Дело № 2а-3951/2022
УИД: 26RS0029-01-2022-006755-53
Решение
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Степаненко Н.В.,
при секретаре Бостановой Д.Б.,
с участием:
заместителя прокурора г.Пятигорска Шелкоплясовой М.Г.,
представителя администрации г.Пятигорска ФИО1,
представителя ООО «ГЭК» ФИО2,
представителей
МУ «Управление по делам территорий г.Пятигорска» ФИО3,
ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, признании постановления не действующим, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Свои требования административный истец в иске мотивирует тем, что Прокуратурой города проведена проверка соответствия Перечня объектов и видов отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ, утвержденного постановлением администрации города-курорта Пятигорска от №4900 (далее-Перечень), положениям федерального законодательства. (Источник публикации «Пятигорская правда», № 179-180, 30.12.2021).
Установлено, что указанный нормативный правовой акт не соответствует федеральному законодательству и подлежит изменению по следующим основаниям.
Перечень утвержден в соответствии со ст. 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), в силу которого вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовноисполнительными инспекциями.
Под обязательными работами ч. 1 ст. 49 Уголовного Кодекса Российской Федерации подразумевает бесплатные общественно полезные работы, которые осужденным выполняются в свободное от основной работы или учебы время.
Только общественно полезный труд, согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ, может являться средством исправления осужденных.
Постановлением администрации города-курорта Пятигорска от 23.12.2021 № 4900 утвержден перечень предприятий города Пятигорска, определенных местами отбытия наказания в виде исправительных и обязательных работ. Одним из предприятий определено ООО «Городская эксплуатационная компания» (далее по тексту - ООО «ГЭК»).
03.04.2022 между МКУ «Управление по делам территорий города Пятигорска» и ООО «ГЭК» заключен муниципальный контракт № 0121300035322000013-К по оказанию услуг по санитарной очистке элементов улично-дорожной сети общего пользования (озелененная территория, пешеходная зона).
Согласно п. 2.2 основными технологическими операциями уборки территории города являются:
- уборка пешеходной зоны;
- уборка озеленённой территории, пешеходной зоны от случайного мусора (бумага, полиэтиленовые пакеты, стеклянные и пластиковые бутылки, алюминиевые банки, камни и т.п.);
- очистка стационарных урн;
- складирование смета и мусора.
ООО «ГЭК» в соответствии с п. 1.1 принимает на себя обязательства по оказанию услуги по очистке элементов улично-дорожной сети общего пользования (озелененная территория, пешеходная зона), а заказчик обязуется принять и оплатить цену контракта - 16496704, 22 рублей.
За 2022 год обязательные работы осужденные отбывают в ООО «ГЭК».
Фактически, лица, осужденные и отбывающие наказание в ООО «ГЭК» в виде обязательных работ, осуществляют уборку территории города Пятигорска, что является предметом муниципального контракта и служит извлечению выгоды (прибыли) конкретной организации, то есть не является общественно полезными работами.
В соответствии с п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» определено понятие муниципальной преференции как предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В данном случае, постановлением администрации города-курорта Пятигорска от 23.12.2021 № 4900 ООО «ГЭК» которая имеет цель извлечение прибыли, предоставлена преференция в виде бесплатной рабочей силы.
Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 9, ст. 25 УИК РФ, ч. 1 ст. 49 УК РФ в утвержденный администрацией города Пятигорска Перечень включены работы, не являющиеся общеполезными, а направленные на удовлетворение интересов конкретных организаций и лиц, а именно: ООО «Городская эксплуатационная компания» без конкретизации цели и объекта проведения работ, связанного с удовлетворением интересов общества.
Аналогичные нарушения имеются и при определении в качестве предприятий ООО «Экологистик» и ООО «Экотехнология».
18.04.2022 первым заместителем прокурора города Пятигорска главе города Пятигорска внесен протест на данный муниципальный нормативный правовой.
По результатам рассмотрения Протеста 11.05.2022 заместителем главы администрации города Пятигорска в его удовлетворении отказано, нормативноправовой акт не приведен в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 9, ст. 25 УИК РФ и ч. 1 ст. 49 УК РФ.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами п. 2 ст. 1, п.3 ст.22, ст.23 и 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.39, ч.3 ст. 208 КАС РФ.
