УИД 19RS0004-01-2020-000514-68 Дело № 2а-395/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2020 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Тришканевой И.С.,
при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,
с участием:
представителя административных ответчиков прокурора Аскизского района Республики Хакасия Абдина К.А., прокуратуры Аскизского района, прокуратуры Республики Хакасия - ФИО1,
представителя заинтересованного лица Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Семена Сибири», генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Семена Сибири» ФИО3 к прокурору Аскизского района Абдину К.А., прокуратуре Аскизского района Республики Хакасия, прокуратуре Республики Хакасия об оспаривании предостережения прокурора Аскизского района Республики Хакасия от <дата> о недопустимости нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Семена Сибири» (далее – ООО «Семена Сибири»), генеральный директор ООО «Семена Сибири» ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предостережения прокурора Аскизского района Республики Хакасия от <дата> о недопустимости нарушения закона. Требования мотивированы тем, что в оспариваемом предостережении содержатся утверждения, которые административные истцы считают спорными и незаконными, указывая в качестве таковых ссылки на то, что с <дата> ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» является арендатором элеватора, расположенного по адресу: <адрес>, где осуществляет ответственное хранение ценностей (зерна) государственного материального резерва; что с <дата> допуск сотрудников ООО «Иркутстк-зернопродукт плюс» на территорию элеватора прекращен; что ООО «Семена Сибири» не предоставляет сотрудникам ООО «Иркутстк-зернопродукт плюс» доступ на территорию элеватора и создает препятствия для выпуска материальных ценностей, что может повлечь утрату материальной ценности имущества государственного материального резерва и, как следствие, причинение казне Российской Федерации вреда в значительном размере. Не оспаривая факта заключения между ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» и правопредшественником ООО «Семена Сибири» - ООО «ХхХ» договора аренды № от <дата> имущественного комплекса расположенного по вышеуказанному адресу элеватора, утверждает, что после перехода права собственности на данный имущественный комплекс к ООО «Семена Сибири» вследствие заключения договора купли-продажи от <дата>, ООО «Семена Сибири» расторгли договор аренды № от <дата> вследствие допущенного арендатором ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» нарушения обязательств по внесению арендных платежей. Утверждают, что с <дата> ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» фактически отказалось от владения и пользования арендуемым имуществом и оборудованием, что выразилось в снятии охраны, уклонении от обеспечения сохранности арендованного имущества, вывозе с территории элеватора сотрудников данного юридического лица и свидетельствует о фактическом отказе ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» от прав арендатора. Письмом № от <дата>, полученным адресатом <дата>, ООО «Семена Сибири» уведомило об указанных обстоятельствах Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, телеграммой от <дата> предложило ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» направить уполномоченного представителя для участия в осмотре, дефектовке, совместной оценке стоимости восстановительного ремонта или стоимости приобретения имущества взамен утраченного или пришедшего в негодность, а также для составления актов приема-передачи арендованного имущества, сообщило об этом также Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, однако в назначенное время <дата> и в назначенном месте: <адрес>, никто из указанных лиц на проведение заявленных мероприятий не явился. Отмечает, что с <дата> ООО «Семена Сибири» принимает все необходимые меры по обеспечению сохранности хранящегося на элеваторе зерна, не располагает сведениями о рассмотрении правоохранительными органами или судами заявлений, жалоб ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» на имевший место недопуск сотрудников элеватора к арендованному имуществу. Указанные обстоятельства, по мнению административных истцов, и свидетельствуют о недостоверности выводов прокурора о чинимых ООО «Семена Сибири» препятствиях. Обращает внимание суда на то обстоятельство, что по результатам проведенных ООО «Семена Сибири» осмотров резервуаров элеватора выявлено наличие хранящегося в части элеваторов, опечатанных пластиковыми и металлическими пломбами зерна без указания реквизитов зерна. Однако идентифицировать лиц, установивших указанные пломбы, а также получить документы, подтверждающие право собственности на зерно, отнести его к государственному материальному резерву ООО «Семена Сибири», несмотря на неоднократно предпринятые попытки получить такую информацию, не представилось возможным. Письмо Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу от <дата>, которым были частично представлены копии документов, подтверждающих закладку зерна государственного материального резерва на элеватор, было получено ООО «Семена Сибири» только <дата>, в настоящее время сотрудники ООО «Семена Сибири» совместно с сотрудниками Росрезерва осуществляют инвентаризацию хранящегося на элеваторе зерна. Административные истцы, ссылась на отсутствие между ООО «Семена Сибири» и Росрезервом каких-либо договорных правоотношений по хранению зерна государственного материального резерва, полагают необоснованным утверждение прокурора о неисполнении ООО «Семена Сибири» таких обязательств. Проанализировав положения части 1 статьи 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата>№ «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», административные истцы утверждают, что в материалах проверки и в оспариваемом предостережении отсутствуют обязательные для указания достоверные сведения о готовящихся административными истцами противоправных деяниях, способных повлечь совершение правонарушения и причинение вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам, свободам граждан, влекущим уголовную ответственность, а равно отсутствуют сведения о неправомерных действиях должностного лица, наименовании закона, которому они противоречат, наступившим последствиям. Отмечают, что оспариваемое предостережение нарушает права и законные интересы административных истцов, поскольку его неисполнение может повлечь привлечение к ответственности, предусмотренной законом, на что прямо указано в статье 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Таким образом, административные истцы настаивают на том, что ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» фактически не является арендатором вышеуказанного элеватора, не осуществляет ответственное хранение ценностей (зерна) государственного материального резерва на указанном элеваторе, и доступ сотрудникам указанной организации ООО «Семена Сибири» не ограничен, поскольку сами сотрудники ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» отказались от арендованного имущества. С учетом изложенного, сославшись на сложившуюся судебную практику иных судов, просят признать незаконным и отменить предостережение прокурора Аскизского района Республики Хакасия Абдина К.А. от <дата>.
Определением судьи от <дата> к участию в административном деле в качестве административных соответчиков привлечены прокуратура Аскизского района Республики Хакасия, прокуратура Республики Хакасия, в качестве заинтересованных лиц – Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, а также ООО «Иркутск-зернопродукт плюс».
Представитель административных ответчиков прокурора Аскизского района Республики Хакасия Абдина К.А., прокуратуры Аскизского района Республики Хакасия, прокуратуры Республики Хакасия ФИО1, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала, поддержала доводы письменных возражений, согласно которым позиция административных истцов не может быть признана соответствующей фактическим обстоятельствам административного дела. Факт самовольного удержания зерна государственного резерва подтверждается имеющимися в материалах проверки письмом, направленным ООО «Семена Сибири» в адрес ООО «Иркутск-зернопродукт плюс». Данное обстоятельство отражено также в жалобе ФИО3 от <дата>, поступившей в прокуратуру Республики Хакасия. Довод административного истца о выборе прокурором района ненадлежащей меры прокурорского реагирования также считает несостоятельным, поскольку в предостережении ФИО3 предупреждается о возможности привлечения его к административной (ст. 19.1 КоАП РФ) или к уголовной ответственности (ст. 330 УК РФ) за самоуправство. Разграничение данных правонарушений проводится по критерию причинения существенного вреда - не причинения существенного вреда. В ходе прокурорской проверки доказательств причинения общественным отношениям вреда (существенного или несущественного) установлено не было, следовательно, у прокурора района отсутствовали основания для внесения представления, возбуждения дела об административном правонарушении, вынесении постановления в порядке п.2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Вместе с тем отказ ООО «Семена Сибири»в допуске ООО «Иркутск - зернопродукт плюс» предполагает угрозу для имущества государственного материального резерва, которая может быть выражена в ухудшении количественных (утрата зерна) и качественных (порча зерна) характеристик имущества. Учитывая, что данное зерно является государственным материальным резервом и наделено особым статусом, данные обстоятельства могут повлечь существенные нарушения прав и законных интересов государства. Данными обстоятельствами было обусловлено объявление предостережения ФИО3 Материальных и процессуальных нарушений со стороны органов прокуратуры при объявлении предостережения не допускалось, предостережение соответствует требованиям Указания. В связи с перечисленными обстоятельствами представитель административных ответчиков утверждала, что все доводы административных истцов не соответствуют действительности и опровергаются материалами проверки. Обратила внимание суда на то, что объявление оспариваемого предостережения в качестве юридического факта не дает оценки законности действий ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» в части исполнения обязательств ответственного хранителя зерна. Мера прокурорского реагирования является результатом оценки действий ООО «Семена Сибири» как лица, в настоящее время владеющего элеватором, на котором находится имущество Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу ФИО2, действующая на основании доверенности, участвуя в судебном заседании, против удовлетворения требований административного искового заявления возражала, суду пояснила, что правоотношения между Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу и ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» по хранению зерна, являющегося государственным материальным резервом, возникшие еще в <дата>, не прекращены, статус ответственного хранителя ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» до настоящего времени не утрачен. Пояснила, что административными истцами создаются препятствия для обеспечения ответственного хранителя данного зерна ООО «Иркутск-зернопродукт плюс», что подтверждается материалами прокурорской проверки. Не согласившись с доводами административных истцов, указала, что у Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу имеется достаточный объем документации, позволяющий идентифицировать объем и место хранения зерна, являющегося имуществом государственного материального резерва. Полагала, что оспариваемое предостережение вынесено обоснованно и не подлежит отмене по доводам административных истцов.
