ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3962/2021 от 01.02.2022 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело №2а-875/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Рязань 01 февраля 2022 г.

Советский районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего - судьи Прокофьевой Т.Н.,

при секретаре Васевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Благотворительному фонду «Гауранга» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее – Управление) обратилось в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что дд.мм.гггг. Управлением было принято решение о регистрации в качестве юридического лица Благотворительного фонда «Гауранга» (далее – Фонд), о чем дд.мм.гггг. были внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным регистрационным номером . По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адрес (место нахождение) организации: <адрес>, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является ФИО2 Управлением с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. была проведена плановая документарная проверка Фонда. При этом предварительно - дд.мм.гггг. в адрес Фонда Управлением был направлен запрос о предоставлении документов для проведения плановой документарной проверки, однако конверт с запросом возвращен в Управление по причине отказа от получения. Управление, ссылаясь на то, что в результате проверки установлено осуществление организацией деятельности с нарушением положений законодательства, отраженных в акте от дд.мм.гггг., а предупреждение об их устранении, возвращенное в Управление по причине отказа от получения, осталось без ответа и исполнения, просило суд ликвидировать Благотворительный фонд «Гауранга» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Суд, посчитав возможным на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений на соблюдение закона (ч. 2 ст. 15).

Обязанность соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, установленным его уставом и иными учредительными документами, также закреплены в Федеральном законе от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральном законе от 19.05.2005 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральном законе от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.

В свою очередь, органам и должностным лицам, уполномоченным федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью организаций, объединений и средств массовой информации, предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением о приостановлении их деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (ч.1 ст. 262 КАС РФ).

Так, по общему правилу, установленному п.1 ст. 52 ГК РФ, юридическое лицо, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действует на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Согласно ст. ст. 123.17, 123.20 ГК РФ, фонд, под которым понимается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, может быть ликвидирован на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; а также в других случаях (основаниях), предусмотренных законом.

Аналогичные положения содержатся в ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Абзацем 2 п.1 ст.32 указанного Федерального закона предусмотрено, что некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с ч.2 ст.19 ФЗ от 11.08.2019 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана.

Пункт 5 ст.11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» возлагает на юридическое лицо обязанность направлять в орган государственного контроля (надзора) документы, указанные в мотивированном запросе данного органа, в течение десяти рабочих дней.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет самостоятельную административную ответственность по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться, в числе прочего, предмет и цели деятельности.

Аналогичные положения содержатся в ч.2 ст.123.17 ГК РФ, которой также предусмотрено, что устав фонда должен содержать сведения, в том числе о предмете и целях его деятельности.

В силу п.1 ст.123.19 ГК РФ, к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда, в числе прочего, относится одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

В силу п.2 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона, совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

На основании п.3 ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в отношении организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей. Обязательный аудит проводится ежегодно (ч.2 ст.5).

В силу абз.2 ч.2 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Пунктом 5 ст.16.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлено, что некоммерческая организация, использующая ящик для сбора благотворительных пожертвований, должна иметь положение о программе или иной акт, в соответствии с которым будет проводиться сбор благотворительных пожертвований, и публиковать отчет об использовании собранных благотворительных пожертвований (в том числе на сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). Требования к форме и срокам опубликования отчета, указанного в настоящем пункте, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг. Управлением было принято решение о регистрации в качестве юридического лица Благотворительного фонда «Гауранга», с адресом (местом нахождения) некоммерческой организации: <адрес>, учетный , о чем соответствующие сведения внесены в ЕГРЮЛ дд.мм.гггг. за основным государственным регистрационным номером:

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Фонда, является ФИО2

В период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. Управлением проведена плановая документарная проверка, в целях проведения которой по адресу местонахождения Фонда направлен запрос от дд.мм.гггг. о предоставлении следующих документов: протоколов и решений органов Фонда; протоколов об избрании/назначении органов Фонда; приказов и решения единоличного исполнительного органа; документов, подтверждающих публикацию отчета об использовании своего имущества; сведений о проведенных аудиторских проверках в соответствии с пп.3 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; документов проверок контрольно-ревизионного органа; информации о штатных сотрудниках (штатное расписание, трудовые договоры); документов, подтверждающих соблюдение установленных требований в отношении лицензируемой деятельности; печатных изданий, в том числе, изданных при реализации проектов; информации о приносящей доход деятельности; сведений об источниках формирования денежных средств и иного имущества; документов, подтверждающих формирование имущества, достаточного для осуществления приносящей доход деятельности, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п.5 ст.50 ГК РФ); документов, подтверждающих деятельность по выполнению уставных целей, в том числе о приносящей доход деятельности, учреждении некоммерческих и коммерческих организаций, об участии в деятельности иных юридических лиц; переписки с физическими и юридическими лицами по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей; разработанной предприятием учетной политики, финансовых планов (смет), главной книги, журналов-ордеров, оборотных ведомостей, материальных отчетов, кассовых книг с отчетами кассира и приложениями печатных документов; банковских документов по всем открытым Фондом счетам (платежные поручения и иные поручения за проверяемый период, банковские выписки и т.д.); договоров, документов об исполнении договоров (в том числе: счета-фактуры, акты выполненных работ или оказанных услуг и др.), кассовых документов; документов, подтверждающих место нахождения Фонда (копии правоустанавливающих документов); документов по сайту Фонда; сведений об исполнении требования п.3.2 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказа Минюста России от дд.мм.гггг. «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»; журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (при наличии).

Однако требования Управления Фондом не выполнены, документы согласно запросу не представлены.

Поскольку Фондом в нарушение требований п.5 ст.11 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» документы по запросу от дд.мм.гггг. для проведения плановой документарной проверки представлены не были, проверка проведена по материалам регистрационного дела и информации, представленной государственными органами по запросам Управления.

В результате проведенной проверки установлено, что деятельность организации осуществляется с нарушением ряда положений Федерального законодательства, что отражено в акте проверки от дд.мм.гггг..

Так, в пункте 2.2 Устава Фонда предмет деятельности организации определен не исчерпывающим образом, что является нарушением п.1 ст.54 ГК РФ и ст.ст. 4, 14 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Пункт 4.1.5 Устава содержит не полный перечень закрепленных п.1 ст.123.19 ГК РФ вопросов, решения по которым отнесены к компетенции высшего коллегиального органа Фонда, а именно: одобрение совершаемых Фондом сделок в случаях, предусмотренных законом, что нарушает п.1 ст.123.19 ГК РФ.

Кроме того, в нарушение п.2 ст.24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Устав Фонда не содержит сведений о конкретных видах приносящей доход деятельности.

Фондом не представлены документы, подтверждающие деятельность по выполнению уставной цели.

Также для проведения плановой документарной проверки не представлены протоколы заседаний высшего органа управления Фондом – общего собрания учредителей, решения исполнительного органа – директора за период деятельности, подлежащей проверке. Таким образом, Фонд не подтвердил периодичность созыва и проведения заседаний, а также не оказал содействие контролирующему органу (Управлению) в ознакомлении с деятельностью Фонда, что является нарушением абз.2 п.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Пунктом 4.4.1 Устава определено, что органом, осуществляющим контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организации, является ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием учредителей сроком на 5 лет. Однако Фондом, в нарушение указанной выше нормы, не представлены документы о проведении ревизий, а также об избрании данного органа.

Кроме того, Фондом не представлены разработанная им учетная политика, финансовые планы (сметы), главная книга, журналы-ордера, оборотные ведомости, материальные отчеты, кассовые книги с отчетами кассира и приложениями первичных документов; документы, содержащие информацию о штатных сотрудниках и предпринимательской деятельности; банковские документы по всем открытым организацией счетам (платежные поручения и иные поручения за проверяемый период, банковские выписки и т.д.); договоры, документы об исполнении договоров (в том числе счета-фактуры, акты выполненных работ или оказанных услуг и др.), кассовые документы, вследствие чего сделать вывод о формировании Фондом учетной политики и ведении бухгалтерского учета не представилось возможным.

Фондом не представлены документы, подтверждающие проведение ежегодного обязательного аудита, либо документов об отсутствии обязанности проведения аудита, следовательно, невозможно сделать вывод о соблюдении им ч.2 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сведения об опубликовании Фондом отчетов об использовании своего имущества за 2018, 2019, 2020 годы отсутствуют, что является нарушением ч.2 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Документов, подтверждающих формирование имущества, достаточного для осуществления приносящей доход деятельности, также не представлено.

Документы по сайту организации отсутствуют. Однако при осуществлении мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлена страница Вконтакте «Индийский клуб Гауранга»: <адрес>, на которой указано, что на базе клуба действует благотворительный фонд «Гауранга». В ЕГРЮЛ юридическое лицо с наименованием Индийский клуб Гауранга не установлено. Таким образом, нельзя установить, на базе какой организации действует Благотворительный фонд «Гауранга».

Информации о печатных изданиях Фондом также не представлено, равно как и не представлено документов, подтверждающих соблюдение установленных требований в отношении лицензируемой деятельности.

Отсутствует информация об использовании благотворительного ящика и исполнении п.5 ст.16.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

дд.мм.гггг. по результатам проверки фонда вынесено предупреждение о необходимости устранить выявленные нарушения обязательных требований действующего законодательства и представить в Управление соответствующие документы до дд.мм.гггг., заказное письмо с которым было возвращено отправителю по причине «отказ от получения».

дд.мм.гггг. в отношении Фонда вынесено повторное предупреждение о необходимости устранить указанные нарушения действующего законодательства и представить в срок до дд.мм.гггг. документы об их устранении. Однако заказные письма, направленные по адресам места нахождения Фонда и места жительства его директора, были возвращены отправителю по причине отсутствия адресата по указанному адресу и по причине истечения срока хранения, соответственно.

До настоящего времени нарушения законодательства, указанные в предупреждении, Фондом так и не устранены.

В судебном заседании также установлено, что по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, составленного в отношении Фонда, постановлением мирового судьи судебного участка №61 судебного района Советского районного суда г.Рязани от дд.мм.гггг. Фонд признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.

В соответствии с п.3 ч.3 ст.61 ГК РФ, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области, как лица, на которое возложено осуществление контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации (ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», утв. Приказом от 3 марта 2014 года №26), о ликвидации некоммерческой организации, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к Общественному Благотворительному фонду «Гауранга» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию Благотворительный фонд «Гауранга» (ОГРН ), зарегистрированную по адресу: <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Н. Прокофьева