ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3970/18 от 13.09.2018 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

дело № 2а-3970/2018 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 13 сентября 2018 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Орловой С.Г., при секретаре Ивановой А.Е.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить место в муниципальном детском образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженное в непредставлении Ф.А, места в детском саду; возложить на административного ответчика обязанность организовать и предоставить свободное место в дошкольном образовательном учреждении для Ф.А.

В обосновании иска указано, что административный истец ФИО1 является матерью Ф.А. 03 мая 2018 года истец обратилась с заявлением о постановке ребенка на учет по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении г. Йошкар-Олы с последующим зачислением в муниципальную дошкольную образовательную организацию. До настоящего времени ребенку не предоставлено направление и место в детском саду. После обращения истца в прокуратуру, ею получен ответ из Управления образования администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 16 июля 2018 года, что «предоставление мест в МДОУ г. Йошкар-Олы осуществляется согласно очередности». С данным ответом истец не согласна, считает, что возраст ребенка позволяет ему быть принятым в дошкольное образовательное учреждение, отсутствие свободного места в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. Административный ответчик в течение длительного времени не принимает мер к обеспечению общедоступным образованием всех желающих, в том числе и административного истца, что говорит о его длительном бездействии в разрешении проблемы с устройством детей в дошкольные образовательные учреждения. Истец считает, что нарушено право её ребенка на получение бесплатного дошкольного образования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании».

В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Просила суд требования удовлетворить, обязать Управление обеспечить её ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении городского округа «Город Йошкар-Ола». Пояснила, что желает получить для ребенка место в одном из детских садов по месту жительства. Считает бездействие ответчика, выразившееся в непредставлении её ребенку места в детском саду, незаконным, нарушающим право её ребенка на получение бесплатного дошкольного образования, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании».

Представитель административного ответчика Управления образования администрации ГО «Город Йошкар-Ола» ФИО2, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Дала пояснения аналогичные изложенному в возражении и дополнении к нему. Указала, что Управлением надлежащим образом исполняется обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Полагает, что удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав других детей на равный доступ к дошкольному образованию, которые поставлены на учет ранее ребенка истца, а также детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление в дошкольное учреждение, а также повлечет нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, определяющих допустимое количество детей в группах дошкольной образовательной организации. В настоящее время вакантные места для детей возрастной категории с 3-х до 4-х в МДОУ городского округа «Город Йошкар-Ола» отсутствуют, что подтверждается сведениями из АИС «Е-услуги.Образование». Комплектование младших групп из детей в возрасте от 3 до 4 лет на 2018-2019 учебный год в МДОУ городского округа «Город Йошкар-Ола» закончено. На момент обращения истца 03 мая 2018 года с заявлением о постановке на учет ребенка по предоставлению места в МДОУ велось направление детей в МДОУ, вставших в очередь ранее ребенка истца, а также относящихся к льготной категории. Всего направлено 3673 ребенка. Позиция ребенка административного истца в электронной очереди по своей возрастной группе на данный момент – 521. Бездействия Управления не имеется, поскольку ребенок истца своевременно поставлен на учет в электронную очередь в соответствии с требованиями административного регламента; Управлением совместно с администрацией города принимаются меры к увеличению количества мест в дошкольных учреждениях и сокращению очередности, создаются дополнительные места в детских садах, в течение 2018 года создано дополнительно 598 мест.

Представитель заинтересованного лица администрации ГО «Город Йошкар-Ола» в судебное заседание не явился, извещен, суду представлен отзыв на административный иск, в котором просит отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Вышеуказанное полномочие в городском округе «Город Йошкар-Ола» возложено на управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в соответствии с п.2.6.1 Положения об управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22.04.2015 №143-VI.

Судом установлено, что ФИО1 является матерью несовершеннолетней Ф.А.

03 мая 2018 года истец обратилась в Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о предоставлении места в детском саду для её дочери Ф.А.

03 мая 2018 года истица поставлена на учет для получения путевки в детский сад, что следует из пояснений сторон и данных персональной страницы истца в АИС «Е-услуги. Образование» (do.mari-el.gov.ru), с указанием желаемой даты зачисления – 01 сентября 2018 года, предпочитаемые образовательные организации – МБДОУ «Детский сад № 67 г. Йошкар-Олы «Колокольчик», МБДОУ «Детский сад № 68 г. Йошкар-Олы «Золотой петушок», МБДОУ «Детский сад № 72 г. Йошкар-Олы «Солнышко».

Истцу специалистом Управления образования выдано уведомление о постановке на учет по устройству детей в детские дошкольные учреждения от 26 июня 2018 года № 1891.

