РЕШЕНИЕ №2а-396/2019
именем Российской Федерации
Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Силищева Д.Н., при секретаре судебного заседания Куйдине М.С., с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителей начальника Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее ФКУ УФО МО РФ по Забайкальскому краю») – ФИО3 и ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» связанных с несогласованием проекта приказа командира войсковой части № о выплате денежной компенсации взамен предоставления дополнительных суток отдыха,
установил:
ФИО1 обратился в суд административным исковым заявлением в котором указал, что в период с 19 апреля по 9 августа 2019 года находился в служебной командировке с выездом в город Багдад Республика Ирак с целью выполнения специальных задач без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени которые выполнял со 2 мая по 5 августа 2019 года. По прибытию из командировки командиром войсковой части № в ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» был направлен проект приказа для выплаты ФИО1 денежной компенсации вместо положенных дополнительных суток отдыха. Однако заключением ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 29 августа 2019 года № приказ командира войсковой части № не согласован в связи с отсутствием соответствующих оснований, а именно сведений о привлечении военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
ФИО1 просил суд признать действия начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» связанные с несогласованием проекта приказа командира войсковой части № о выплате денежной компенсации взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период выполнения специальных задач со 2 мая по 5 августа 2019 года незаконными и обязать ответчика согласовать указанный приказ, а Федеральное казённое учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ») выплатить денежную компенсацию взамен предоставления дополнительных суток отдыха за указанный период, а также взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержала заявленные требования и, подтвердив доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить в полном объёме.
Представители начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» ФИО3 и ФИО4, каждый в отдельности, просили в удовлетворении требований административного истца ФИО1 отказать, при этом пояснив, что приказ о привлечении ФИО1 к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в нём необходимости и периода проведения мероприятий не представлялся, а справка выданная ФИО1 военным атташе при Посольстве Российской Федерации в Республике Ирак не является подтверждением периодов мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Административный истец ФИО1, начальники ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» и ФКУ «ЕРЦ МО РФ», а также командиры войсковых частей № и № надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Поскольку указанные выше лица о причинах неявки суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела исключительно с их участием, то суд, в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ полагал возможным провести судебное разбирательство в их отсутствие.
В представленных в суд возражениях представитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по доверенности ФИО5 просила суд отказать в заявленных требований административного истца ФИО1
Из возражений представителя командира войсковой части № ФИО6 следует, что он просил в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать, поскольку командир войсковой части № приказов в отношении ФИО1 о привлечении его к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности служебного времени не издавал.
Заслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 года №80 «О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха» установлено следующее.
Выплачивать военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, участвовавшим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуются - мероприятия), по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежную компенсацию за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (далее именуется - денежная компенсация).
Производить выплату денежной компенсации за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, и отражать в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий, на основании:
- приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий;
- приказов командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемых на основании рапортов военнослужащих.
Исчислять размер денежной компенсации путем деления суммы оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию, установленных военнослужащим на день издания приказов о выплате указанной компенсации, на 30 и умножения на количество компенсируемых дополнительных суток отдыха.
Таким образом, для выплаты военнослужащим оспариваемой административным истцом денежной компенсации необходимо наличие двух приказов соответствующих воинских начальников:
- приказа о привлечении военнослужащих к участию в соответствующих мероприятиях, с указанием в нем необходимости и периода проведения мероприятий;
- приказа о выплате денежной компенсации.
Пунктом 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года №492 утвержден Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих.
Этим же приказом соответствующим воинским начальникам предписано обеспечить контроль и исключить привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении мероприятий, не предусмотренных Перечнем. Осуществлять привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании приказов соответствующих должностных лиц с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
В соответствии с утвержденным Перечнем к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих относятся следующие:
- Мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями.
