выделе 30 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.3850, 44.0601), площадью 0,02 га и объемом 20 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

- в квартале 369 выделе 18 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.38408, 44.05597), площадью 0,002 га и объемом 20 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

- в квартале 81 выделе 27 Ватомского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.24770, 44.20988), площадью 0,025 га и объемом 7 куб.м. с составом из бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

- в квартале 370 выделах 11,14 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.3808, 44.0644), площадью 0,01 га и объемом 5 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

- в квартале 361 выделе 9 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.4025, 44.1021), площадью 0,01 га и объемом 5 куб.м. с составом из бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

- в квартале 369 выделе 18 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.38459, 44.06138), площадью 0,001 га и объемом 5 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ).

В судебном заседании помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Пятаков И.Н. заявленные исковые требования поддержал, просил установить срок для исполнения решения суда в течение 60 дней с момента его вступления в законную силу.

Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес>, представитель заинтересованного лица Министерства экологии и природных ресурсов <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Учитывая требования ст.ст.150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из положений ч.4 ст.27, ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> требований лесного законодательства на землях государственного лесного фонда, расположенных в границах <адрес> лесничества <адрес>.

Установлено, что на территории <адрес> лесничества <адрес> имеется 8 несанкционированных мест размещения отходов:

в квартале 151 выделах 1,2 Останкинского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.16126, 44.24264), площадью 0,54 га и объемом 810 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 199 выделе 11 Высокоборского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.25264, 44.10599), площадью 0,15 га и объемом 60 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 369 выделе 30 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.3850, 44.0601), площадью 0,02 га и объемом 20 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 369 выделе 18 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.38408, 44.05597), площадью 0,002 га и объемом 20 куб.м с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 81 выделе 27 Ватомского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.24770, 44.20988), площадью 0,025 га и объемом 7 куб.м. с составом из бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 370 выделах 11,14 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.3808, 44.0644), площадью 0,01 га и объемом 5 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 361 выделе 9 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.4025 44.1021), площадью 0,01 га и объемом 5 куб.м. с составом из бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ);

в квартале 369 выделе 18 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.38459, 44.06138), площадью 0,001 га и объемом 5 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов (дата обнаружения ДД.ММ.ГГГГ).

Указанные участки относятся к землям государственного лесного фонда, в пользование третьим лицам Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> не передавались.

Согласно письму Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные свалки не ликвидированы.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения меры по ликвидации несанкционированных свалок в лесном фонде не приняты, что подтверждается реестром, приложенным к письму Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №исх. 331-454827/22, согласно которому свалки не ликвидированы.

Судом установлено, что требование Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры по ликвидации несанкционированных свалок не выполнено. Доказательств обеспечения мероприятий по очистке лесов на спорной территории от захламления административным ответчиком не представлено.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 указанной статьи охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 5.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» со ссылкой на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в <адрес> является Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес>.

Согласно положению о Министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (п.1.1, 3.1, 3.5, 3.6), Министерство является исполнительным органом государственной власти <адрес>, обеспечивающим осуществление государственной политики <адрес> и государственного управления в сфере лесных отношений, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в сфере товарного рыбоводства, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанных сферах в соответствии с федеральным законодательством; организует использование лесов, сохранение лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров); защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов; осуществляет внутренний финансовый контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составлением бюджетной отчетности и ведением бюджетного учета Министерством; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.

Оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ и установив, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельных участках, относящихся к землям государственного лесного фонда, которые кому-либо в законное владение и пользование не переданы, пользователи, землевладельцы этих участков, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены, суд, с учетом приведенных норм права, приходит к выводу о том, что обязанность по принятию мер организации сбора и вывоза отходов, размещенных на спорных земельных участках, должна быть возложена на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес>, как на орган исполнительной власти в области лесных отношений в <адрес>.

Согласно части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заявленные требования, в которых прокурор просит обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> ликвидировать несанкционированные свалки, что предполагает соблюдение определенной законом предварительной процедуры, суд, учитывая сроки проведения этих процедур, необходимость выполнения ряда действий, предусмотренных законом, требующих значительных временных затрат, считает разумным сроком для исполнения решения суда, не менее шести месяцев.

С учетом этого, суд считает необходимым установить срок для совершения указанных действий в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок достаточным и разумным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> о признании бездействия незаконным, об обязании совершить действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> по не организации мероприятий по очистке земель лесного фонда, расположенных на территории <адрес> лесничества <адрес>, от несанкционированных мест размещения отходов незаконным.

Возложить на Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира <адрес> обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда ликвидировать несанкционированные места размещения отходов на землях государственного лесного фонда, расположенных на территории <адрес> лесничества <адрес>:

- в квартале 151 выделах 1,2 Останкинского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.16126, 44.24264), площадью 0,54 га и объемом 810 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов;

- в квартале 199 выделе 11 Высокоборского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.25264, 44.10599), площадью 0,15 га и объемом 60 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов;

- в квартале 369 выделе 30 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.3850, 44.0601), площадью 0,02 га и объемом 20 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов;

- в квартале 369 выделе 18 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.38408, 44.05597), площадью 0,002 га и объемом 20 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов;

- в квартале 81 выделе 27 Ватомского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.24770, 44.20988), площадью 0,025 га и объемом 7 куб.м. с составом из бытовых отходов;

- в квартале 370 выделах 11,14 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.3808, 44.0644), площадью 0,01 га и объемом 5 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов;

- в квартале 361 выделе 9 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.4025, 44.1021), площадью 0,01 га и объемом 5 куб.м. с составом из бытовых отходов;

- в квартале 369 выделе 18 Ковровского участкового лесничества <адрес> лесничества (географические координаты 56.38459, 44.06138), площадью 0,001 га и объемом 5 куб.м. с составом из строительных и бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья К.А. Сочнева