Административный истец генеральный директор ООО «Семена Сибири» ФИО3, его представитель ФИО4 в судебное заседание не явились, административный истец ООО «Семена Сибири», заинтересованное лицо ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в административном деле лиц.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в административном деле, исследовав материалы административного дела, представленные прокуратурой Аскизского района материалы проверки, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, настоящие требования административных истцов могут быть удовлетворены при наличии одновременно двух оснований: несоответствия оспариваемых постановлений, действий нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов.
На основании части 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
По смыслу пунктов 1,2 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Как предусмотрено положениями статьи 25.1 Закона о прокуратуре, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляют в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с пунктом 1.2 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Пунктом 2 названных Указаний предписывается, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Правовые основы государственного регулирования отношений в области формирования государственного материального резерва, хранения его материальных ценностей, обслуживания его запасов и выпуска материальных ценностей из государственного материального резерва регулирует Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что государственный материальный резерв (далее - государственный резерв) - особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для использования в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и составляющий имущество казны Российской Федерации; закладка материальных ценностей в государственный резерв - принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве; ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва - обеспечение ответственными хранителями сохранности материальных ценностей государственного резерва, а также разбронированных материальных ценностей государственного резерва до их выпуска из государственного резерва; обслуживание запасов государственного резерва - проведение работ по закладке материальных ценностей в государственный резерв, обеспечению их количественной и качественной сохранности, перемещению материальных ценностей государственного резерва и их выпуску из государственного резерва.
Как указано в статье 3 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», государственный резерв предназначен для: обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации; обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях поставок важнейших видов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольственных и непродовольственных товаров; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок; обеспечения мероприятий по предупреждению или локализации эпидемий, эпизоотий и радиационного заражения.
В силу требований статьи 4 названного Федерального закона запасы материальных ценностей государственного резерва независимо от места размещения таких запасов, здания, сооружения и другое имущество организаций, входящих в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения материальных ценностей государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога.
Материалами проверки подтверждается, что <дата> в адрес прокурора Аскизского района Республики Хакасия Абдина К.А. поступило поручение прокуратуры Республики Хакасия о проведении проверки относительно нарушения федерального законодательства при хранении зерна государственного материального резерва.
Решением прокурора Аскизского района № от <дата> по данному факту назначено проведение проверки ООО «Семена Сибири», разработан план проверки, назначено лицо, ответственное за ее проведение, а также установлен срок проведения проверки.
В рамках проведенной проверки в адрес генерального директора ООО «Семена Сибири» ФИО3 в порядке ст.6 Закона о прокуратуре направлено требование о прибытии в прокуратуру Аскизского района для дачи объяснений.
В этот же день прокурором Аскизского района Республики Хакасия Абдиным К.А получено объяснений генерального директора ООО «Семена Сибири» ФИО3, из которого усматривается, что с ФИО3 занимает указанную должность с <дата>, <дата> ООО «Семена Сибири»у ООО «ХхХ» были приобретены объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> со всеми хозяйственными строениями и оборудованием. До заключения договора купли-продажи указанный элеватор <дата> ООО «ХхХ» был сдан в аренду ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» со сроком до <дата>. При покупке элеватора ООО «Семена Сибири» перешли права арендодателя. ФИО3 указал на свою осведомленность о том, что с момента заключения договора аренды ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» на основании заключенного контракта с Управлением Росрезерва хранило на элеваторе государственное зерно. Указанное зерно хранится на элеваторе и по сей день. На сегодняшний день ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» не оплачивает платежи по договору аренды. Задолженность за <дата>-<дата> год составила № млн. руб. (исковое заявление в суде). Кроме того, ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» задолжало ООО «Семена Сибири» за произведенную перевеску государственного зерна в <дата> году. В связи с произведенной перевеской вышли из строя транспортные ленты. В указанных объяснениях ФИО3 указал также на корпуса, в которых хранится государственное зерно. Пояснил, что ООО «Семена Сибири» не препятствуют отгрузке, однако высказал свое мнение о том, что отгрузка должна производиться за счет ООО «Иркутск-зернопродукт плюс», которое на контакт с ООО «Семена Сибири» не выходит. Пояснил, что <дата> ООО «Семена Сибири» расторгло договор аренды с ООО «Иркутск-зернопродукт плюс».
Кроме того, <дата> прокурором Аскизского района Республики Хакасия Абдиным К.А. получено объяснение начальника <адрес> территориального отдела Управления Росрезерва ФИО8, из которого усматривается, что в настоящее время весь объем зерна, хранящегося на элеваторе в <адрес>, реализован третьим лицам. Наряды на отгрузку направлены ответственному хранителю ООО «Иркутск-зернопродукт плюс», которое фактически не может исполнить указанные наряды в связи с отсутствием доступа на территорию элеватора со стороны ООО «Семена Сибири».
Кроме того, материалами проверки подтверждено, что в ходе её проведения прокурором Аскизского района Республики Хакасия установлены следующие обстоятельства.
<дата> между ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» (арендатор) и ООО «ХхХ» в лице директора ФИО3 (арендодатель) заключен договор аренды объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с приложением № к договору, на срок до <дата>.
Согласно указанному приложению от <дата> в числе подлежащих передаче арендодателем арендатору во временное владение и пользование объектов упомянуты, в том числе элеватор литера №, элеватор литера №.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>.
<дата> между ООО «Семена Сибири» в лице генерального директора ФИО9 (покупатель), с одной стороны, и ООО «ХхХ» в лице генерального директора ФИО3 (продавец) с другой стороны, заключен договор купли-продажи недвижимости, указанной в договора купли-продажи от <дата>.
Как следует из объяснений представителя заинтересованного лица Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу ФИО2, подтверждено имеющимися в материалах проверки объяснениями ФИО3 от <дата>, ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» с момента заключения договора аренды, то есть с <дата> является ответственным хранителем зерна, являющегося государственным материальным резервом, на основании государственного контракта, заключенного с Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу.
Кроме того, <дата> между Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (государственный заказчик) и ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» (ответхранитель) заключен государственный контракт № на возмещение ответственному хранителю затрат на хранение материальных ценностей государственного резерва, согласно пункту № которого государственный заказчик поручает, а ответхранитель принимает на себя обязательства по приемке (закладке), размещению и ответственному хранению хлебопродуктов в объемах и ассортименте, определяемых специальными распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом № данного контракта предусмотрено, что хлебопродукты, находящиеся на ответственном хранении у ответхранителя, являются особым федеральным (общероссийским запасом) материальных ценностей, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2004 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» и составляют имущество казны Российской Федерации.
Согласно пунктам №, №. контракта в обязанности ответхранителя входит, том числе обеспечение надлежащих условий и режима хранения, количественную и качественную сохранность хлебопродуктов до их полного выпуска, в также осуществление хранения хлебопродуктов отдельно от продукции других юридических и физических лиц, без права пользования и передачи хлебопродуктов третьим лицам в технически исправных емкостях.
Далее, в соответствии с пунктом № контракта ответхранитель обязан по истечении установленного срока хранения или в случае возникновения обстоятельств, которые могут повлечь за собой порчу или ухудшение качества хлебопродуктов, на основании указаний Федерального агентства по государственным резервам производить освежение, замену хлебопродуктов путем закладки равного количества хлебопродуктов текущего года урожая (свежей выработки) того же наименования и требуемого качества, а в соответствии с установленными сроками хранения без разрыва во времени перед выпуском и закладкой, своими силами и средствами без привлечения бюджетных средств.
