Дело №2а-3970/2017 24 октября 2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пушкинский районный суд города Санкт- Петербурга в составе:
председательствующего судьи Гучинского И.И.,
при секретаре Филатовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия по восстановлению нарушенного права,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2 по доверенности;
представителя заинтересованного лица СРО НП «КИСП и СЗ» ФИО3 по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным иском, и просит: признать незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, выразившееся в невнесении в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о кадастровом инженере ФИО1, в том числе о выданном квалификационном аттестате кадастрового инженера №47-16-0905 от 17.06.2016. Признать квалификационный аттестат кадастрового инженера №47-16-0905 от 17.06.2016, действующим по состоянию на 01.07.2016.
Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии внести сведения о кадастровом инженере ФИО1, в том числе о выданном ему квалификационном аттестате кадастрового инженера №47-16-0905 от 17.06.2016. в государственный реестр кадастровых инженеров, в целях устранения допущенных нарушений его прав и законных интересов.
В обоснование заявленных требований указывает, что имея два высших образования по направлению «геодезия» и «астрономо- геодезия», 02.06.2016г. в Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом (Комитет), в составе группы №128, успешно сдал квалификационный экзамен в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к кадастровым инженерам, в порядке, установленном ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и Приказом Минэкономразвития России от 22.01.2010 №23 «Об утверждении Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера». Данный факт подтверждается протоколом заседания квалификационной комиссии Ленинградской области от 02.06.2016г. №47-2016-430-Э.
Комитетом административному истцу был выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера №47-16-0905 от 17.06.2016, о чем сделана запись в книге учета выдачи квалификационных аттестатов.
Комитетом, в соответствии с ч. 4 ст. 29 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей до 01.07.2016г., в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), было направлено письмо от 21.06.2016 №13-511/16-0-20 с уведомлением о выдаче административному истцу квалификационного аттестата кадастрового инженера.
08.07.2016г. административным истцом, на основании получения квалификационного аттестата, было заказано изготовление печати кадастрового инженера, которую он получил 09.07.2016г.
11.07.2016г. административный истец вступил в Некоммерческое Партнерство Саморегулируемая организация «Кадастровые инженеры Санкт- Петербурга и Северо- Запада» (НП СРО «КИСП и СЗ» от 11.07.2016.
13.07.2016г., в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей до 01.07.2016г., он направил в Росреестр письмо с уведомлением о форме орга6низации своей кадастровой деятельности.
Административному истцу был присвоен уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов АСРО «КИСП и СЗ» №871, что подтверждается копией выписки из реестра членов АСРО «КИСП иСЗ» от 01.12.2016 №49.
Для непосредственного выполнения кадастровых работ. 08.12.2016г. административным истцом была приобретена лицензионная программа «Техно Кад- Экспресс Профессиональный» и усиленная электронно- цифровая подпись с годовым периодом обслуживания на общую сумму 10 000 руб. Также АСРО «КИСП и СЗ» административным истцом уплачено 8300 руб. различных взносов.
Вместе с тем, Росреест, в порядке, установленном ч. 3 ст. 30 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей до 01.07.2016г. не внес сведения о выданном административному истцу квалификационного аттестата в государственный реестр кадастровых инженеров в связи с тем, что письмо с уведомлением из Комитета от 21.06.2016г. №13-511/16-0-20, по данным Росреестра, поступило в его адрес только 04.07.2016.
А согласно ч. 3 ст. 29 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей до 01.07.2016г., квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный кадастр инженеров, в соответствии с установленными ст. 30, Правилами.
Вместе с тем, направленное Комитетом 21.06.2016г. уведомление должно было поступить в орган кадастрового учета не позднее 28.06.2016г.
При этом Росреестр, в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о кадастре, в редакции, действовавшей до 01.07.2016г., был обязан в течение двух рабочих дней внести соответствующие сведения в государственный реестр кадастровых инженеров. Административный истец считает, что Комитет уведомил Росреестр в установленные законом сроки и Росреестр, на основании ч. 2 п. 1 ст. 194 Гражданского кодекса РФ обязан был полученные в уведомлении сведения, прошедшие регистрацию в канцелярии Росреестра 04.07.2016г., внести в государственный реестр кадастровых инженеров с регистрацией даты внесения сведений 30.06.2016г.
Отсутствие сведений об административном истце в государственном реестре кадастровых инженеров влечет нарушение его прав и законных интересов, нарушает его права на осуществление трудовой деятельности в качестве кадастрового инженера.
Административный истец ФИО1, в судебное заседание явился, заявленные требования поддерживает.
Представитель административного ответчика ФИО2 по доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признает, просит в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать.
Представитель заинтересованного лица СРО НП «КИСП и СЗ» ФИО3 по доверенности, в судебное заседание явился, заявленные требования поддерживает.
Заинтересованное лицо Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, правовой статус кадастрового инженера до 01.07.2016 определялся частью 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции до 01.07.2016), как физическое лицо, имеющее действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
При этом, квалификационный аттестат в соответствии с ч. 3 статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01.07.2016) признавался действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых отношений в соответствии с установленными статьей 30 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01.07.2016) Правилами.
В силу положений ч. 4 статьи 29, ч. 3 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01.07.2016), пунктов 5, 7 Порядка ведения государственного реестра кадастровых инженеров (ГРКИ), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.09.2010 № 444 (утратил силу с 17.10.2016), первая запись о кадастровом инженере и сведения о выданном ему квалификационном аттестате подлежали внесению в ГРКИ в срок не более чем в два рабочих дня, со дня получения органом кадастрового учета от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего квалификационный аттестат, уведомления о выдаче данного квалификационного аттестата, содержащего указанные в пунктах 1-5 части 2 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01.07.2016) сведения, и копии данного квалификационного аттестата.
