дело №2а-3964/2020
42RS0009-01-2020-007593-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе судьи Марковой Н.В.
при секретаре Парамзиной К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
22 октября 2020 года
дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу к Автономной некоммерческой организации Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы» о признании прекративший деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что Автономная некоммерческая организация Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы»» зарегистрирована **.**.**** Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от **.**.**** (распоряжение ###), ОГРН ###, учетный ###.
В период с **.**.**** по **.**.**** уполномоченным органом (Управлением) проводилась плановая проверка соответствие деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее уставом, и законодательству Российской Федерации, за период с **.**.**** по **.**.****, по итогам которой **.**.**** составлен акт проверки. В результате проверки были выявлены следующие неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Организацией в нарушение п. 2.1, 2.3 устава деятельность по достижению уставных целей в 2017 - 2019 годах не осуществлялась. В нарушение п. 4.5 Устава не соблюдается периодичность проведения заседаний Общего собрания учредителей - не реже одного раза в год, что подтверждается отсутствием протоколов заседаний Общего собрания учредителей. Грубость вышеуказанных нарушений законодательства выражается в том, что, не соблюдая законодательство Российской Федерации, Организацией нарушается п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы.
На основании изложенного, административный истец просит суд ликвидировать Автономную некоммерческую организацию Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы» с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области, в суд не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие стороны административного истца, о чем содержится ходатайство в тексте искового заявления.
Представитель административного ответчика – АНО Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой от 16.10.2020 (л.д. 51).
Представитель заинтересованного лица – Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, в суд не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения 05.10.2020 (л.д. 54).
На основании ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о слушании дела надлежащим образом. Основания для отложения слушания по делу судом не установлены.
Изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Автономная некоммерческая организация Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы»» (далее – Организация, административный ответчик) зарегистрирована **.**.**** Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от **.**.**** (распоряжение ###), ОГРН ###, учетный ### (л.д. 15).
Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц **.**.**** за основным государственным регистрационным номером ### (л.д. 16).
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом, в настоящее время уполномоченным органом по отношению к Организации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу.
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В период с **.**.**** по **.**.**** уполномоченным органом (Управлением) проводилась плановая проверка соответствие деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее уставом, и законодательству Российской Федерации, за период с **.**.**** по **.**.****, по итогам которой **.**.**** составлен акт проверки (л.д. 34-37).
В результате проверки были выявлены следующие неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации.
В нарушение п. 2.3 устава деятельность Организации по реализации уставной цели не ведется, что подтверждается отсутствием информации о ее осуществлении в рамках Организации, отсутствием деятельности органов управления Организации, отсутствием счета в банке, что дополнительно свидетельствует об отсутствии деятельности Организации, характер которой не может быть не связан с ее обеспечением денежными средствами и их получением.
В нарушение п. 4.5 устава не осуществляется деятельность высшего органа управления Организации - Общего собрания учредителей, что подтверждается отсутствием документов (протоколов) заседания данного органа.
Отсутствие деятельности высшего органа управления является также нарушением п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому, основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана; Общее собрание учредителей Организации указанную функцию не выполняет, что подтверждается отсутствием документов о проведении ее заседаний по решению вопросов, относящихся к компетенции данного высшего органа управления Организации. Кроме того, отсутствуют решения Председателя Организации по вопросам руководства деятельностью Организации; отсутствуют расходы на проведение мероприятий Организации по достижению уставных целей.
Таким образом, административным ответчиком в нарушение п. 2.1, 2.3 Устава деятельность по достижению уставных целей в **.**.**** годах не осуществлялась.
В нарушение п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана, отсутствует деятельность высшего органа управления Организации - Общего собрания учредителей.
В нарушение указанной нормы закона, а также в нарушение п. 4.3 Устава Общее собрание учредителей вышеуказанную функцию не выполняло, что подтверждается отсутствием документов о его деятельности (протоколов), отсутствием принятых Общим собранием учредителей решений по вопросам, относящимся к его исключительной компетенции, закрепленной в п. 4.3 устава, в том числе об определении приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества Организации; об утверждении годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В нарушение п. 4.5 Устава не соблюдается периодичность проведения заседаний Общего собрания учредителей - не реже одного раза в год, что подтверждается отсутствием протоколов заседаний Общего собрания учредителей.
Согласно и. 4.14 устава Учредители Организации осуществляют надзор за деятельностью Организации. Однако, в нарушение указанных пунктов устава Учредителями надзор не осуществлялся (что также является нарушением п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), документальное подтверждение осуществления Учредителями надзорных функций не представлено (отсутствие надзора за деятельностью Организации подтверждается отсутствием деятельности Организации в соответствии с уставом).