На основании пункта №. контракта ответхранитель обязан обеспечить реализацию Государственному заказчику права на осуществление проверок условий и режимов хранения, качественной и количественной сохранности хлебопродуктов, с предоставлением необходимой документации, документов по фактическим затратам на хранение хлебопродуктов, а также документацию по наличию и движению одноименной продукции, хранящейся у ответхранителя.
Согласно пунктам № контракта ответхранитель также обязан обеспечивать беспрепятственный допуск уполномоченных к проведению контрольных проверок представителей государственного заказчика и органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью хлебопродуктов, а также представителе МВД, ФСБ и Прокуратуры Российской Федерации.
Кроме того, ответхранитель принял обязательства не разглашать сведения о наличии, объемах поставки и выпуска и другую информацию, касающуюся движения хлебопродуктов, ставшую известной ему в ходе выполнения обязательств по настоящему контракту, использовать данные сведения исключительно в целях выполнения обязательств по настоящему контракту.
Материалами проверки подтверждается, что <дата> ООО «Семена Сибири» направило в адрес ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» уведомление о расторжении договоров аренды.
Впоследствии <дата> ООО «Семена Сибири» направило в адрес ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» телеграмму со ссылкой на расторжение договоров аренды на основании вышеуказанного требования от <дата>, содержащую также приглашение уполномоченным представителям явиться для осмотра, дефектовки, совместной оценки стоимости восстановительного ремонта или стоимости приобретения имущества взамен утраченного или пришедшего в негодность, а также для составления актов приема-передачи арендованного имущества. Кроме того, адресат телеграммы уведомлен об удержании на основании статьи 359 ГК РФ имущества ООО «Иркутск-зернопродукт плюс», а именно зерна, находящегося по адресу: <адрес>, элеватор, для погашения задолженности по арендной плате и возмещения убытков ООО «Семена Сибири».
В этот же день ООО «Семена Сибири» направили в адрес Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу телеграмм, содержащую приглашение явиться для осмотра, дефектовки, совместной оценки стоимости восстановительного ремонта или стоимости приобретения имущества взамен утраченного или пришедшего в негодность, а также для составления актов приема-передачи арендованного имущества.
<дата> в адрес прокурора Республики Хакасия поступило содержащее просьбу о принятии мер прокурорского реагирования сообшение ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» о чинимых ООО «Семена Сибири» препятствиях в реализации положений заключенного между государственным заказчиком Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу и ответхранителем ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» государственного контракта от <дата>№ о хранении материальных ценностей, выразившихся в расторжении в одностороннем порядке заключенного с арендодателем ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» договора аренды элеватора, расположенного в <адрес>, в связи с невнесением арендной платы, фактически уплаченной единовременным платежом за весь срок аренды в <дата>, а также в предпринятии действий по срыву отгрузок хлебопродуктов государственного резерва РФ в адрес ООО «хХх» и недопуском сотрудников ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» на свои рабочие места.
<дата> в адрес прокурора Аскизского района Республики Хакасия поступило заявление генерального директора ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» об оказании содействия в решении вопроса по незаконному удержанию ООО «Семена Сибири» пшеницы, находящейся на ответственном хранении у ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» на основании заключенного с Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу контракта, с указанием на то, что <дата> по прибытии в <адрес>, автотранспорта на погрузку генеральный директор ООО «Семена Сибири» ФИО3 начал чинить препятствия для вывоза пшеницы, удерживая материальные ценности Рорезерва, чем причиняется ущерб государству.
Согласно сообщению Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу, направленному в адрес ООО «Семена Сибири» <дата>, содержащему ссылку на возникновение правоотношений между государственным заказчиком Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу и ответхранителем ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» государственного контракта по хранению материальных ценностей государственного резерва на арендуемом ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» у арендодателя ООО «Семена Сибири» элеваторном комплексе, указано на расторжение договора аренды арендодателем в одностороннем порядке, чинимые им препятствия арендатору, обслуживающему материальные ценности государственного резерва, доступа на территорию и в элеватор, на проведенную по полученной информацию внеплановую проверку, в ходе которой было установлено, что с <дата> ООО «Семена Сибири» запретило доступ сотрудников ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» на территорию элеватора и в лабораторию, при проведении проверки <дата>-<дата> указанные сотрудники также не были допущены на территорию и в элеватор, что лишает ответхранителя возможности вести наблюдение за состоянием и качеством зерна. Контрольный замер температуры в ходе проверки не проведен в связи с изъятием ООО «Семена Сибири» прибора измерения температуры.
