ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-394/20 от 17.12.2020 Ловозерского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-394/2020

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2020 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года с. Ловозеро

Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Костюченко К.А.,

при секретаре Скакалиной Т.А.,

с участием заместителя прокурора Ловозерского района Мурманской области Цыпышева Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования Ловозерский район Мурманской области, к Совету депутатов Ловозерского района Мурманской области, в лице главы Ловозерского района Мурманской области ФИО1, о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов,

У с т а н о в и л :

Прокурор Ловозерского района Мурманской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Ловозерского района Мурманской области, в лице главы Ловозерского района ФИО1, о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления установлено, что Советом депутатов Ловозерского района Мурманской области не в полной мере исполняется обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, а именно при оценке проектов нормативно-правовых актов не проводилась антикоррупционная экспертиза, заключения о проведении указанной экспертизы не составлены. Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законодательством проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью, а не правом организаций, принимающих нормативно-правовые акты. Вследствие н проведения антикоррупционной экспертизы и невыявления в нормативных правовых актах антикоррупционных признаков нарушаются права граждан, Российской Федерации и муниципального образования. Просит признать бездействие Совета депутатов Ловозерского района Мурманской области незаконным, и обязать его провести антикоррупционную экспертизу принятых в 2020 году нормативно-правовых актов.

Заместитель прокурора Ловозерского района Цыпышев Э.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, в нём изложенным.

Представитель административного ответчика ФИО1, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, представил письменный отзыв, в котором просил отказать истцу в удовлетворении требований, указав, что поскольку в структуре (штатном расписании) Совета депутатов Ловозерского района отсутствует должность юрисконсульта, который мог бы проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов, антикоррупционная экспертиза будет проводиться в ходе мониторинга применения указанных нормативно-правовых актов в конце текущего года. Дело просил рассмотреть в своё отсутствие.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС Российской Федерации, рассмотрел дело без участия представителя административного ответчика.

Заслушав заместителя прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, такими полномочиями как принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Согласно ст.ст. 1, 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции – это деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путём антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Из положений статей 3, 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" следует, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Материалами дела установлено, что Совет депутатов Ловозерского района является юридическим лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Устава Ловозерского района глава Ловозерского района избирается депутатами Совета депутатов Ловозерского района из своего состава тайным голосованием большинством голосов от общей установленной для Совета численности и исполняет полномочия его председателя.

Решением Совета депутатов от 06 мая 2020 года № 172 Главой Ловозерского района избран ФИО1, который в соответствии с распоряжением от 07 мая 2020 года № 06-к приступил к исполнению своих обязанностей с 07 мая 2020 года, в связи с чем 22 мая 2020 года в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица Совет депутатов Ловозерского района внесена запись об изменении сведений о его руководителе.

Согласно ч. 1 ст. ст. 32 Устава Ловозерского района по вопросам своей компетенции, установленной федеральными законами, законами Мурманской области, Уставом Ловозерского района Совет депутатов Ловозерского района принимает правовые акты в форме решений.

Согласно п. 31 ч. 1 ст. 10 Устава Ловозерского района к вопросам местного значения Ловозерского района относится, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции в границах Ловозерского района.

Судом установлено, что 30 сентября 2020 года заместителем прокурора Ловозерского района Мурманской области в присутствии Главы Ловозерского района Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части проведения представительным органом муниципального образования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов Ловозерского района.

В ходе проверки установлено, что при оценке проектов нормативно-правовых актов Советом депутатов Ловозерского района Мурманской области не проведена антикоррупционная экспертиза и не составлены заключения о проведении указанной экспертизы в отношении:

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 27 февраля 2020 № 157 "О внесении изменений в Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании Ловозерский район, утвержденное решением Совета депутатов Ловозерского района от 27 марта 2014 года № 43 (в редакции от 28.11.2018 № 93);

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 28 апреля 2020 года № 168 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Ловозерского района от 25 декабря 2019 года № 147 "О бюджете муниципального образования Ловозерский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 28 апреля 2020 года № 169 "О внесении изменений в Устав Ловозерского района, утвержденный решением Ловозерского районного Совета от 28 февраля 2013 года № 236 (в редакции решения Совета депутатов Ловозерского района от 25 апреля 2019 года № 115);

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 27 мая 2020 года № 177 "Об утверждении Положения о гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 27 мая 2020 года № 179 "О внесении изменений в Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ловозерского района, утверждённое решением Совета депутатов Ловозерского района 25.04.2019 № 119";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 25 июня 2020 года № 180 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Ловозерского района от 25.12.2019 № 147 "О бюджете муниципального образования Ловозерский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (в редакции решения от 28.04.2020 № 168);