В связи с тем, что указанным нормативно-правовым актом определен перечень объектов и видов отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ в отношении осужденных и в будущем осужденных граждан Российской Федерации или любого другого государства либо лиц без гражданства и прибывающих в Российскую Федерацию, определить круг лиц невозможно.
Указанный нормативно-правовой акт нарушает охраняемые законом интересы общества и государства, поскольку лицами отбывающими наказание в ООО «ГЭК», ООО «Экологистик» и ООО «Экотехнология» виде обязательных работ не достигается цель - восстановление социальной справедливости, исправления осужденного, в этой связи защита прав общества и государства подлежит прокурором.
В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ст. 208 КАС РФ просят признать незаконным бездействие администрации города Пятигорска, выразившееся в непреведении постановления администрации города Пятигорска от 23.12.2021 №4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно исключения ООО «Городская эксплуатационная компания», ООО «Экологистик» и ООО «Экотехнология» из Перечня предприятий, определенных местами для отбытия наказаний в виде обязательных работ. Признать постановление администрации города-курорта Пятигорска от № 4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» не действующим, в части включения ООО «Городская эксплуатационная компания», ООО «Экологистик» и ООО «Экотехнология» в Перечень предприятий, определенных местами для отбытия наказаний в виде обязательных работ. Обязать администрацию города Пятигорска в течение 10 дней со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу, привести постановление администрации города Пятигорска от 23.12.2021 №4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно определить вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются.
Представитель административного истца – заместитель прокурора г.Пятигорска Шелкоплясова М.Г. заявленные требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что в нарушение ч. 2 ст. 9, ст. 25 УИК РФ, ч. 1 ст. 49 УК РФ в утвержденный администрацией города Пятигорска Перечень включены работы, не являющиеся общеполезными, а направленные на удовлетворение интересов конкретных организаций и лиц, без конкретизации цели и объекта проведения работ, связанного с удовлетворением интересов общества. ГУП «Городской электрический транспорт» не включалось в исковое требование поскольку предприятие является государственным предприятием включено в постановление обоснованно. В части довода ответчика о даче положительного заключения на проект данного постановления, просила обратить внимание, что изменился подход толкования нормы права, более того, наличие данного ранее прокуратурой города заключения не может свидетельствовать о законности НПА. В части исполнения решения суда в течение 10 дней со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому дел, позиция прокуратуры основана на ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» поскольку протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Считают, что должна быть организация, которая выполняет общественно полезные работы без извлечения прибыли. В данном случае осужденные направляются только в ООО «ГЭК», в ООО «Экологистик» и ООО «Экотехнологии» они не направляются, что свидетельствует о наличии преференции. Кроме того, сумма контракта 16 миллионов рублей. Все вышеуказанное свидетельствует о незаконности НПА в выборе организаций.
Представитель административного ответчика Администрации г.Пятигорска ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенным в письменных возражениях, согласно которым Постановлением администрации города Пятигорска от 23.12.2021 № 4900 утвержден Перечень предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Письмом администрации города Пятигорска от 24.12.2021 исх. № 9312/09 проект указанного постановления администрации города Пятигорска был направлен для согласования начальнику Пятигорского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИП России по Ставропольскому краю ФИО5.
До направления указанных писем администрацией города Пятигорска в рабочем порядке согласовывался с Пятигорским межмуниципальным филиалом ФКУ УИИ УФСИП России по Ставропольскому краю Перечень предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, что подтверждается скриншотом электронного письма.
Согласно ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно ч. 1 ст. 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.
По смыслу указанных норм закона виды обязательных работ должны быть связаны не с основной работой или профессией осужденного, а с выполнением неквалифицированных бесплатных общественно полезных работ: по благоустройству или озеленению улиц и площадей, по уходу за больными, погрузочно-разгрузочных или вспомогательных работ и т.п.
Выполняемые осужденными работы в интересах и на пользу индивидуальных предпринимателей и коммерческих предприятий, не выполняющих социально значимых функций, на наш взгляд, нельзя признать общественно полезными.
В Перечне предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, указаны предприятия, выполняющие исключительно социально значимые функции.
Указанным постановлением администрации города Пятигорска также в строгом соответствии с нормами действующего законодательства определены виды обязательных работ - бесплатные общественно-полезные работы по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и бытовому обслуживанию населения.
Производство работ, связанных с бесплатными общественно-полезными работами по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и бытовому обслуживанию населения: уборка улиц, объектов социально-бытового назначения, стихийных салок мусора, озеленение, осуществляется не только в интересах и на пользу учредителей приведенных, но и в интересах неустановленного круга лиц, посещающих данные объекты, которые также являются членами общества.
Согласно пункту 42 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 № 142, для исполнения наказания в виде обязательных работ инспекция согласовывает предлагаемый органами местного самоуправления перечень видов обязательных работ и объектов, на которых осужденные отбывают наказание.
Нормами действующего законодательства не закреплено какого-либо иного порядка по определению организаций и предприятий для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ, чем это установлено нормами статей 25 и 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также нормами статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации, следовательно, постановление администрации города Пятигорска от 23.12.2021 № 4900 исходя из его содержания принято администрацией города Пятигорска в соответствии с указанными выше положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 42 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 № 142.
Исходя из смысла понятия муниципальной преференции как предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий, прокуратурой города Пятигорска не доказано, что действия администрации города Пятигорска по определению конкретных мест и объектов, на которых должны отбываться обязательные и исправительные работы, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «Закона о защите конкуренции».
Поскольку определение мест, на которых должны отбываться обязательные и исправительные работы, и количества рабочих мест не гарантирует отбывание осужденных в указанных количествах и на всех указанных предприятиях, а лишь свидетельствует об исполнении требований законодательства администрацией города Пятигорска.
Более того, указанное постановление является нормативным правовым актом. На основании изложенного проект постановления администрации города Пятигорска «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» в соответствии с Регламентом администрации города Пятигорска, утвержденным постановлением администрации города Пятигорска от 03.06.2016 № 1957, после разработки и согласования был направлен в прокуратуру города Пятигорска для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.
В заключении прокуратуры города Пятигорска от 21.12.2021 исх. № 42-19/2-2021 указано, что проект нормативного правового акта соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному и региональному законодательству, коррупционных факторов не содержит.
Согласно ч. 7 ст. 25 Устава муниципального образования города-курорта Пятигорска официальным опубликованием муниципальных правовых актов города- курорта Пятигорска считается первая публикация его полного текста в газете «Пятигорская правда» или в иных периодических печатных изданиях, учредителем которых являются органы местного самоуправления города-курорта Пятигорска.
В соответствии с указанным, постановление администрации города Пятигорска от № 4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» было опубликовано в общественно-политической газете «Пятигорская правда» от № 179-180 [9770-9771].
На основании вышеизложенного, не требуется приведение в соответствии с требованиями федерального законодательства постановления администрации города Пятигорска от 23.12.2021 № 4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ».
На основании вышеизложенного, считают, что заявленные прокурором города Пятигорска требования удовлетворению не подлежат.
Дополнительно пояснила, что весь перечень организаций согласован с УФСИН, все организации предложены и рекомендованы УФСИН. Тот перечень который им предложили и был включен.
Представитель третьего лица ООО «ГЭК» ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, в том числе по основаниям, изложенным в письменном отзыве, а именно в своем заявлении Прокурор города Пятигорска, ссылаясь на п.20 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» указывает, что оспариваемым постановлением Администрация города Пятигорска предоставляет ООО «ГЭК» преференцию в виде бесплатной рабочей силы, поскольку фактически, лица осужденные и отбывающие наказание в ООО «ГЭК» в виде обязательных работ осуществляют уборки территорий города Пятигорска, что является предметом муниципального контракта № 0121300035322000013-К по оказанию услуг по санитарной очистке элементов и это служит извлечением выгоды (прибыли) для ООО «ГЭК», то есть не является общественно-полезными