ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-394/2022 от 09.08.2022 Буинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-394/2022

16RS0011-01-2022-000701-19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 августа 2022 года. Буинский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Р.Р. Шамионова, при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Буинского городского суда РТ гражданское дело по административному исковому заявлению Самарской таможни к ФИО1 о взыскании утилизационного сбора,

у с т а н о в и л:

Самарская таможня обратилась в суд с иском к ФИО1, в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца утилизационный сбор в размере 5 200 рублей, а также пени с г. по г. в размере 872 рубля 73 копейки. В обоснование иска указано, что истцом на основании ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении ФИО1, в ходе которой было установлено, что он в феврале 2020г. приобрел на территории Республики Армения транспортное средство «Toyota Alphard», 2004 года выпуска, идентификационный номер (номер кузова) - MNH10-0066505, регистрационный знак 16SA 002 (), тип двигателя - бензиновый, мощность двигателя - 162 кВт, 220 л. с., объем двигателя - 3000 см3.

За каждое транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в России, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения геологической безопасности.

Исходя из вышеизложенного, с учетом п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от г. N 89-ФЗ, с момента ввоза вышеуказанного транспортного средства у ФИО1 возникла обязанность по уплате утилизационного сбора.

Самарской таможней заказным письмом с уведомлением от г. направлено в адрес ФИО1 уведомление об уплате утилизационного сбора. Согласно почтовому уведомлению о вручении, ФИО1 получил данное письмо г. До настоящего момента ФИО1 обязанность по уплате утилизационного сбора не исполнил, в связи с чем, административный истец обратился в суд с указанным выше иском.

В судебном заседании представители административного истца Самарской таможни ФИО4 поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО1, ФИО6, действующий на основании доверенности от г., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что утилизационный сбор уплачивается при полной оплате таможенных пошлин. Автомобиль был растаможен в . На основании договора купли-продажи от г. ФИО1 автомобиль продал жителю Республики Армения.

Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 24.1. Федерального закона от г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон от N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе, для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В силу п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от г. N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства (шасси) на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 6 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"):

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не пользуются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 24.1 Федерального закона от г. N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачиваются утилизационный сбор, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пп. 3 ст. 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Судом установлено, что Саратовской таможней на основании ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза г. проведена камеральная таможенная проверка в отношении ФИО1, в ходе которой было установлено, что ФИО1 феврале 2020г. приобрел на территории Республики Армения транспортное средство «Toyota Alphard», 2004 года выпуска, идентификационный номер (номер кузова) - MNH10-0066505, регистрационный знак 16SA 002 (), тип двигателя - бензиновый, мощность двигателя - 162 кВт, 220 л. с., объем двигателя - 3000 см3.

Согласно сведениям, предоставленным Комитетом государственных доходов Республики Армения (исх. от г. ), автомобиль «Toyota Alphard», 2004 года выпуска, был задекларирован в по таможенной процедуре "Выпуск для внутреннего потребления" по таможенному приходному ордеру ДТ ,0003052 с уплатой таможенных платежей в в размере 407 240 драм (армянская денежная единица). Сумма уплаченных таможенных платежей в составила 362 240 х 0.128576 = 46 575 руб. 37 коп. (курс AMD к рублю на дату оформления автомобиля составляет 0,128576 руб.).

В соответствии с информацией, предоставленной от Комитета государственных доходов Республики Армения (исх. от г. № РВ 844165), полученной от Дорожной полиции Республики Армения, данный автомобиль был зарегистрирован г. на имя ФИО1 При регистрации автомобилю был присвоен учетный номерной знак Республики Армения 16SА 002.

Согласно сведениям, предоставленным правоохранительным подразделением службы по , ФИО1. является гражданином РФ, зарегистрирован по адресу: 422410, , д. Н. Наратбаш, .

Согласно свидетельству об учете транспортного средства от г. № РВ 844165 вышеуказанный автомобиль зарегистрирован на имя ФИО1 При регистрации автомобилю присвоен учетный номерной знак Республики Армении - 16SA002.