В нарушение п. 4.11 Устава Председатель не осуществлял текущее руководство деятельностью Организации, а именно: не принимал решений по вопросам, относящимся к текущему руководству, решению иных вопросов, не относящихся к исключительной компетенции Общего собрания учредителей, что подтверждается отсутствием приказов, распоряжений, инструкций Председателя (согласно пп. 8 п. 4.11 устава Председатель издает приказы и распоряжения в пределах своей компетенции).
В нарушение подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) Организации и документы, необходимые для внесения изменений в устав Организации и в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с изменением сведений об адресе. Нарушения вышеуказанных норм федеральных законов подтверждаются возвратом почтовой корреспонденции Управления с отметкой Почты России на конвертах об истечении срока хранения. Это свидетельствует о том, что связь по официальному адресу (месту нахождения) Организации: ..., содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц и в уставе Организации, с Организацией не осуществляется.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Однако, Организация, являющаяся юридическим лицом, в нарушение п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, не имеет имущества и не формирует его в рамках Организации в соответствии с п. 5.2 устава, предусматривающим перечень источников формирования имущества Организации.
В нарушение и. 1, 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» административным ответчиком для проведения проверки не представлены документы, перечень которых указан в распоряжении Управления от 31.01.2020 № 45-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица», в связи чем, в отношении Организации, а также руководителя (должностного лица) - Председателя Организации ЛИЦО_1 составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 25-26); кроме того, **.**.**** Председатель ЛИЦО_1 была проинформирована о том, что Управлением в отношении Организации и ее, как должностного лица - Председателя Организации были составлены протоколы об административном правонарушении, в связи с непредставлением документов, необходимых для проведения проверки к моменту начала ее проведения - **.**.****, о чем была составлена телефонограмма **.**.****). Таким образом, Организацией допущены грубые, неоднократные нарушения действующего законодательства.
Грубость вышеуказанных нарушений законодательства выражается в том, что, не соблюдая законодательство Российской Федерации, Организацией нарушается п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы.
Кроме того, грубость нарушения действующего законодательства заключается в том, что административный ответчик не обладает необходимыми признаками юридического лица, а именно: отсутствие уставной деятельности Организации, отсутствие органов управления Организации и их деятельности, отсутствие финансово-хозяйственной деятельности Организации, что подтверждается отсутствием имущества, отсутствием расчетного банковского счета; также грубость заключается в сознательном непредставлении Председателем Организации документов для проведения плановой документарной проверки, несмотря на письменное уведомление о проведении проверки, направленное по юридическому адресу Организации и устное уведомление руководителя Организации - Председателя посредством телефонной связи.
Неоднократность нарушений, допущенных административным ответчиком при осуществлении своей деятельности, выражается в следующем:
В отсутствии деятельности органов Организации в проверяемом периоде: высшего органа управления Организации - Общего собрания учредителей, что является нарушением п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 4.1 устава; Председателя Организации, что является нарушением п. 4.10 устава.
В несоблюдении периодичности ежегодного проведения заседаний Общего собрания учредителей, что является нарушением п. 4.5 устава.
В неисполнении в проверяемом периоде Учредителями Организации своих функций по надзору за деятельностью Организации, что является нарушением п. 4.14 устава и нарушением п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В неоднократном нарушении обязанностей, установленных ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»:
- в установленный законодательством срок не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) Организации и документы, необходимые для внесения изменений в устав Организации и в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с изменением сведений об адресе, поскольку связь с Организацией по данному адресу не осуществляется, что является нарушением п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (и одновременно нарушением подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
- для проведения проверки не представлены документы, указанные в распоряжении Управления от **.**.****###, что является нарушением п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В силу ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
На основании изложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что имеются достаточные правовые основания для удовлетворения административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области о ликвидации Автономной некоммерческой организации Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы», с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации по основаниям, предусмотренным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации или в части прекращения поиска, получения, производства и распространения массовой информации средством массовой информации.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 262-265 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу к Автономной некоммерческой организации Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы» (ОГРН ###, учетный ###).
Исключить данные об Автономной некоммерческой организации Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы» (ОГРН ###, учетный ###) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности Автономной некоммерческой организации Частный пансионат для престарелых, инвалидов и немощных людей «Золотые годы».
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции в Кемеровский областной суд, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2020 года.
Судья Н.В. Маркова