Дело №2а-3962-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года г. Чита
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Аксёновой Е.С.,
при секретаре Долозиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <адрес> к судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес> ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилось в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. На основании исполнительного листа № выданного Центральным районным судом <адрес>, судебным приставом –исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес> (далее - МО по ИОВИП УФССП России по <адрес>) возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования: скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения «<данные изъяты> км от <адрес> в южном направлении, на возвышенности; скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения «<данные изъяты>», в <данные изъяты> от <адрес> в южном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты>», в <данные изъяты> км от <адрес> в северо-восточном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты>», в <данные изъяты> км от <адрес> в юго-западном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты>», в <данные изъяты> км от <адрес> в южном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в северо-восточном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в юго-западном направлении, в углублении рельефа, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в юго-западном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> от <адрес> в южном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в северном направлении, на возвышенности, сибиреязвенного захоронения, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в юго-восточном направлении, географические координаты СШ <данные изъяты> на равнине, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в северо-восточном направлении. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по <адрес> ФИО1 вынесено постановление о взыскании с <адрес> исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> В настоящее время потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий по обустройству и строительству скотомогильников определена, предложения о необходимости запланировать финансовые расходы на реализацию данных мероприятий с включением в План мероприятий по реализации государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, направлены в Министерство природных ресурсов <адрес>. В целях организации мероприятий по обустройству и содержанию скотомогильников на территории <адрес> Министерством сельского хозяйства <адрес> разработан проект распоряжения <адрес> «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по оформлению в собственность <адрес> сибиреязвенных захоронений, скотомогильников (биометрических ям) и передаче полномочий по их обустройству, содержанию муниципальным образованиям <адрес>». Указанный проект проходит процедуру согласования с органами исполнительной власти забайкальского края. Вместе с тем, не оспаривая в целом вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора, в связи с дефицитом бюджетных средств и необходимостью проведения определенного перечня процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации, административный истец просит освободить <адрес> от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере <данные изъяты>.
Представитель административного истца Правительства Забайкальского края, административный ответчик судебный пристав –исполнитель МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 и представители административных ответчиков МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, заинтересованное лицо прокурор Оловянинского района в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены в установленном порядке, причину неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.1 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ст. 16 КАС РФ ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации установлен в размере <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования: скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в южном направлении, на возвышенности; скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в южном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в северо-восточном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в юго-западном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в южном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в северо-восточном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в юго-западном направлении, в углублении рельефа, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в юго-западном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> от <адрес> в южном направлении, на возвышенности, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в северном направлении, на возвышенности, сибиреязвенного захоронения, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в юго-восточном направлении, географические координаты СШ <данные изъяты> на равнине, скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения <данные изъяты> км от <адрес> в северо-восточном направлении
Судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП России по <адрес> ФИО1 в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника – <адрес> исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в виду неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. При этом, в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, Правительство указало, что им предпринимаются все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства, кроме того, административный истец указывает на наличие уважительных обстоятельств, находящихся вне его контроля, а именно дефицит бюджетных средств и необходимость соблюдения определенного перечня процедур.
При этом судом установлено, что должником предпринимаются все возможные меры для исполнения судебного решения. Так, с целью исполнения судебных решений по обустройству и строительству скотомогильников на территории <адрес> определена потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий по обустройству и строительству скотомогильников, предложения о необходимости запланировать финансовые расходы на реализацию данных мероприятий с включением в План мероприятий по реализации государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, направлены в Министерство природных ресурсов <адрес>. Кроме того, в целях организации мероприятий по обустройству и содержанию скотомогильников на территории <адрес> Министерством сельского хозяйства <адрес> разработан проект распоряжения <адрес> «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по оформлению в собственность <адрес> сибиреязвенных захоронений, скотомогильников (биометрических ям) и передаче полномочий по их обустройству, содержанию муниципальным образованиям <адрес>». Указанный проект проходит процедуру согласования с органами исполнительной власти забайкальского края.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца о затруднительности исполнения решения в срок, поскольку исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, предусматривающий совершение последовательности действий, входящих в компетенцию должника (соблюдение установленных процедур и сроков), в связи с чем оборудовать скотомогильник в течение установленного пятидневного срока невозможно вследствие объективных обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе..
Изложенное свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны должника. При этом, доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительных листов, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиком не представлено.
Оценив указанные обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решении суда, а также норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд, считает, что имеется основания для освобождения должника от исполнительского сбора. Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения настоящего дела, позволяют сделать вывод о том, что в действиях должника <адрес> по исполнительному производству отсутствуют виновные умышленные действия, либо бездействие, направленные на неисполнение судебного акта.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление <адрес> к судебному приставу исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес> ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП удовлетворить.
Освободить <адрес> от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты>, установленного постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес> по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.С. Аксёнова