<дата> в адрес прокурора Республики Хакасия вновь поступило сообщение Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу, содержащее просьбу о принятии мер прокурорского реагирования в связи с чинимыми ООО «Семена Сибири» ответхранителю ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» препятствиями к доступе к территории и к зерну, хранящемуся в опечатанных резервуарах элеватора по адресу: <адрес>. Согласно указанному сообщению по результатам проведенных торгов, Росрезервом заключены оговоры купли-продажи от <дата>№ с ООО «хХх», от <дата> №№ с ООО «хХХХх», от <дата> №№ с с ООО «ХххХ», от <дата> № № с ООО «ХХХХ» на выпуск до <дата> всего объема зерна, хранящегося в ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» <адрес>).
Из указанного письма Управления следует, что также, что в целях выполнения договорных обязательств Управление информировало ООО «Семена Сибири» о предстоящем выпуске и обратилось с просьбой об оказании содействия в проведении отгрузки зерна государственного резерва. Представителем ООО «ХххХ» с участием специалиста ФГКУ комбинат «ХХ» Росрезерва был запланирован отбор проб выпускаемого зерна, но ООО «Семена Сибири», прибывших представителей на элеватор не допустило. <дата> при проведении неплановой проверки специалистом Управления, представители ООО ХххХ» повторно прибыли для отбора проб, о чем ООО Семена Сибири» было уведомлено <дата>. Представители до отбора проб не были допущены. Также из указанного сообщения усматривается, что <дата> ООО «хХх» уведомило Управление о том, что <дата> семь вагонов прибыли на станцию Аскиз в адрес ООО «Иркутск-зернопродукт плюс». ООО «Семена Сибири» не допустило на территорию представителя ООО «Иркутск-зернопродукт плюс», не запустило тепловоз с порожними вагонами. В результате чего тепловоз с порожними вагонами был вынужден вернуться на <адрес>. Управлением от ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» получена (по электронной почте) копия Уведомления (об удержании в порядке со ст.359,360 ГК РФ) в адрес общества от ООО «Семена Сибири», в котором указано, что ООО «Семена Сибири» удерживает зерно пшеницы и ржи, находящееся в резервуарах элеватора, в целях обеспечения исполнения должником - ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» обязанности по погашению задолженности по арендной плате по возмещению издержек, связанных с неисполнением должником своих обязательств, а также по возмещению убытков, причиненных повреждением имущества ООО «Семена Сибири».
<дата> прокурором Аскизского района Республики Хакасия Абдиным К.А. по результатам проведенной проверки в адрес генерального директора ООО «Семена Сибири» ФИО3 вынесено предостережение о недопустимости нарушения действующего законодательства, содержащее разъяснение положений Федерального закона «О государственном материальном резерве», толкование положений вышеуказанных государственного контракта, договора аренды, недопустимость действий ООО «Семена Сибири», выразившихся в запрете к доступу сотрудников ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» на территорию элеватора и воспрепятствовании вывоза материальных ценностей, угрозу вследствие таких действий причинения казне Российской Федерации ущерба в значительном размере, разъяснил возможные последствия совершения указанных действий в виде привлечения к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ либо уголовной ответственности по ст. 330 УК РФ, разъяснил порядок обжалования указанного предостережения вышестоящему прокурору либо в суд.
<дата> генеральный директор ООО «Семена Сибири» ФИО3 направил в прокуратуру Республики Хакасия жалобу на указанное предостережение прокурора Аскизского района Республики Хакасия от <дата>.
<дата> прокуратурой Республики Хакасия оспариваемое предостережение признано законным и обоснованным.
Вступившим в законную силу <дата> определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от <дата> оставлено без рассмотрения заявление ООО «Семена Сибири» в лице генерального директора ФИО3 о признании движимого имущества –зерна пшеницы и ржи, хранящегося на элеваторе, расположенном по адресу: <адрес>, бесхозяйным и передаче в собственность ООО «Семена Сибири».
Требуя защиты своего права путем оспаривания предостережения в Аскизском районном суде Республики Хакасия, административные истцы ООО «Семена Сибири», генеральный директор ООО «Семена Сибири» ФИО3 ссылаются на несоответствие действительности изложенных в предостережении прокурора выводов о наличии у ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» статуса арендатора элеватора по <адрес>, прекращении ООО «Семена Сибири» с <дата> доступа сотрудникам ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» на территорию элеватора и воспрепятствование выпуску материальных ценностей, ссылается на отсутствие достоверных сведений об осуществленных ООО «Семена Сибири» противоправных действиях, неуказание в предостережении закона, которому они противоречат, наступивших последствий.