Таким образом, факты получения физическим лицом квалификационного аттестата, а также направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов в порядке статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01.07.2016), не являлись основаниями для признания квалификационного аттестата действующим.
С 1 июля 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», согласно которым, положения статей 29, 30 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01.07.2016), устанавливающие порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, внесения сведений о квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров, утратили силу.
Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ введено обязательное членство кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров, которое не предусматривает получение кадастровым инженером квалификационного аттестата.
С 01.07.2016 кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами - членами саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, до 01.12.2016г. вправе были осуществлять лица, имевшие на день вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ действующие квалификационные аттестаты (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ), то есть квалификационные аттестаты, сведения о которых внесены в ГРКИ по 01.07.2016 включительно.
Соответственно, с 01.07.2016 изменился правовой статус государственного реестра кадастровых инженеров, который стал носить информационный характер, а не правоустанавливающий (часть 17 статьи 30.5 Федерального закона о кадастровой деятельности).
При таких обстоятельствах у Росреестра с 02.07.2016 отсутствуют правовые основания для внесения в ГРКИ сведений о выдаче либо аннулировании квалификационного аттестата на основании документов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поступивших в Росреестр после 01.07.2016г.
В целях исключения случаев несвоевременного поступления в орган кадастрового учета документов о выдаче либо аннулировании квалификационного аттестата органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, было направлено информационное письмо о новых положениях, установленных Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ, и рекомендовано организовать свою работу с учетом сроков получения Росреестром соответствующих документов для внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров (письмо Росреестра от 12.05.2016 № 19-исх/06579-СМ/16).
В соответствии с частью 5 статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01.07.2016) аттестация кадастровых инженеров проводилась квалификационными комиссиями, формируемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в форме квалификационного экзамена с применением автоматизированной информационной системы аттестации кадастровых инженеров.
В соответствии с п. 16 Порядка ведения ГРКИ, уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выдавших квалификационный аттестат, также могли быть представлены в Росреестр с использованием сетей связи общего пользования в форме электронных документов, подписанных ЭЦП с использованием средств ЭЦП, сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимых со средствами ЭЦП, применяемыми органом кадастрового учета.
Возможность представления в Росреестр уведомлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выдавших квалификационный аттестат, с приложением копии выданных квалификационных аттестатов в электронном виде была реализована с июля 2011 года посредством АИС АКИ.
Ленинградский областной Комитет по управлению государственным имуществом не воспользовался предоставленным ему правом направления документов в отношении кадастровых инженеров в электронном виде.
Как следует из материалов дела, уведомление Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 21.06.2016 № 13-511/16-0-20 о выдаче 9 лицам, в том числе ФИО1, квалификационных аттестатов с приложением сведений о персональных данных в отношении 9 лиц, в том числе ФИО1, копий квалификационных аттестатов, в том числе с идентификационным номером 47-16-0905, получены Росреестром 04.07.2016, что подтверждено штампом регистрации входящей корреспонденции, проставленным Административным управлением Росреестра, отвечающим за регистрацию входящей корреспонденции в Росреестре.
Следовательно, вышеуказанные документы Комитета поступили в Росреестр после вступления в силу положений Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ, отменяющих положения статей 29, 30 Федерального закона о кадастровой деятельности (в редакции до 01.07.2016), касающихся внесения органом кадастрового учета (Росреестром) в ГРКИ сведений о выданных квалификационных аттестатах на основании полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации документов, признания действующим квалификационного аттестата.
Таким образом, Росреестром 26.07.2016 правомерно отказано Комитету во внесении сведений о 9 лицах, в том числе о ФИО1 и о выданном ему квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров (письмо Росреестра от 26.07.2016 № 07-05840/16).
Кроме того, внесение в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о кадастровом инженере после 01.07.2016 каких-либо правовых последствий не порождает, не влечет признание выданного квалификационного аттестата действующим на 01.07.2016.
Кроме того, в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 №2236-р (пункты 30.1,30.4, 30.8),Федеральным законом от 30.12.2015 №452-ФЗ с 01.07.2016г. установлены обязательные условия к членству кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в части: наличия высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличия высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений; наличия опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых физическое лицо под руководством кадастрового инженера принимало участие в подготовке и выполнении кадастровых работ; сдачи теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности.
Указанные изменения направлены не на ухудшение положения лиц, желающих заниматься либо ранее занимавшихся кадастровой деятельностью, а на повышение уровня профессиональной квалификации кадастровых инженеров как одну из мер, обеспечивающих наполнение Единого государственного реестра недвижимости качественными данными.
В целях повышения качества кадастровых работ законодательно установлена преграда для вхождения в профессию лиц, не обладающих необходимым уровнем профессиональных знаний и умений, в том числе практического опыта.
Невнесение сведений о квалификационном аттестате в ГРКИ после 01.07.2016 не ограничивает административного истца в праве на членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Таким образом, права лиц, сдавших квалификационный экзамен накануне вступления в силу положений Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ и не имеющих опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера, не нарушены, поскольку такие лица вправе вступить в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров при их соответствии требованиям, установленным частью 2 статьи 29 Федерального закона о кадастровой деятельности.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований административному истцу надлежит отказать в полном объеме.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
1. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия по восстановлению нарушенного права, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт- Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: