КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2021-005951-39
Дело № 2а-93/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 19 сентября 2022 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Манько А.В.,
при секретаре Черепановой Е.А.,
с участием представителя ТСН ТСЖ «» ФИО4, действующей на основании доверенности,
представителей прокуратуры Ленинского района г. Перми, прокуратуры Пермского края ФИО5, ФИО6, действующих на основании удостоверений, доверенности,
представителя заинтересованных лиц ФИО7 и ФИО8 - ФИО9, действующего на основании доверенностей,
представителей Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО10, ФИО11, действующих на основании доверенностей,
представителя заинтересованного лица ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» ФИО12, действующей на основании доверенности,
представителя ФИО13 - ФИО14, действующего на основании доверенности,
заинтересованных лиц ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников недвижимости «» к прокуратуре Пермского края, прокуратуре Ленинского района г. Перми о признании незаконным в части представления прокуратуры Ленинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ
у с т а н о в и л:
товарищество собственников недвижимости «, 10» (далее - ТСН обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре ФИО1 края, прокуратуре о признании незаконным в части представления прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований товарищество собственников недвижимости «ТСЖ Ленина, 10» указывает о том, что представлением прокуратуры Ленинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ на ТСН «» возложено исполнение следующих требований: 1) разработать и утвердить приказ о назначении ответственного лица за безопасную эксплуатацию котельной и осуществлении производственного контроля; 2) актуализировать и утвердить производственную инструкцию по обслуживанию газораспределительного пункта; 3) установить кран на байпасной линии газорегуляторного пункта в открытом положении; 4) обеспечить государственную поверку манометра, установленного на линии подачи горячей воды; 5) восстановить израсходованные на устройство газовой котельной для нужд денежные средства фонда капитального ремонта на специальном счете; 6) вынести на общее собрание собственников помещений в доме вопрос о включении в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме газовой котельной. Основанием для вынесения представления послужила совместная проверка Западно-Уральского ФИО2, ФИО1 края, прокуратуры ФИО1 края и прокуратуры по жалобе собственников ФИО62, ФИО61 на действия ТСН «ТСЖ «Ленина, 10».
Указанное представление прокуратуры Ленинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства в части пунктов 5 и 6 является незаконным.
Требование о восстановлении израсходованных на устройство газовой котельной для нужд денежных средств фонда капитального ремонта на специальном счете противоречит положениям ст. ст. 44, 46, 170, 174, 175, 177 Жилищного кодекса РФ. Собственниками большинством голосов более 2/3 на общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме очно-заочного голосования, принято решение о расходовании средств фонда капитального ремонта на проведение работ по изменению схемы теплоснабжения путем замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную. Данное решение никем не оспорено, недействительным не признано, в связи с чем выводы прокуратуры об отсутствии решения собственников по расходованию денежных средств фонда капитального ремонта являются ошибочными.
В представлении прокуратуры не указан механизм восстановления денежных средств, поскольку ТСН «» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ по содержанию общедомового имущества и все поступающие денежные средства являются целевыми взносами на содержание, текущий ремонт или на капитальный ремонт. Денежные средства в размере 11 638 000 руб. у ТСН «» отсутствуют. Собрать такие денежные средства за месяц невозможно. Любые решения должны быть приняты собственниками помещений дома. Требование о вынесении на общее собрание собственников помещений в доме вопрос о включении в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме газовой котельной не соответствует ст. ст. 36, 44 ЖК РФ. Оборудование жилого дома и инженерные сети являются общедомовым имуществом в силу действующего законодательства, соответственно после проведения каких-либо работ по текущему и (или) капитальному ремонту-оборудование и инженерные сети остаются в составе общедомового имущества вне зависимости от принятия соответствующего решения собственниками. В связи с чем представление прокуратуры о необходимости вынесения на общее собрание собственников помещений в доме вопрос о включении в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме газовой котельной является незаконным.
В дополнительных пояснениях по делу ФИО71 ТСН «» указано на то, что выполненные работы по техническому перевооружению сетей газоснабжения путем замены существующего источника теплоснабжения не являются работами по капитальному ремонту, а относятся к работам по реконструкции, поскольку во всех правоустанавливающих документах на выполнение работ, включая акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, работы поименованы как работы по капитальному ремонту части внутридомовых систем газо, водо- теплоснабжения путем их технического перевооружения. В соответствии с п.14.1 ст. 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов-изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. В данном случае не было изменения класса, категории и первоначально установленных показателей функционирования объекта. В соответствии с Методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О фонде содействия реформированию жилищного коммунального хозяйства»- в перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов включены также мероприятия по модернизации отдельных элементов общего имущества - устройства крышных и блочно-модульных котельных. Кроме того, возлагая обязанность возвратить денежные средства на счет капитального ремонта прокуратурой не учтено то, что собственники помещений дома по приняли решения о замене источника теплоснабжения и устройстве газовой котельной в доме и об использовании для проведения данных работ денежных средств, размещенных на спецсчете фонда капитального ремонта. Протоколы общего собрания собственников жилья от 2016 г., 2017 г. не оспорены в установленном законом порядке, в настоящее время все сроки исковой давности для их оспаривания истекли. Данные денежные средства являются денежными средствами собственников дома ТСН «ТСЖ » и они израсходованы на нужды дома - капитальный ремонт сети теплоснабжения, а не иные цели. ТСЖ является ФИО71 собственников дома по и действует в их интересах, в связи с чем у ТСН «» есть только денежные средства собственников помещений дома. Дохода, который ТСН «» получает от осуществления иной коммерческой деятельности, не хватит, чтобы покрыть эти расходы, в связи с чем необходимо будет собирать общее собрание и ставить вопрос сборе денежных средств собственниками дома. Исполнение представления прокуратуры в оспариваемой части может привести к нарушению их законных прав и интересов. Газовая котельная работает исправно и безопасна в своей эксплуатации, ее устройство окупается собственникам дома, поскольку расходы на оплату теплоснабжения стали ниже в 1,5 раза, чем были до ее устройства. В настоящее время на спецсчете фонда капитального ремонта имеются денежные средства для того, что произвести работы по капитальному ремонту, предусмотренные в 2023 году региональной программой. Устранение выявленных нарушений возможно путем внесения изменений в региональную программу, что не было сделано ТСН ТСЖ «Ленина, 10», а не выставления требования о восстановлении денежных средств на капитальный ремонт.