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 187 "О внесении изменений в Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании Ловозерский район, утвержденное решением Ловозерского районного Совета от 27.03.2014 № 43 (в редакции решения Совета депутатов Ловозерского района от 27.02.2020 № 157);

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 187 "Об утверждении порядка привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ в целях решения вопросов местного значения на территории Ловозерского района";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 191 "О внесении изменений в решение Ловозерского районного Совета от 30.12.2010 № 106 "О размерах месячного денежного содержания лиц, замещающих выборные муниципальные должности";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 192 "О внесении изменений в решение Ловозерского районного Совета от 26.11.2009 № 12 "О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования Ловозерский район";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 193 "О внесении изменений в Положение о гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера".

Из письменных объяснения главы Ловозерского района Мурманской области ФИО1 от 30 сентября 2020 года следует, что с 07 мая 2020 года он является Главой Ловозерского района и председателем Совета депутатов Ловозерского района. Совет депутатов Ловозерского района принимает муниципальные правовые акты в виде решений. В 2020 году антикоррупционная экспертиза принятых Советом депутатов нормативных правовых актов не проводилась по причине отсутствия работников в штате Совета депутатов Ловозерского района.

Доводы представителя административного ответчика главы Ловозерского района ФИО1 о непроведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов по причине отсутствия в штатном расписании специалиста несостоятельны, так как проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является не правом органа местного самоуправления, а обязанностью, предусмотренной как требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", так и требованиями Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов".

Таким образом, установленные по делу обстоятельства дают достаточные основания полагать, что бездействие Совета депутатов Ловозерского района Мурманской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы и выявлении в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, коррупционных признаков нарушает права граждан, Российской Федерации и муниципального образования Ловозерский район, в связи с чем суд находит требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учётом важности охраняемых общественных отношений, возможных последствий таких нарушений, а также действий, которые необходимо совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда, а именно в течение месяца с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228, 298 КАС Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования Ловозерский район Мурманской области, к Совету депутатов Ловозерского района Мурманской области, в лице главы Ловозерского района Мурманской области ФИО1, о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и понуждении провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов удовлетворить.

Признать бездействие Совета депутатов Ловозерского района Мурманской области незаконным, и обязать главу Ловозерского района Мурманской области ФИО1 в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу:

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 27 февраля 2020 № 157 "О внесении изменений в Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании Ловозерский район, утвержденное решением Совета депутатов Ловозерского района от 27 марта 2014 года № 43 (в редакции от 28.11.2018 № 93);

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 28 апреля 2020 года № 168 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Ловозерского района от 25 декабря 2019 года № 147 "О бюджете муниципального образования Ловозерский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 28 апреля 2020 года № 169 "О внесении изменений в Устав Ловозерского района, утвержденный решением Ловозерского районного Совета от 28 февраля 2013 года № 236 (в редакции решения Совета депутатов Ловозерского района от 25 апреля 2019 года № 115);

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 27 мая 2020 года № 177 "Об утверждении Положения о гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 27 мая 2020 года № 179 "О внесении изменений в Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ловозерского района, утверждённое решением Совета депутатов Ловозерского района 25.04.2019 № 119";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 25 июня 2020 года № 180 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Ловозерского района от 25.12.2019 № 147 "О бюджете муниципального образования Ловозерский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (в редакции решения от 28.04.2020 № 168);

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 187 "О внесении изменений в Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании Ловозерский район, утвержденное решением Ловозерского районного Совета от 27.03.2014 № 43 (в редакции решения Совета депутатов Ловозерского района от 27.02.2020 № 157);

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 187 "Об утверждении порядка привлечения граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ в целях решения вопросов местного значения на территории Ловозерского района";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 191 "О внесении изменений в решение Ловозерского районного Совета от 30.12.2010 № 106 "О размерах месячного денежного содержания лиц, замещающих выборные муниципальные должности";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 192 "О внесении изменений в решение Ловозерского районного Совета от 26.11.2009 № 12 "О денежном содержании и материальном стимулировании муниципальных служащих в органах местного самоуправления муниципального образования Ловозерский район";

- решения Совета депутатов Ловозерского района от 06 августа 2020 года № 193 "О внесении изменений в Положение о гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера".

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий К.А. Костюченко