работами. Однако Прокурором города не учтено следующее. Для ООО «ГЭК» исполнение оспариваемого постановления является дополнительной нагрузкой. Сотрудники ООО «ГЭК» вынуждены свое рабочее время использовать на организацию, учет и контроль за исполнением осужденными лицами наказания в виде обязательных работ, а именно: инспектор отдела кадров на основании направления из УФСИН оформляет документы о приеме осужденных лиц к исполнению наказания в виде обязательных работ. Ведет учет отработанного времени. Регулярно отчитывается в УФСИН по каждому осужденному лицу об отработанном времени. Специалист по охране труда проводит инструктаж каждого осужденного индивидуально по программе инструктажа по охране труда на рабочем месте, с занесением в журнал регистрации на рабочем месте. Контроль за выполнением обязательных работ осужденными лицами осуществляет специально выделенный мастер. Согласно правилам внутреннего трудового распорядка рабочий день для персонала, осуществляющего уборку территорий, начинается в 07.00 утра. Однако, поскольку осужденные обязаны отбывать наказание в виде обязательных работ в любое удобное для них, свободное от основной работы, время, как правило осужденные исполнят свое наказание ежедневно, с 06.00 утра. Таким образом мастер ООО «ГЭК» вынужден свой рабочий день начинать на час раньше. Мастер в обязательном порядке ежедневно посещает все объекты, где осужденные лица отбывают наказания. В случае отсутствия осужденного на объекте информация передается в отдел кадров для учета, а в последствии в УФСИН. Осужденным выдается инвентарь и индивидуальная спецодежда, которая в последствии не возвращается. Инвентарь зачастую выходит их строя ввиду отсутствия бережливости в использовании. Для отбывания наказания осужденные лица направляются на социально значимые для города и подверженные наибольшей загрязненности объекты, в том числе: Парк Победы, ул. Теплосерная, пр. Калинина, Бульвар Гагарина, гора ФИО6, Новопятигорское озеро, Комсомольский парк. После того, как осужденные утром отработали свое время, следом на те же участки выходят работники ООО «ГЭК» и повторно убирают территорию в объеме и за оплату, предусмотренные трудовым договором. За период действия указанного муниципального контракта с апреля по июнь 2022 года осужденные отработали 1 950 часов, в том числе: апрель - 786 часов; май - 615 часов; июнь - 549 часов.
Таким образом, несмотря на то, что с точки зрения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЭ «О защите конкуренции» Администрация города Пятигорска предоставляет ООО «ГЭК» преференцию в виде бесплатной рабочей силы, ООО «ГЭК» несет убытки на организацию исполнения наказания в виде обязательных работ для осужденных лиц, которые ничем не покрываются. Признание оспариваемого постановления частично недействующим не повлечёт для ООО «ГЭК» каких либо негативных последствий, а напротив, снимет часть лишней финансовой нагрузки, а также дополнительной нагрузки с сотрудников Общества. Вместе с тем ООО «ГЭК» понимает, что общественно полезный труд - это любые виды труда, доступные для выполнения без специальной профессиональной подготовки, приносящие пользу и имеющие созидательный характер, совершаемые без оплаты, т.е. на общественных началах. Этим он отличим от профессионального. На сегодняшний день ООО «ГЭК» организует исполнение наказания в виде обязательных работ - уборка территорий города, которая не требует специальной профессиональной подготовки и приносит пользу обществу.
В судебное заседание не явился представитель ООО «Экотехнология», который ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представил отзыв относительно иска, согласно которому Постановлением администрации города-курорта Пятигорска от 23.12.2021 г. № 400 утвержден перечень предприятий города Пятигорска, определенных местами отбытия наказания в виде исправительных и обязательных работ в который внесено ООО «Экотехнология». Фактически сотрудников отбывающих наказание в виде исправительных работ (УК РФ Статья 50) и обязательных работ (УК РФ Статья 49) в ООО «Экотехнология» не было и в настоящее время нет.
Представитель третьего лица ООО «Экологистик» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о его времени и месте, направили письменный отзыв, согласно которому по заявленным исковым требованиям ООО «ЭКОЛОГИСТИК» может пояснить следующее: Постановлением администрации города-курорта Пятигорска от 23.12.2021г. № 400 утвержден перечень предприятий города Пятигорска, определенных местами отбытия наказания в виде исправительных и обязательных работ в который внесено ООО «ЭКОЛОГИСТИК». С момента внесения в перечень ООО «ЭКОЛОГИСТИК» сотрудников, отбывающих наказание в виде обязательных работ (УК РФ Статья 49) в организации не было и в настоящее время нет.
Представитель МКУ «Управление по делам территории» ФИО3 просила в удовлетворении иска отказать. Несмотря на то, что осужденные работники убирают с 6 утра до 9 утра, затем они идут на свою основную работу. По прошествии нескольких часов все равно копится мусор, в связи с чем нет полезного результата, наоборот несет дополнительные затраты. Учреждение является казенным, осуществляющим муниципальные функции в сфере благоустройства. Им выделяются определенные деньги из бюджета на указанные программы. Формируется проект контракта, требования, которые должны выполнить организации, чтобы участвовать в конкурсе. Размещается все это на электронной площадке. Принять участие может любой желающий. С победителем заключается контракт. Пока на электронную площадку не будут выгружены результаты аукциона, они не знают с кем будут заключать контракт. В контракте указаны услуги по санитарной чистке на определенной территории, в установленное время, график. На каждом участке осуществляется контроль, делаются заключение по результатам оценки работ, которые тоже размещаются на электронной площадке. Если нет претензий к услугам, то производится их оплата.
Представитель МКУ «Управление по делам территории» ФИО4 пояснил, что для них качество уборки возрастает. Они следят за исполнением муниципального контракта, им все равно какая организация предоставит работников.
В судебное заседание не явился представитель ФКУ УИИ УФСИН России по Ставропольскому краю, извещенный надлежаще и своевременно о времени и месте слушания дела, заявлений и ходатайств не поступало.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учётом мнения представителя административного истца, суд полагал возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).
Так, прокуратурой города проведена проверка соответствия Перечня объектов и видов отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ, утвержденного постановлением администрации города-курорта Пятигорска от №4900 (далее-Перечень), положениям федерального законодательства. (Источник публикации «Пятигорская правда», № 179-180, 30.12.2021).
Установлено, что указанный нормативный правовой акт не соответствует федеральному законодательству и подлежит изменению, что послужило основанием для принесения протеста главе города-курорта Пятигорска №17-17-2022 от 18.04.2022 года, в котором требовалось привести постановление администрации города Пятигорска от 23.12.2021 №4900 в соответствие с требованиями федерального законодательства.
По результатам рассмотрения протеста, Администрацией города Пятигорска дан ответ №3573/09 от 11.05.2022 года, согласно которому письмом администрации города Пятигорска от 24.12.2021 исх. № 9312/09 проект указанного постановления администрации города Пятигорска был направлен для согласования начальнику Пятигорского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Ставропольскому краю ФИО5. До направления указанных писем администрацией города Пятигорска в рабочем порядке согласовывался с Пятигорским межмуниципальным филиалом ФКУ УИИ УФСИН России по Ставропольскому краю Перечень предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, что подтверждается скриншотом электронного письма. Указанным постановлением администрации города Пятигорска в соответствии с нормами действующего законодательства определены виды обязательных работ - бесплатные общественно-полезные работы по эксплуатации, жилищно-коммунального хозяйства и бытовому обслуживанию населения. Указанное постановление является нормативным правовым актом. На основании изложенного проект постановления администрации города Пятигорска «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» в соответствии с Регламентом администрации города Пятигорска, утвержденным постановлением администрации города Пятигорска от 03.06.2016 № 1957, после разработки и согласования был направлен в прокуратуру города Пятигорска для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы. В заключении прокуратуры города Пятигорска от 21.12.2021 исх. № 42- 19/2-2021 указано, что проект нормативного правового акта соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному и региональному законодательству, коррупционных факторов не содержит.
На основании вышеизложенного, не требуется приведение в соответствии с требованиями федерального законодательства постановления администрации города Пятигорска от 23.12.2021 № 4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ».
Таким образом, поскольку требования протеста не были удовлетворены, прокурор г.Пятигорска обратился в суд с иском в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (пункт 29 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Предметом спора по настоящему делу является Постановление администрации города Пятигорска от 23.12.2021 №4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в вид исправительных и обязательных работ» в части включения ООО «ГЭК», ООО «Экологистик», ООО «Экотехнология» в перечень предприятий, с которыми заключены муниципальные контракты, предполагающие оплату стоимости услуг, подлежащих оказанию в соответствии с Контрактом, что приводит к извлечению выгоды (прибыли) конкретной организации и исключает признак общественной полезности таких работ.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Частью 1 ст. 25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) предусмотрено, что наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией. Порядок исполнения наказания регламентирован в гл. V Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (утв. Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142).