Ввезенное из Республики Армении на территорию Российской Федерации вышеуказанное легковое иностранное транспортное средство находится под таможенным контролем и в нарушение положений «Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от » от г. (далее - Договор) незаконно используется физическим лицом в регионе деятельности Самарской таможни (на территории ). По информации, полученной письмом УГИБДД УМВД России по «О направлении информации» от г. с приложениями, вышеуказанное транспортное средство в период с г. по г., по данным базы нарушений ЦАФАП с камер фотовидеофиксаций, перемещалось по территории многократно.

В соответствии с Договором транспортные средства для личного пользования, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора (), с даты вступления в силу Договора (), считаются товарами Евразийского Экономического Союза (далее - Союз).

Согласно положениям Договора автомобили, зарегистрированные на территории Республики Армения и не приобретшие статус товаров Союза, могут временно ввозиться на территории других государств-членов Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов только лицами, постоянно проживающими в . Ввоз и использование на территории других государств-членов Союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение допускается только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 Приложения 3 к Договору.

Таким образом, использование транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Армения, временно ввозимых на территорию других государств-членов Союза (в том числе Российской Федерации), без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, возможно только лицами, постоянно проживающими в .

За каждое транспортное средство, ввозимое в РФ или произведенное, изготовленное в России, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения геологической безопасности.

Таким образом, ФИО1 является плательщиком утилизационного сбора в связи с ввозом вышеуказанного транспортного средства в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от г. N 1291 (далее - Правила), взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба.

Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.

Согласно п. 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства те осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенный в приложении N 1;

б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии включений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к им в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности -начисления утилизационного сбора.

Согласно п. 11 (2) Постановления Правительства от г. N 1291, документы, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:

а) выпуска колесных транспортных и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);

б) фактического пересечения колесными транспортными средствами государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Исходя из вышеизложенного, с учетом п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от г. N 89-ФЗ, с момента ввоза вышеуказанного транспортного средства у ФИО1 возникла обязанность по уплате утилизационного сбора.

Самарской таможней заказным письмом с уведомлением от г. направлено в адрес ФИО1 уведомление об уплате утилизационного сбора. Согласно почтовому уведомлению о вручении, ФИО1 получил данное письмо г. До настоящего момента ФИО1 обязанность по уплате утилизационного сбора не исполнил.

В соответствии с абз. 2 п. 15 (1) Постановления Правительства от г. N 291 в случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Документы, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления стоженного декларирования).

Согласно представленного технического паспорта, год выпуска транспортного средства - 2004г.

Размер утилизационного сбора указан в Постановлении Правительства от г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним", а именно: к транспортным средствам, ввозимым физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, с даты выпуска которых прошло более 3 лет применяется коэффициент 0.26 от базовой ставки расчета утилизационного сбора 2 9000 руб.: 20000 х 0.26 = 5 200 руб.

Согласно представленных документов, транспортное средство пересекло государственную границу РФ г., таким образом, сумма пеней составила за период г. по г. 872 руб. 73 коп.

Данный расчет судом проверен и признан верным. В свою очередь, ответчиком данный расчет не оспорен, своего расчета не представлено.

Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Федерального закона от г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.

Самарской таможней в порядке главы 11.1 КАС РФ мировому судье судебного участка по Буинскому судебному району РТ было подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 утилизационного сбора и пени.

Определением от г. судебный приказ, выданный мировым судьей судебного участка по Буинскому судебному району РТ, мировым судьей судебного участка по Буинскому судебному району РТ по административному делу был отменен.

Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ФИО1 утилизационного сбора в размере 5 200 руб.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиком не были представлены доказательства уплаты утилизационного сбора, не оспаривался представленный истцом расчет задолженности и пени.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Таким образом, с ФИО1 в доход местного бюджета подлежат взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с ФИО2 в пользу Самарской таможни утилизационный сбор в сумме 5 200 руб., пени за период с г. по г. в размере 872 рубля 73 копейки.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Буинский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено .

Судья: Р.Р. Шамионов.

Копия верна: Судья: Р.Р. Шамионов.

Решение09.08.2022