На основании вышеизложенного, ТСН «» просит:
- восстановить срок для обжалования представления прокуратуры Ленинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ;
- признать незаконным представление прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений федерального законодательства, вынесенное в отношении ТСН «ТСЖ « в части требований: восстановить израсходованные на устройство газовой котельной для нужд денежные средства фонда капитального ремонта на специальном счете; вынести на общее собрание собственников помещений в доме вопрос о включении в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме газовой котельной.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административных ответчиков привлечены прокуратура Пермского края, заместитель прокурора прокуратуры Ленинского района г. Перми ФИО19
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Инспекция государственного жилищного надзора ФИО1 края.
Определением судьи от 7 декабря 2021 г. в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, УМВД России по г.Перми, ФИО8, ФИО7
Определением судьи от 10 марта 2022 г. в качестве заинтересованного лица привлечена председатель ТСН «» ФИО20
Определением судьи от 19 августа 2022 г. в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники жилых и нежилых помещений дома по , поскольку их законные права и интересы могут быть затронуты принятым решением суда по данному делу.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ, затем до ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении ходатайств ФИО71ФИО62, ФИО61 об отложении рассмотрения дела, назначения по делу повторной судебной экспертизы судом отказано по основаниям, указанным в определениях, изложенных в протокольной форме.
Заинтересованное лицо председатель правления ТСН ТСЖ «» ФИО63 в суд не явилась, извещена.
ФИО71 административного истца поддерживает заявленные требования в полном объеме, просит суд признать также незаконным требование прокурора о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона, указывая в судебном заседании на то, что нарушений ЖК РФ и Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» не допущено ТСН ТСЖ «», собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о проведении капитального ремонта и израсходовали денежные средства со спецсчета средств фонда капитального ремонта на его проведение, не нарушив их целевое назначение, что подтверждена судебной экспертизой. В представлении не указан точный размер денежных средств, который подлежит возвращению на счет, поскольку в спорный период времени за счет данных денежных средств производились и иные работы по капитальному ремонту., которые к системе газораспределения отношений не имеют.
Представители административных ответчиков возражают против удовлетворения заявленных требований, указывая в судебных заседаниях и в письменных возражениях на то, что проверка проводилась прокуратурой Ленинского района г.Перми по поручению прокуратуры Пермского края в связи с поступлением жалобы ФИО8 и ФИО7 на действия (бездействие) председателя правления ТСН «ТСЖ «Ленина, 10». Для участия в проверки привлекались специалисты ИГЖН Пермского края и Западно-Уральского Ростехнадзора, у председателя ТСН ТСЖ «Ленина, 10» истребованы документы. Проверка проведена уполномоченным органом без нарушения процедуры ее проведения в установленные сроки. По результатам проверки установлено, что в нарушение ст. 166, ч. 1 ст. 174 ЖК РФ, ч. 2.2 ст. 7 Закона Пермского края от 11 марта 2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», п. 10 Порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта, утверждённого постановлением Правительства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-П, ТСН ТСЖ «Ленина, 10» проведены работы по реконструкции и переоборудованию инженерных систем теплоснабжения в виде устройства газовой котельной путём замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную с использованием и расходованием средств капитального ремонта, в то время как данные работы не относятся к капитальному ремонту, в связи с чем израсходованные денежные средства должны быть возвращены на специальный счет средств фонда капитального ремонта, а вопрос о включении газовой котельной в состав общего имущества собственников помещений должен быть вынесен на общее собрание собственников. Кроме того, денежные средства на спецсчете средств капитального ремонта вносились собственниками помещений дома по в минимальном размере, в связи с чем они не имели право расходовать их исключительно в соответствии с региональной программой капитального ремонта, которой не был предусмотрен капитальный ремонт инженерных сетей (л.д. 55-60 том 1).
Представитель ИГЖН Пермского края возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что Инспекция прокуратурой привлечена к проверке в качестве специалиста по вопросу незаконного расходования денежных средств фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: . В ходе изучения представленных документов, а также в ходе проведенного осмотра газовой котельной установлено, что работы по устройству газовой котельной выполнены путем замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную, что не соответствует видам капитального ремонта, определённым в ст. 166 ЖК РФ, ч. 2 ст. 7.7, ст. 17 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО1 края», п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ. Работы по возведению газовой котельной не относятся к работам капитального ремонта, а относятся к реконструкции, поскольку ТСН ТСЖ «Ленина, 10» фактически изменило систему теплоснабжения с центральной на индивидуальную. Денежные средства, накопленные на специальном счете в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством ФИО1 края, ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» вправе было расходовать исключительно на услуги и (или) работы в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Следовательно, незаконно израсходованные денежные средства на устройство газовой котельной со спецсчета фонда капитального ремонта должны быть возвращены (л.д. 93-94 том 1)
ФИО8 и ФИО7 в суд не явились, извещены, представили суду письменные возражения на заявленные требования, в которых просят отказать ТСН ТСЖ «Ленина, 10» в удовлетворении заявленных требований (л.д. 86 том 2).