В соответствии с пунктом 42 Приказа Минюста России от 20.05.2009 N 142 (ред. от 22.08.2014) "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" для исполнения наказания в виде обязательных работ инспекция согласовывает предлагаемый органами местного самоуправления перечень видов обязательных работ и объектов, на которых осужденные отбывают наказание.
Таким образом, довод администрации города Пятигорска о том, что перечень предприятий предложен ФКУ УИИ УФСИП России по Ставропольскому краю, а также согласовывался с Пятигорским межмуниципальным филиалом ФКУ УИИ УФСИП России по Ставропольскому краю, и предложенный уголовно-исполнительной инспекцией перечень и был принят и утвержден администрацией г.Пятигорска, основан на ошибочном толковании действующего законодательства, и не соответствует процедуре утверждения перечня установленного федеральным законом, поскольку именно органом местного самоуправления определяется вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
Только общественно полезный труд, согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ, может являться средством исправления осужденных.
Вместе с тем, из представленного суду муниципального контракта №0121300035322000013-К, заключенного между МКУ «Управление по делам территории города Пятигорска» и ООО «ГЭК», следует, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по санитарной очистке элементов улично-дорожной сети общего пользования (озеленения территории, пешеходная зона) территории МО города-курорта Пятигорска в 2022 году, в соответствии с Приложением №1 и условиями настоящего контракта, а заказчик обязуется принять услугу и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
Пунктом 1.2 установлена цена контракта, которая составляет 16 496 704 рублей 22 копейки. В цену контракта включены: стоимость всех услуг, подлежащих оказанию в соответствии с настоящим контрактом, в том числе расходы на эксплуатацию машин, механизмов и прочие расходы, прямо или косвенно связанные с исполнением обязательств по контракту.
Из Приложения №1 к муниципальному контракту «Объем подлежащих оказанию услуги по санитарной очистке элементов улично-дорожной сети общего пользования территории г.Пятигорска в 2022 году, следует, что сторонами согласованы виды услуг, их состав, а также цена за определенный объем оказываемых услуг.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «ГЭК» оказывает услуги в соответствии с муниципальным контрактом, которые оплачиваются из средств соответствующего бюджета, используя при этом бесплатную рабочую силу в лице сотрудников, отбывающих наказание в виде обязательных работ.
Помимо прочего, судом установлено, что сотрудники, отбывающие наказание в виде обязательных работ, направлялись только в ООО «ГЭК», что подтверждено представленными письменными доказательствами, в частности, списком осужденных к обязательным работам за истекший период, ведомостью учета трудовых дней ООО «ГЭК» за 2022 год, а также пояснениями данными представителями ООО «Экологистик» и ООО «Экотехнология», которые также включены в перечень организаций, что позволяет сделать вывод о наличии преференции.
Указанные выводы суда основаны на системном анализе приведенных норм федерального законодательства и оспариваемого нормативно-правового акта, по результатам которого суд приходит к выводу о наличии противоречий между ними в том числе, исходя из необходимости обеспечения защищаемых законом прав и интересов физических и юридических лиц, а также публичных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что нормами действующего законодательства не закреплено какого-либо иного порядка по определению организаций и предприятий для отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ, чем это установлено нормами статей 25 и 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также нормами статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации, следовательно, постановление от 23.12.2021 N 4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» исходя из его содержания принято Администрацией города Пятигорска не в соответствии с указанными выше положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 42 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 N 142.
С учётом приведённых выше норм закона и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объёме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора г.Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, признании постановления не действующим, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Пятигорска, выразившееся в непреведении постановления администрации города Пятигорска от 23.12.2021 №4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно исключения ООО «Городская эксплуатационная компания», ООО «Экологистик» и ООО «Экотехнология» из Перечня предприятий, определенных местами для отбытия наказаний в виде обязательных работ.
Признать постановление администрации города-курорта Пятигорска от 23.12.2021 №4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» не действующим, в части включения ООО «Городская эксплуатационная компания», ООО «Экологистик» и ООО «Экотехнология» В Перечень предприятий, определенных местами для отбытия наказаний в виде обязательных работ.
Обязать администрацию города Пятигорска в течение 10 дней со дня вступления силу решения суда по данному административному делу, привести постановление администрации города Пятигорска от 23.12.2021 №4900 «Об утверждении Перечня предприятий города-курорта Пятигорска, определенных местами отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ» в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно определить вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.
Судья Н.В.Степаненко