Исходя из системного толкования совокупности приведенных ном права в их взаимосвязи, проанализировав собранные по административному делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что послужившие основанием административного иска доводы с достоверностью опровергаются собранными прокурором Аскизского района Республики Хакасия Абдиным К.А. по результатам проведенной им в рамках предоставленных ему полномочий проверки, установившей наличие у ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» статуса ответственного хранителя хлебопродуктов, являющихся государственным материальным резервом, а равно предпринятых ООО «Семена Сибири» действий к ограничению доступа сотрудникам ООО «Иркутск-зернопродукт плюс» на территорию элеватора и непосредственно к хлебопродуктам, воспрепятствовании вывозу указанного зерна на основании заключенных между ответственным хранителем и юридическими лицами контрактов.
При этом представленные административными истцами многочисленные письма, адресованные Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу, относительно отсутствия осведомленности о законном владельце хранящегося на принадлежащем ему элеваторе зерна, о его количестве и местах хранения не свидетельствуют о добросовестности действий ООО «Семена Сибири», поскольку опровергаются объяснениями самого ФИО3 прокурору Аскизского района Республики Хакасия от <дата>, являвшегося в момент заключения договора аренды от <дата> директором ООО «ХхХ», а впоследствии занявшего аналогичную должность в ООО «Семена Сибири».
Обобщая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, у прокурора Аскизского района Республики Хакасия было достаточно оснований предполагать, что в случае невынесения оспариваемого предостережения противоправные действия генерального директора ООО «Семена Сибири» ФИО3 будут продолжены, могут повлечь причинение ущерба казне Российской Федерации.
Доводы административных истцов об отсутствии в предостережении указания на допущенное нарушение действующего законодательства суд также считает несостоятельными, поскольку в предостережении приведены положения Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», статья 4 которого предусматривает, что запасы материальных ценностей государственного резерва независимо от места размещения таких запасов, здания, сооружения и другое имущество организаций, входящих в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения материальных ценностей государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога.
Учитывая подтвержденный в ходе рассмотрения административного дела факт предпринятых ООО «Семена Сибири» действий по удержанию хранящегося в элеваторе по адресу: <адрес>, зерна, заведомо относящегося к числу материальных ценностей государственного резерва, в качестве обеспечения в счет исполнения имущественных обязательств арендатором ООО «Иркутск-зернопродукт плюс», обладающего статусом ответственного хранителя, ООО «Семена Сибири», действий по созданию препятствий к реализации положений заключенного с Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу государственного контракта, действий по выпуску указанных ценностей с места их хранения, суд констатирует, что ООО «Семена Сибири» допущено нарушение положений Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», на что прокурор справедливо и обоснованно указал в оспариваемом предостережении, адресованном генеральному директору данного юридического лица.
Нарушений Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закон» прокурором не допущено. Вынесенное им предостережение не нарушает законных прав и свобод административных истцов, поскольку не возлагает на генерального директора ООО «Семена Сибири» ФИО3 обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и не свидетельствует о недопустимом вмешательстве прокурора в законную деятельность данного лица, так как направлено исключительно на недопущение нарушения прав и законных интересов Российской Федерации.
Вопреки доводам административных истцов, вынесенное прокурором предостережение является актом прокурорского реагирования, вынесенным в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии со статьей 25.1 Закона о прокуратуре при наличии к тому достаточных оснований, имеет характер предложения о недопустимости нарушения закона, то есть является превентивной мерой и направлено лицу в целях предупреждения правонарушений; прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушает, в связи с чем основания для признания предостережения прокурора незаконным и его отмене отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-182,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Семена Сибири», генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Семена Сибири» ФИО3 к прокурору Аскизского района Абдину К.А., прокуратуре Аскизского района Республики Хакасия, прокуратуре Республики Хакасия о признании незаконным и отмене предостережения прокурора Аскизского района Республики Хакасия от <дата> о недопустимости нарушения закона отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Аскизский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева
Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.
Судья (подпись) И.С. Тришканева