Представитель ФИО8, ФИО7 в судебном заседании 7 сентября 2022 г. просил суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что жильцы дома никогда не видели протокола, в котором решался вопрос о создании газовой котельной, все жильцы изначально были против ее строительства и увеличения расходов на ее строительство. Данные работы относятся к реконструкции, а не к капитальном ремонту, в связи с чем председатель ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» за свой счет должна вернуть денежные средства, предназначенные на капитальный ремонт.
Представитель Управления Ростехнадзора в суд не явился, извещен, ранее в судебных заседаниях пояснял о том, что данный вид работ не относится к реконструкции, проведен капитальный ремонт сети теплоснабжения без изменения ее схемы, поскольку не изменилась ее конструкция. Для проведения реконструкции требуется производство проектных работ, а при капитальном ремонте нет. Данная газовая котельная является опасным производственным объектов, включена в реестр ФИО2. В реестре котельная зарегистрирована за ТСН «». Газовая модульная котельная является движимым имуществом и не подлежит отдельной регистрации в ЕГРН, в связи с чем не требуется решения собственников жилых и нежилых помещений о признании ее общедомовым имуществом, так она является им в силу закона. Раз в три года и по необходимости Ростехнадзор проводит выездные проверки и проверяет безопасность использования газовой котельной.
Представитель УМВД России по г. Перми в суд не явился, извещен, ранее в судебном заседании разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Представители ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», ФИО13, а также ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, являющиеся заинтересованными лицами по делу, в судебном заседании поддерживают заявленные ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» требования, указывая на то, что вопреки позиции прокуратуры и заинтересованных лиц ФИО8 и ФИО7, собрания собственников жилых и нежилых помещений по поводу замены источника теплоснабжения и устройства газовой котельной в доме и об использовании для проведения данных работ денежных средств, размещенных на спецсчете средств капитального ремонта, проводились. Данный вопрос долго осуждался и принято положительное решение. Часть денежных средств на устройство газовой модульной котельной взяты со спецсчета фонда капитального ремонта, а часть денежных средств дополнительно собирали собственники помещений дома самостоятельно. Газовая модульная котельная работает исправно и приводит к улучшению условий проживания в многоквартирном доме и экономии по оплате коммунальных услуг. Газовая модульная котельная является элементом системы теплоснабжения и в силу закона входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нет необходимости проведения общего собрания по данному вопросу. Возврат денежных средств на спецсчете капитального ремонта в размере около 12 млн приведет к нарушению их законных прав и интересов, поскольку указанные денежные средства собственников помещений многоквартирного дома потрачены по их целевому назначению, то есть на проведение капитального ремонта.
Остальные заинтересованные лица в суд не явились, извещались.
Суд, изучив материалы административного дела, надзорного производства №-ж-13, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации»),
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами (абзац первый пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Пунктом 2 статьи 21 названного Федерального закона установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При этом в п. 5.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу приведенных выше законоположений во взаимосвязи со ст. 10 указанного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.
К поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов. С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Конституционный Суд Российской Федерации в названном выше Постановлении указал, что в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания) и не исключается возможность проведения прокурорских проверок в инициативном порядке, основания и поводы для которых не могут определяться произвольно, они должны быть связаны с конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности организации и ее должностных лиц признаков нарушений законов, при том, что неопределенность в отношении правовой квалификации таких фактов не может быть устранена посредством взаимодействия органов прокуратуры с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью таких организаций.
Изложенные выше разъяснения, а также иные выводы, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, позволяют сделать вывод о том, что законным и достаточным основанием для проведения прокурорских проверок в инициативном порядке является поступление в органы прокуратуры информации о возможном наличии в деятельности организации признаков нарушений законов.
При этом источником такой информации, вопреки позиции заявителя, может служить не только жалоба или заявление граждан и юридических лиц, но и сообщение в средствах массовой информации, сведения, полученные в порядке взаимодействия от других органов публичной власти, а также аналитическая и статистическая информация.
Иными словами, основным критерием законности инициирования прокурорской проверки является наличие подтвержденного документально повода, проверка которого требует использования прокурорских полномочий.
Как следует из материалов дела, надзорного производства, ФИО20 является председателем товарищества собственников недвижимости «», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ТСН «» (л.д. 69-75 том 1).
В соответствии с п. 2.1 Устава ТСН » товарищество является добровольным объединением сособственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и создано для осуществления следующих целей:
-ФИО2 многоквартирным домом по адресу: , включая обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан; надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме; решение вопросов пользования указанным имуществом; предоставление коммунальных услуг собственникам и лицам, проживающим в доме;
-обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства;
-контроль исполнения обязательств по заключённым договорам, ведение бухгалтерской и технической документации на многоквартирный дом, планирование объёмом работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, установление фактов невыполнения работ и неоказания услуг;
-владение, пользование и в установленных законодательством РФ пределах распоряжение имуществом в многоквартирном доме;
- представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в договорных отношениях с ресурсоснабжающими, обслуживающими и иными организациями;
- представление законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме в судебных, государственных и муниципальных органах;
-улучшение условий проживания собственников помещений;
-создание, содержание, сохранение и приращение общего имущества;
-модернизация общего имущества.
В соответствии с п. 2.2 Устава товарищество как некоммерческая организация не ставит основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Товарищество может осуществлять предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует таким целям.
Согласно п. 2.4 Устава товарищество может оказывать услуги и выполнять работы, связанные с содержанием и управлением общего имущества по поручению, в интересах и за счет собственников помещений с целью улучшения условий их проживания (л.д. 18-36 том 1).
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: , проведенного в форме очного голосования ДД.ММ.ГГГГ, собственниками выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного путем перечисления взносов на специальный счет. Владельцем счета, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами на специальном счете, определено ТСН ТСЖ «Ленина, 10», выбрана кредитная организация, в которой будет открыт счет - ОАО «Сбербанк ФИО3», утвержден перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном и сроки его проведения в течение 2014-2044 г.г.:
-ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения: замена лежанок горячего водоснабжения 2014-2015 г.г., замена лежанок холодного водоснабжения - 2016 г, замена арматуры освещения 2015-2016 г.г., капитальный ремонт трансформаторной подстанции 2025 г.;
-капитальный ремонт системы газо и теплоснабжения: капитальный ремонт центрального теплового пункта с разработкой проектной документации 2015-2017 г.г.,
-капитальный ремонт системы внутридомовой системы отопления- 2030 г.;
- ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт - 2040 г.;
- ремонт крыши здания 2015-2016 г.г., ремонт эксплуатируемой крыши - 2027 г.;
-ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе их гидроизоляция - 2030 г.;
-ремонт утепление фасада-2040 г.;
-ремонт фундамента многоквартирного дома- 2035 г.;
-ремонт несущих конструкций многоквартирного дома- 2023 г.;
-ремонт балконных плит-2023 г.
-ремонт козырьков входных крылец- 2017 г. (л.д. 85-87 том 1).
ТСН ТСЖ «» ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Сбербанк ФИО3» открыт специальный банковский счет для формирования фонда капитального ремонта, что подтверждается договором № и дополнительным соглашением к нему (л.д. 83-84 том 1)
На очередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: и членов ТСН «ТСЖ «Ленина, 10», проведенного в форме очно-заочного голосования, ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изменении схемы теплоснабжения: провести капитальный ремонт ЦТП путём замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную для МКД ; утверждены перечень работ и их сроки, расходные статьи.
Финансирование проведения данных работ утверждено со следующих расходных статей: экономия по результатам судебных споров- 3 200 000 руб., фонд капитального ремонта 2015, 2016, 2017 г.г.- 12 000 000 руб., резерв, доходы будущих периодов- 1 000 000 руб., доход будущих периодов – 3 300 000 руб., что подтверждается протоколом общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-7 том 10 надзорного производства).
Из протокола очередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: и членов ТСН «», проведенного в форме очно-заочного голосования, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на собрании решались, в том числе вопросы (№ № и 5) о выполнении строительно-монтажных работ по капитальному ремонту части внутридомовых систем газо, -водо- и теплоснабжения в границах, обозначенных в техническом задании путём их технического перевооружения, и проведение пуско-наладочных работ (далее-капитальный ремонт); об утверждении сумм и источников финансирования, направленных на выполнение работ по капитальному ремонту, утверждение локального сметного расчёта на выполнение работ по капитальному ремонту, утверждение размера единовременного целевого взноса в резервный фонд.
По вопросу 3 и 5 в части утверждения источника финансирования фонда капитального ремонта в размере 10 500 000 руб. не приняты в связи с отсутствием кворума. Сумма расходов, направленных на выполнение работ по капитальному ремонту, утверждена в размере 21 500 000 руб. (л.д. 158-159 том 1).
Между ТСН «» (далее-Заказчик) и ООО «КП-Пермь» (далее-Подрядчик) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда №, из содержания которого следует, что подрядчик обязался в соответствии с условиями настоящего договора выполнить по заданию Заказчика своими и/или привлеченными силами работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, состоящие из 2-х этапов:
- разработка проектной документации;
-выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту части внутридомовых систем газо-, водо- и теплоснабжения в границах, обозначенных в техническом задании путем их технического перевооружения и проведение пуско-наладочных работ на объекте, расположенном по адресу: , а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения указанных работ, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим договором цену (том 11 надзорного производства).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСН », ФИО2 и ООО «КП-Пермь» подписан акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, из содержания которого следует, что генеральным подрядчиком ООО «КП-Пермь» предъявлен к приемке законченный строительством объект: газоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: . При этом в качестве объекта в акте указано: выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту части внутридомовых систем газо-, водо- и теплоснабжения в границах, обозначенных в техническом задании путём их технического перевооружения, и проведения пуско-наладочных работ на объекте, расположенном по адресу: (л.д. 209-211 том 1)
ДД.ММ.ГГГГ проектная документация «Газоснабжение многоквартирного жилого дома по адресу: » (в части технического перевооружения) - шифр197-17» получила положительное заключение экспертизы промышленной безопасности - регистрационный № (л.д. 218-223 том 1)
ФИО2ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произведены осмотры транспортабельной котельной установки ТКУ-3, 7БВ, по результатам которых установлено соответствие ее всем техническим требованиям, требованиям проектной документации и безопасности, в связи с чем выданы разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки, сеть газопотребления ТСН «», 3 класс опасности, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре опасных производственных объектов за рег. № А 48-13801-0001 за эксплуатирующей организации: ТСН ТСЖ «» (л.д.204-250 том 1)
Из материалов надзорного производства № (тома 7, 10) следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру ФИО1 края обратились ФИО62 и ФИО61 с жалобами на действия (бездействия) председателя правления ТСН ТСЖ «Ленина, 10» ФИО63, в том числе на незаконное строительство газовой котельной и расходование на ее строительство денежных средств фонда капитального ремонта, размещенных на специальном счете, отсутствия газовой котельной на балансе ТСН «ТСЖ «» (л.д. 2-4 тома 7, л.д. 2 том 10 надзорного производства).
