ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-394/2021 от 15.12.2021 Мамонтовского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-394/2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«15» декабря 2021 года с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края

Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Сильновой Т.Б.,

при секретаре К.А.В.

с участием прокурора Т.Е.Ю..,

представителя административного

ответчика Н.Е.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края, Администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамонтовского района Алтайского края в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Мамонтовского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Мамонтовского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности и антитеррористической безопасности объектов массового пребывания.

По информации, предоставленной ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» до настоящего времени не проведена процедура категорирования и паспортизации места массового пребывания людей - площадь Советов по адресу: с. Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее - Требования).

Категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

В нарушение п. 14 Требований, паспорт безопасности места массового пребывания людей - площади Советов в с. Мамонтово, Мамонтовского района, Алтайского края, правообладателем которого является Администрация Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края, до настоящего времени не составлен в полном объеме и не направлен на согласование.

Допущенные нарушения могут повлечь за собой создание реальной угрозы жизни и здоровью лиц, находящихся на объекте массового пребывания людей в случае диверсионно-террористических актов, в том числе с захватом заложников.

Выявленные нарушения существенны и недопустимы, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей должностными лицами Администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края.

На основании изложенного, уточнив административные исковые требования, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края, Администрации Мамонтовского района Алтайского края выразившееся в непринятии мер к проведению категорирования объекта массового пребывания людей: площади Советов в с. Мамонтово и разработке паспорта безопасности объекта массового пребывания людей - площади Советов в с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края.

Обязать администрацию Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края, Администрацию Мамонтовского района Алтайского края устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно провести категорирование места массового пребывания людей: площади Советов в с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края.

Обязать администрацию Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края, Администрацию Мамонтовского района Алтайского края разработать в установленной форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт безопасности на место массового пребывания людей: площадь Советов в с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края.

В судебном заседании прокурор Т.Е.Ю.. поддержала заявленные требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика, администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края Ш.С.Ю.. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме, указав, что данный земельный объект не был передан Администрации Мамонтовского сельсовета в оперативное ведение.

Представитель административного ответчика, администрации Мамонтовского района Алтайского края Н.Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме, указав, что не установлены границы земельного участка пл. Советов.

Представитель заинтересованного лица - ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Мамонтовского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности и антитеррористической безопасности объектов массового пребывания.

По информации, предоставленной ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» до настоящего времени не проведена процедура категорирования и паспортизации места массового пребывания людей - площадь Советов по адресу: с. Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края.

В соответствии с ответом Администрации Мамонтовского сельсовета прокурору Мамонтовского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей», направление паспорта безопасности на согласование осуществляется правообладателем места массового пребывания людей сопроводительными письмами в течение 3 рабочих дней после его составления.

Однако, акт обследования и категорирования места массового пребывания людей - площадь Советов, ул. Советская, с. Мамонтово, Мамонтовский район, Алтайский край от комиссии в Администрацию Мамонтовского сельсовета не поступали. В связи с чем, паспорт безопасности не направлен на согласование.

Постановлением Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия по обследованию и категорированию мест массового пребывания людей на территории Мамонтовского района. Утвержден состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест массового пребывания людей на территории Мамонтовского района и форма Акта обследования и категорирования места массового пребывания людей на территории Мамонтовского района. Утверждено Положение о межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест массового пребывания людей на территории Мамонтовского района.

Согласно п. 1.2 указанного положения Комиссия является постоянно действующим органом, созданным в целях проведения категорирования мест массового пребывания людей для установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

Основными задачами комиссии являются: проведение категорирования мест массового пребывания людей в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий; организация составления, согласования, утверждения, хранения и своевременной актуализации паспортов безопасности мест массового пребывания людей; осуществление контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (п. 2 Положения).

Постановлением Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с кадровыми изменениями, в целях организации и выполнения мероприятий по обследованию, категорированию и паспортизации мест массового пребывания людей на территории Мамонтовского района, утвержденсостав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию мест массового пребывания людей на территории Мамонтовского района.

Согласно ответу Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда вопрос по составлению паспорта безопасности места массового пребывания людей - площади Советов в с. Мамонтово, указанной комиссией не решался. В с. Мамонтово, Мамонтовского района Алтайского края нет официального участка/территории под названием «Площадь Советов».

В соответствии с ответом Администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда в Генеральном плане муниципального образования Мамонтовский сельсовет Мамонтовского района Алтайского края, утвержденного решением Мамонтовского сельского Совета народных депутатов Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ), а также Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Мамонтовский сельсовет Мамонтовского района Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, наименование «Площадь Советов» как общественной территории, участка автомобильной дороги, не закреплено. Данная территория Администрации Мамонтовского сельсовета в оперативное ведение из ведения Администрации Мамонтовского района не передавалась.