- Боевое дежурство (боевая служба);
- Мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил): оперативные учения; оперативно-тактические учения; тактические учения с боевой стрельбой; командно-штабные и штабные учения; командно-штабные тренировки; тактико-специальные учения; опытные и исследовательские учения; мобилизационные и специальные учения; летно-тактические учения; военные игры; маневры войск (сил); оперативно-полевые поездки; выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах;
- Проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы: плановые; внезапные; итоговые (контрольные);
- Инспектирование войск (сил);
- Проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники;
- Выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения. Участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения;
- Выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий;
- Погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов;
- Участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
- Выполнение боевых и (или) специальных задач, определенных законодательными и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно выписке из телеграммы № от 19 апреля 2019 года командующего Восточного военного округа в соответствии с указаниями Генерального штаба ВС РФ от 8 апреля 2019 года № от 16 апреля 2019 года № в целях выполнения специальных задач и проведения плановой замены личного состава информационного центра в городе Багдаде (республика Ирак) командиру войсковой части № надлежит откомандировать ФИО1, в ГОУ ГШ ВС РФ с дальнейшим откомандированием в войсковую часть № до 25 июля 2019 года (л.д. 12).
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № от 18 апреля 2019 года № ФИО1 с 19 апреля 2019 года убыл в войсковую часть № для выполнения специальных задач (л.д. 9).
Факт нахождения административного истца в командировке в указанный период в воинских частях, расположенных в иных населенных пунктах, подтверждается отметками в его командировочном удостоверении (л.д. 13).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 9 августа 2019 года № ФИО1 прибыл из командировки 9 августа 2019 года. Срок командировки в связи со служебной занятостью был продлен с 1 по 9 августа 2019 года.
Как видно из копии рапорта административного истца, он 22 августа 2019 года обратился к командиру войсковой части № с просьбой о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления 64 дополнительных суток отдыха за период со 2 мая по 5 августа 2019 года.
В соответствии с проектом приказа командира войсковой части № ФИО1 определено выплатить денежную компенсацию вместо предоставления 64 дополнительных суток отдыха за период со 2 мая 2019 года по 5 августа 2019 года в сумме 96 512 рублей.
Исследованием в судебном заседании копии заключения № от 29 августа 2019 года по результатам проверки проекта приказа командира войсковой части № составленного работником ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю», установлено, что командиру войсковой части № отказано в согласовании данного проекта приказа ввиду отсутствия сведений о наличии соответствующих оснований (отсутствует приказ командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятия).
Тот факт, что материалы дела содержат справку военного атташе при Посольстве Российской Федерации в Республике Ирак выданной ФИО1 о том, что он в период со 2 мая по 5 августа 2019 года находился в служебной командировке в Республике Ирак и выполнял специальные задачи без ограничения служебного времени в течение всего срока пребывания за рубежом не является подтверждением того, что ФИО1 выполнял специальные задачи без ограничения служебного времени в период пребывания в командировке, поскольку, как следует из возражений представителя командира войсковой части №, ФИО1 в прямом подчинении военного атташе в период пребывания в командировке не находился.
Согласно пункта 12 Указа Президента РФ от 28 октября 1996 года №1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» в состав Посольства могут включаться в установленном порядке представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений. Условия их деятельности определяются в установленном порядке Мидом РФ.
Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях, другими международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 23 июня 2016 года №186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с настоящим Положением и актами МИДа России.
Военный атташе и его сотрудники входят в состав дипломатического представительства. Военный атташе является советником посла по военным вопросам. Основные функции военного атташе состоят в защите интересов безопасности и обороны страны, представление военного командования своей страны и осуществление его связи с военным командованием принимающей стороны, представительство своей армии и сбор информации об армии, и сбор информации об армии страны пребывания.
В полномочия военного атташе не входит выдача справок военнослужащим.
Кроме того как следует из возражений представителя командира войсковой части №, его доверитель, в отношении ФИО1 приказов о привлечении к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не издавал.
Также материалы дела не содержат сведений о направлении административного истца в распоряжение других должностных лиц.
Поскольку соответствующими должностными лицами приказов о привлечении ФИО1 к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности служебного времени не издавалось, а иных сведений свидетельствующих об исполнении таких обязанностей административным истцом материалы дела не содержат, то заключение заместителя начальника ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» от 29 августа 2019 года, которым отказано в согласовании выплаты ФИО1 денежной компенсации вместо положенных суток отдыха, является законным и обоснованным.
В связи с изложенным, не усматривая оснований для удовлетворения заявленных требований, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Исходя из положений статьи 111 КАС РФ, суд не находит оснований для возмещения ФИО1 судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 111, 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Д.Н. Силищев