Прокуратурой ФИО1 края ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру направлено поручение о проведении проверки в отношении ТСН » с привлечением специалистов ФИО1 края, ФИО2, УЭБ и ПК ОП № (дислокация ) ФИО3 по (л.д. 1 надзорного производства).
И.о. заместителя прокурора ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверки ТСН ТСЖ » о соблюдении требований жилищного законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ТСН » при ФИО2 жилым домом, расположенным по адресу: (л.д. 6 надзорного производства).
По результатам данной проверки прокуратурой председателю ТСН «ТСЖ «» выдано представление об устранении нарушений федерального законодательства, из содержания которого следует, что прокуратурой на основании поручения прокуратуры ФИО1 края с привлечением специалистов Западно-Уральского ФИО2, ФИО1 края проведена проверка деятельности ТСН «» по соблюдению жилищного законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при ФИО2 жилым домом по адресу: . В целях оценки законности расходования денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта, на работы по капитальному ремонту ЦТП путем замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную для нужд дома, от ТСН «ТСЖ « истребованы и изучены документы, сотрудниками прокуратуры района совместно со специалистом ФИО1 края ДД.ММ.ГГГГ совершён выход на объект. Согласно протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирном принято решение о формировании фонда капитального ремонта указанного многоквартирного дома на специальном счете: 40№, утвержден владелец специального счета – », а также принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством ФИО1 края. Работы по устройству газовой котельной проводились подрядной организацией ООО «Комплексное проектирование-Пермь». В ходе проверки ТСН «»: протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ очередного общего собрания собственников помещения; договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ№; паспорт на транспортабельную котельную установку ТКУ-3, 7БВ; технический паспорт нежилого здания (строения); технический отчет по результатам визуального обследования состояния строительных конструкций здания центрального теплового пункта; письмо ФИО2 Судебного департамента в ФИО1 крае о согласовании размещения дымовой трубы на фасаде здания Ленинского районного суда . Схема расположения дымовых труб здания суда; письмо ТСН «» по включению в проект газовой котельной мероприятий по подключению здания суда к теплосетям котельной с расчетом лимита газа и проектной мощностью тепловой энергии здания суда; акты о приемке выполненных работ (унифицированная форма № КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ№ (оборудование) на сумму 11 524 942, 99 руб., № (газоснабжение) на сумму 140 546, 26 руб., № (ремонт сетей) на сумму 2 050 496, 62 руб., № (инженерно-геологические изыскания) на сумму 44 974, 83 руб., № (инженерно-экологические изыскания) на сумму 33 155, 88 руб., № (инженерно-обследовательские работы) на сумму 132 859, 99 руб., № (инженерно-геологические изыскания) на сумму 198 963, 95 руб. и справка о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3) от ДД.ММ.ГГГГ на общую суму 14 125 940, 52 руб.; акты о приемке выполненных работ (унифицированная форма КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ№ (оборудование) на сумму 426 155, 95 руб., № (газоснабжение) на сумму 2 468 014, 30 руб., № (ремонт сетей) на сумму 2 043 204, 22 руб.) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3) от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 4 938 374, 47 руб. При визуальном осмотре газовой котельной многоквартирного установлено, что транспортабельная котельная установлена на крыше действующего здания ЦТП. Котельная установка изготовлена в контейнерном блоке, имеющим внутренний каркас, дверные и оконные проёмы. В котельной установлены два водогрейных отопительных котла Buderus, трубопроводы с установкой на них запорно-регулирующей арматурой с приборами КИПиА, электрооборудование, газораспределительная установка, циркуляционные насосы. Также предусмотрена вентиляция через дефлектор, расположенный в крыше котельной и жалюзийные решетки, расположенные за котлами. Трех ствольная дымовая труба (нержавеющая сталь) расположена и закреплена с торца фасада здания Ленинского районного суда ).
Вышеуказанные работы по устройству газовой котельной выполнены путем замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную и соответствуют реконструкции и переоборудованию инженерных сетей теплоснабжения, не могут быть отнесены к видам капитального ремонта, определенным ст. 17 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», расположенных на территории ФИО1 края и ст. 166 Жилищного кодекса РФ, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из взноса на капитальный ремонт.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО1 края, на 2014-2044 г.г., утверждённой постановлением Правительства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, определены следующие виды и плановые сроки проведения капитального ремонта многоквартирного :
- с 2030-2032 г.г.-ремонт или замена лифтового оборудования;
-с 2033 по 2035 г.г.- ремонт крыши.