Согласно ответу Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» (ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю») от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда процедура категорирования и паспортизации Площади Советов в с. Мамонтово, Мамонтовского района, Алтайского края не проводилась. Запросов для участия сотрудников вневедомственной охраны в межведомственной комиссии по обследованию с целью категорирования и паспортизации в адрес отделения вневедомственной охраны по Мамонтовскому району - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» и ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю» не поступало. В адрес администрации Мамонтовского района направлялись письма: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения категорировании и паспортизации Площади Советов в с. Мамонтово, Мамонтовского района, Алтайского края.

По информации Аппарата антитеррористической комиссии Алтайского края предоставленной ДД.ММ.ГГГГ/п/235 на территории Мамонтовского района Алтайского края расположено два объекта массового пребывания людей, утвержденные Единым перечнем мест массового пребывания людей в Алтайском крае в новой редакции (Приложение антитеррористической комиссии Алтайского края п. 1.3 протокола заседания антитеррористической комиссии Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ: Площадь Советов, по адресу: Алтайский край, Мамонтовский район, с. Мамонтово, ул. Советская; Здание администрации: Алтайский край, Мамонтовский район, с. Мамонтово, ул. .

Договором на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Комитетом Администрации Мамонтовского района по имущественным и земельным отношениям (Заказчик) с одной стороны и ИП Л.В.В. (Подрядчик), с другой, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя выполнение следующих работ: установление границ земельного участка на местности в с. Мамонтово, ограниченного зданиями: Районный дом культуры, Детская школа искусств, администрация Мамонтовского района, Полиция.

Таким образом, Администрацией Мамонтовского района Алтайского края предприняты действия, направленные на определение и установление границ социального объекта - «Площади Советов» в с. Мамонтово.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее - Требования).

Категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

В соответствии с п. 8 Требований для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия).

Комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей.

Положением п. 9 Требований устанавливается, что комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образований), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

В состав комиссии включается правообладатель места массового пребывания людей, представители территориального органа безопасности, территориального органа МВД РФ, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.

Обследование места массового пребывания людей осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня создания комиссии.

Согласно п. 13 Требований результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в произвольной форме, содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении месту массового пребывания людей соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями.

В силу положения п. 14 Требований на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа МВД РФ, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Направление паспорта безопасности на согласование осуществляется правообладателем места массового пребывания людей сопроводительными письмами в течение 3 рабочих дней после его составления.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения муниципальных районов (ч.ч. 3-4 ст. 14 Закона). Законом предусмотрено закрепление вопросов местного значения муниципального района за органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района.

Однако, полномочия по профилактике терроризма и экстремизма Администрацией Мамонтовского района Администрации Мамонтовского сельсовета не передавались.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на Генеральном плане муниципального образования Мамонтовский сельсовет Мамонтовского района Алтайского края, а также в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Мамонтовский сельсовет Мамонтовского района Алтайского края, наименования «Площадь Советов» как общественной территории, участка автомобильной дороги, не закреплено. Данная территория Администрации Мамонтовского сельсовета в оперативное ведение из ведения Администрации Мамонтовского района не передавалась.

Таким образом, административные исковые требования прокурора Мамонтовского района Алтайского края, предъявленные Администрации Мамонтовского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, в нарушение п. 14 Требований, паспорт безопасности места массового пребывания людей - площади Советов в с. Мамонтово, Мамонтовского района, Алтайского края, правообладателем которого является Администрация Мамонтовского района Алтайского края, до настоящего времени не составлен в полном объеме и не направлен на согласование. Указанное бездействие Администрации Мамонтовского района Алтайского края является незаконным.

Допущенные нарушения могут повлечь за собой создание реальной угрозы жизни и здоровью лиц, находящихся на объекте массового пребывания людей в случае диверсионно-террористических актов, в том числе с захватом заложников.

Доводы представителя ответчика Администрации Мамонтовского района Алтайского края Н.Е.В. о том, что объекта «площадь Советов» не существует, суд считает не состоятельными, поскольку на публичной кадастровой карте села Мамонтово имеется объект «Площадь Советов», только не установлены границы данного объекта.

Выявленные нарушения существенны и недопустимы, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей должностными лицами Администрации Мамонтовского района Алтайского края.

Учитывая изложенные обстоятельства, административные исковые требования прокурора Мамонтовского района Алтайского края подлежать удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Мамонтовского района Алтайского края удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Мамонтовского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер к проведению категорирования объекта массового пребывания людей: площади Советов в с. Мамонтово и разработке паспорта безопасности объекта массового пребывания людей - площади Советов в с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края.

Обязать Администрацию Мамонтовского района Алтайского края устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно провести категорирование места массового пребывания людей: площади Советов в с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края.

Обязать Администрацию Мамонтовского района Алтайского края разработать в установленной форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт безопасности на место массового пребывания людей: площадь Советов в с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения, в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.

Судья: Т.Б. Сильнова

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.