Расходование средств капитального ремонта на устройство газовой котельной является нарушением ч. 1 ст. 174 ЖК РФ, ч. 2.2 ст. 7 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», расположенных на территории ФИО1 края».
Исходя из положений ст. 189 ЖК РФ собственники вправе по собственной инициативе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, однако они должны обратиться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ФИО1 края с заявлением об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с п. 10 порядка установления необходимости (отсутствия необходимости) проведения капитального ремонта, утверждённого постановлением Правительства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-п. с данным заявлением ТСН «» в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ФИО1 края не обращалось.
Из протокола № очередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: и членов ТСН «», проведенного в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по вопросу повестки дня № принято решения об изменении схемы теплоснабжения: проведения капитального ремонта ЦТП путем замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную для МКД ; утверждены перечень работ и расходные статьи, в числе которых определения статья-Фонд капитального ремонта 2015, 2016, 2017, 2018 г.г. в сумме 12 млн. руб.
Вопрос о принятии в состав общего имущества собственников помещений в жилом доме создаваемой газовой котельной не поднимался.
Из имеющегося в распоряжении Инспекции государственного жилищного надзора ФИО1 края и предоставленного в прокуратуру района протокола от ДД.ММ.ГГГГ№ очередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме и членов ТСН «ТСЖ Ленина, 10» решение по вопросу № о выполнении строительно-монтажных работ по капитальному ремонту части внутридомовых систем газо-, водо- и теплоснабжения в границах, обозначенных в техническом задании путем их технического перевооружения, и проведение пуско-наладочных работ в объёмах, указанных в локальных сметных и сводном сметном расчете, не принято (кворум отсутствует); по вопросу № в п. 3 утвердить в качестве источников финансирования фонд капитального ремонта- 10 500 000 руб. решение не принято. Исходя из данного протокола основания для списания денежных средств со специального счета отсутствовали.
Из отчета о расходовании денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта, направленного ТСН «» в адрес ФИО1 края по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со специального счета фонда капитального ремонта по дому № по с момента его открытия израсходовано 11 638 000 руб. из представленных документов-актов выполненных работ следует, что работы по устройству газовой котельной выполнены на сумму 19 064 314, 99 руб.
Проверкой также установлено, что вопрос включения газовой котельной в состав общего имущества собственников помещений после ввода ее в эксплуатацию на общее собрание собственников не выносился в нарушение п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Следовательно, оборудование, которое используется для самостоятельного производства коммунальных услуг, должно входить в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, проверка показала, что ТСН » допускаются нарушения вышеуказанных положений закона, что влечет за собой нарушение прав граждан на целевое расходование денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества и аккумулируемых на специальном счете ТСН «», вопрос о включении газовой котельной в состав общего имущества на общее собрание собственников не выносился, следовательно, ТСН «ТСЖ» Ленина, 10» допускаются нарушение жилищных прав граждан, проживающих в .
Данным представлением на председателя товарищества собственников недвижимости «» возложена обязанность, в том числе восстановить израсходованные на устройство газовой котельной для нужд денежные средства фонда капитального ремонта на специальном счете; вынести на общее собрание собственников помещений в доме вопрос о включении в состав общего имущества собственников помещений в доме газовой котельной. О результатах, мерах, принятых по устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих в течение месяца сообщить в прокуратуру в письменном виде (л.д. 3-13 том 1).
Указанное представление вручено председателю ТСН «» ФИО63ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15 том 2).
Данное административное исковое заявление подано в суд по почте ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом на конверте.
Административный истец просит восстановить срок для обжалования представления прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с данным исковым заявлением, предусмотренным ст. 219 КАС РФ, не пропущен.
Возлагая обязанность на председателя ТСН «» восстановить израсходованные на устройство газовой котельной для нужд денежные средства фонда капитального ремонта на специальном счете, прокурор исходил из выявленных в ходе проверки нарушений положений ст. 166, ч.1 ст. 174 ЖК РФ, ч. 2.2 ст. 7, ст. 17 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», поскольку работы по замене источника теплоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: по обустройству газовой котельной относятся к работам реконструкции, а не к работам по капитальному ремонту, в связи с чем расходование денежных средств на их проведение по специального счета капитального фонда является незаконным.
В соответствии со статьей 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ, Кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее – специальный счет), и
сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
Согласно частям 1-3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В силу п. 1 и п. 4.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из частей 1, 2 ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего ФИО2 многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 указанного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 данной статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (часть 2 статьи 170 Кодекса).
Таким образом, средства фонда капитального ремонта могут быть израсходованы исключительно на услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
В соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов ФИО2 и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
В соответствии с ч.1 ст. 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В соответствии с частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
В соответствии с частью 4.2 статьи 170 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.
Конституционным Судом РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П разъяснено, что поскольку право распоряжения денежными средствами на специальном счете принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36.1 ЖК РФ), они вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в своем многоквартирном доме и до наступления предельного срока его проведения, предусмотренного региональной программой, с оплатой соответствующих услуг и (или) работ из средств сформированного ими фонда капитального ремонта в пределах суммы денежных средств, зачисленных на специальный счет в кредитной организации (банке).
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО1 края» работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного домам и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства.
Пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по ФИО2, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
В соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№) (далее – Правила №), при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления (п.2.4.2).
Примерный перечень работ, производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении № к Правилам.
В данный перечень входит устройство котельной.
Состав работ определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующем нормативном правовом акте.
При определении состава работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется учитывать положения Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (утверждены Государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и согласованы Минрегионом ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, далее - Методические рекомендации).
В данных Методических рекомендациях содержится понятие капитального ремонта, входящего в системы содержания многоквартирного дома, под которым понимается ремонт здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и системы инженерного оборудования и с устранением функционального (морального) износа путем из модернизации. В Приложении 1 указанных методических рекомендаций к модернизация инженерных систем при их замене, в том числе: устройство крышных и блочно-модульных котельных.
Из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирного дома по выбрали способ формирования фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете, владельцем которого определено ТСН , и уплачивали данные взносы исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством ФИО1 края в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ. Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права и принятых собственниками многоквартирного дома решения, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в указанных домах и сроки проведения капитального ремонта общего имущества определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО1 края, на 2014-2044 г.г., утвержденным постановлением Правительства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, для определены следующие виды и плановые сроки проведения капитального ремонта: 2030-2032 г.г.-ремонт лифтов; 2033-2035г.г.-ремонт крыши.
Вместе с тем, решением очередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: и членов ТСН «», проведенного в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу повестки дня № принято решения об изменении схемы теплоснабжения: проведения капитального ремонта ЦТП путем замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную для МКД ; утверждены перечень работ и расходные статьи, в числе которых определена статья-Фонд капитального ремонта 2015, 2016, 2017, 2018 г.г. в сумме 12 млн руб.
Указанное решение на момент принятия судом решения является действующим.
ООО «Стройгазтранс» в 2017 году проведено обследование состояния строительно-конструкций здания ЦТП, расположенного по адресу:, по результатам которого составлен технический отчет, который включает в себя п. 2.5 «Результаты обследования инженерных сетей». Из содержания данного отчета следует, что по состоянию на июнь-июль 2017 года по результатам визуального обследования инженерных сетей в ЦТП обнаружены дефекты и повреждения на сетях отопления, ХВС и ГВС в виде ржавчин, сквозной коррозии, нарушения теплоизоляции, течи воды, ремонтных хомутов, техническое состояние инженерных сетей оценено как неудовлетворительное. Дальнейшая эксплуатация здания ЦТП, расположенного по адресу:допускалась только с заменой инженерных коммуникаций (том 11 надзорного производства).
Акт приемки законченного строительством объекта газораспредительной системы пописан ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 242-244 том 3)
В эксплуатацию транспортабельная котельная установка ТКУ-3ТБВ введена с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 204-208 том 2).
Из отчета о расходовании денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта, состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со специального счета фонда капитального ремонта по дому № по с момента его открытия израсходовано 11 638 000 руб.
Согласно заключению специалиста ООО «Бизнес Эксперт» от ДД.ММ.ГГГГ работы по замене источника теплоснабжения многоквартирного дома по адресу: относятся к работам по реконструкции в связи с изменением параметров газо и водоснабжающих систем и сетей инженерно-технического обеспечения, а также образование новой системы индивидуального отопления, работы по замене источника теплоснабжения многоквартирного дома по адресу: путем обустройства газовой котельной (л.д. 57-85 том 2).
В соответствии с заключением и рецензией специалиста ООО «Бюро экспертизы и оценки» №, представленным ФИО71 ТСН «», заключение №-№ от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное специалистом ООО «Бизнес Центр» ФИО60, свидетельствует о том, что исследование проведено не в полном объеме, без учета необходимых требований действующего законодательства. Выводы заключения не обоснованы и не являются достоверными. Использовать данное заключение в качестве допустимого доказательства, по мнению специалиста, не представляется возможным.
Проведенные в рамках договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ работы являются ничем иным как капитальным ремонтом системы газоснабжения жилого дома по адресу: , выполненных путём технического перевооружения объекта исследования, а также замены ХВС, ГВС и отопления без изменения технических характеристик (параметров) сетей общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: (л.д. 41-55 том 2).
С целью разрешения вопроса: «К какому виду работ: капитальному ремонту или к работам по реконструкции относятся выполненные работы по замене источника теплоснабжения многоквартирного дома по адресу: , в том числе по обустройству газовой котельной с учетом перечня работ, указанных в договоре подряда № от ДД.ММ.ГГГГ?» судом по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам АНО «Экспертный центр «Аналитика».
Согласно заключению эксперта № АНО «Экспертный центр «Аналитика» выполненные работы по замене источника теплоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: , в том числе по обустройству газовой котельной с учетом перечня работ, указанных в договоре подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, относят к капительному ремонту (л.д. 81-104 том 3).
Оснований не доверять указанным выводам судебной экспертизы у суда не имеется, поскольку экспертами экспертиза проведена на основании натурного осмотра объекта оценки при участии лиц, участвующих в деле, с изучением всей технической документации, эксперты обладают соответствующей квалификацией, в том числе по программе «Организация строительства, реконструкция и капитального ремонта», сертификатом «Судебный эксперт», предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложного заключения (л.д. 80, 100-104).
Учитывая, что решением очередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: и членов ТСН «» принято решение о проведении капитального ремонта ЦТП путем замены существующего источника теплоснабжения на газовую котельную для МКД ; об утверждении перечня работ и расходных статей, в числе которых определена статья-Фонд капитального ремонта 2015, 2016, 2017, 2018 г.г. в сумме 12 млн руб.; техническим заключением от 2017 года установлена неудовлетворительное состояние инженерных сетей ЦТП и необходимость их замены, денежные средства со спецсчета средств капитального фонда потрачены на осуществление работ по капитальному ремонту, суд приходит к выводу о незаконности требования прокуратуры о восстановлении израсходованных на устройство газовой котельной для нужд денежных средств фонда капитального ремонта на специальном счете, указанного в оспариваемом представлении.
То обстоятельство, что региональной программой на момент принятия решения общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: и членов ТСН «ТСЖ », не предусмотрен капитальный ремонт инженерных системы газо- водо теплоснабжения многоквартирного дома по , в связи с чем собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: и членов ТСН «ТСЖ «, не имели право принимать решение о проведении его капитального ремонта, не могло являться основанием для требования о возврате денежных средств, потраченных на его проведение, и не свидетельствует о законности оспариваемого требования прокурора, поскольку в положениями ст. 7, ст. 17 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» также предусмотрено право принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
В материалы дела представлены доказательства наличия необходимости проведения капитального ремонта, а именно: замены инженерных сетей теплоснабжения ЦТП по состоянию на 2017 г.
При этом доказательств того, что на дату принятия решения о проведении капитального ремонта средств на специальном счете было недостаточно для финансирования капитального ремонта или не выбраны иные способы финансирования, в материалах дела отсутствуют.
Согласно справке ТСН «ТСЖ «Ленина, 10» от ДД.ММ.ГГГГ на спецсчете фонда капитального ремонта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размещены денежные средства в размере 11 147 652 руб., ремонт лифтов запланирован на 2030-2032 г.г., ремонт крыши на 2033-2035 г.г., при отсутствии расходования денежных средств по состоянию на 2030 год на счецсчете должно находится 40 674 492 руб., в период с 2030 по 2032 года должно поступить еще не менее 18, 5 млн. Ориентировочная стоимость капитального ремонта 18 лифтов на 2022 г. составляет 36 млн руб., ремонт кровли-22, 5 млн. руб. Таким образом денежных средств для проведения в 2030-2035 г.г. капитального ремонта в части ремонта лифтов и крови будет достаточно (л.д. 115 том 2).
Административным истцом верно указано на то, что в данном случае устранение выявленных прокуратурой нарушений возможно путем внесения ТСН «ТСЖ » изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ФИО1 края, на 2014-2044 г.г., поскольку капитальный ремонт системы теплоснабжения произведен.
Возлагая обязанность на ТСН «ТСЖ «» вынести на общее собрание собственников помещений в доме вопрос о включении в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме газовой котельной, прокуратура исходила из выявленных в ходе проверки нарушений п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пункту 54 Правил № в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Вместе с тем, указанной нормой не предусмотрена обязанность собственников помещения в многоквартирном доме принимать решения на общем собрании о включении в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме установленного нового оборудования.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 раздела I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в состав общего имущества включаются, в том числе, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, содержания общего имущества в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях и входит в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что транспортабельная котельная установка ТКУ-3ТБВ является движимым имуществом, входит в состава ОПО и подключена к сети газораспределения ТСН «», которая зарегистрирована в ЕГРН и в государственным реестре опасных производственных объектов (л.д. 122,123, 128, 247-250 том 2).
При таких обстоятельствах, необходимости проведения общего собрания собственников помещений для решения вопроса о включении в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме газовой котельной не имеется, поскольку транспортабельная котельная установка ТКУ-3ТБВ является общим имуществом собственников помещений дома по в силу закона.
Доводы ФИО71 административного истца об отсутствии у прокуратуры полномочий на вмешательство в деятельность ТСН «», о невозможности выдачи представления в адрес председателя ТСН «» ФИО63, о применении трехгодичного срока искового давности к оспариваемым требованиям прокурора, о возможности суда выйти за пределы заявленных требований и рассмотреть вопрос о признании незаконным требования прокурора, указанного в п.3 представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Представление прокуратуры выдано уполномоченному лицу, в рамках представленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, трёхлетний срок исковой давности при рассмотрении дел в порядке КАС РФ применению не подлежит. Требование прокурора рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, не может рассматриваться как незаконное вмешательство в компетенцию руководителя ТСН «», на что указано Верховным Судом Российской Федерации в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Кроме того, в рамках данной проверки прокуратурой выявлены и другие нарушения, а именно: отсутствие государственной поверки манометра, приказа о назначении ответственного лица за безопасную эксплуатацию котельной и осуществления производственного контроля, производственной инструкции по обслуживанию газораспределительного пункта установка крана на байпасной линии газораспределительного пункта в ненормативном положении. Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами ТСН «» своих обязанностей, в связи с чем требования, указанные в п.3 ФИО71 прокуроратуры , являются законными.
Доводы представителей прокуратуры, ИГЖН Пермского края со ссылкой на сложившуюся судебную практику арбитражных судов по аналогичной категории дел (л.д.26 том 4) суд не может принять во внимание, поскольку судами приняты решения исходя из фактических обстоятельств дела, в том числе по причине того, что денежные средства со спецсчета средств капитального ремонта израсходованы на работы, не связанные с проведением капитального ремонта.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление товарищества собственников недвижимости «ТСЖ » к прокуратуре ФИО1 края, прокуратуре Ленинского района г. Перми о признании незаконным в части представления прокуратуры Ленинского района г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Признать незаконными требования прокуратуры о восстановлении израсходованных на устройство газовой котельной для нужд денежных средств фонда капитального ремонта на специальном счете; о вынесении на общее собрание собственников помещений в доме вопроса о включении в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме газовой котельной, изложенные в представлении прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Манько А.В.