16 июля 2018 года истцу ФИО1 Управлением образования дан ответ на её обращение в прокуратуру г. Йошкар-Олы, из которого следует, что предоставление мест в МДОУ г.Йошкар-Олы осуществляется согласно очередности (льготной и общей), которая формируется исходя из даты рождения ребенка, даты подачи родителем заявления оп остановке на учет и его регистрации в АИС, наличие льготной категории, предоставляющей первоочередное (внеочередное) право комплектования в своей возрастной категории. В настоящее время продолжается комплектование младших групп для детей в возрасте с 3-х до 4-х лет в МДОУ г. Йошкар-Олы на 2018-2019 учебный год, распределяются дети, рожденные в период с 16 октября 2014 года по 15 октября 2015 года. Ребенок истца не относится к льготной категории граждан. Направление ребенка в предпочитаемые МДОУ возможно только при наличии в них свободных мест. Место в МДОУ г.Йошкар-Олы дочери ФИО1 будет предоставлено при наличии вакантных мест и в порядке очередности.

На момент разрешения спора место в дошкольном детском образовательном учреждении ребенку истца не предоставлено. На дату рассмотрения административного дела номер очереди ребенка истца на зачисление в МДОУ по возрастной категории от 3 до 4 лет – 521.

При этом представитель административного ответчика ссылается на наличие детей, поставленных на учет в очередь ранее ребенка административного истца, а также детей льготной очереди, не получивших путевки в детские сады до настоящего времени, и отсутствие мест в детских садах, расположенных по месту жительства истца.

Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного общего образования на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», осуществляется на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка детей на учет для зачисления в муниципальные образовательные учреждения города Йошкар-Олы, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» № 624 от 22 мая 2017 года (далее Административный регламент).

Согласно Административному регламенту основанием для начала административной процедуры является согласие заявителя на зачисление ребенка в МДОУ (п. 3.6.1). Путевка для зачисления в МДОУ выдается комиссией по распределению мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения по сформированным в АИС «Е-услуги. Образование» спискам очередности (льготной и общей). При выдаче путевки в МДОУ обеспечивается прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (п. 3.6.2).

Работа комиссии по распределению мест в МДОУ проводится в период нового комплектования с апреля по июль ежегодно по пятницам с 14 до 17 часов. При появлении свободных мест в сформированных группах, при создании новых МДОУ, при открытии дополнительных групп в действующих МДОУ, а также при исполнении решений судебных органов заседания комиссии проводятся по мере необходимости (п.3.6.4).

Согласно представленным документам, пояснениям представителя административного ответчика в настоящее время в городском округе «Город Йошкар-Ола» функционирует электронная очередь, списки детей по общей и льготной очереди ведутся в электронном виде автоматизированной информационной системой АИС «Е-услуги. Образование». Очередность в указанной автоматизированной информационной системе формируется исходя из даты рождения, даты постановки на учет, наличия льготной категории.

Приказом начальника Управления образования администрации ГО «город Йошкар-Ола» № 56 от 03 февраля 2017 года утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Йошкар-Олы.

Согласно п. 2.1 Порядка комплектование МДОУ осуществляется специалистами Управления образования на основе электронной очереди детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с датой постановки на учет, наличием внеочередного, первоочередного или преимущественного права на предоставление места в МДОУ (если таковое имеется), установленной нормативной наполняемостью групп, наличием мест в МДОУ и возрастом ребенка.

Комплектование ДОУ на новый учебный год осуществляется автоматизированным путем в сроки с 01 апреля по 01 сентября ежегодно. В остальное время проводится комплектование учреждений на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места (п. 2.2 Порядка).

Если в процессе комплектования места в МДОУ предоставляются не всем детям, состоящим на учете для предоставления места на новый учебный год, то эти дети обеспечиваются местами в ДОУ на свободные (освобождающиеся, вновь созданные) места течение учебного года, либо при комплектовании МДОУ на будущий учебный год (п.2.12 Порядка).

Как следует из пояснений представителя административного ответчика в текущем году основное комплектование МДОУ г.Йошкар-Олы закончено. Комплектование производится по мере открытия дополнительных групп и создания новых МДОУ. При этом в первую очередь местами в детских садах обеспечиваются дети, имеющие право на внеочередное и первоочередное зачисление в дошкольное учреждение, к категории которых ребенок истца не относится.

Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных ст. 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на административном истце лежит бремя доказывания следующих фактов: наличие права ребенка на получение дошкольного образования (достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Административный ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

Истцом ФИО3 суду представлены доказательства, подтверждающие наличие у её дочери Ф.А. права на получение дошкольного образования и факт обращения к административному ответчику с заявлением о постановке на учет ребенка по предоставлению места в МДОУ.

С учетом даты рождения дочери истца – ДД.ММ.ГГГГ., ей могло быть в 2018 году в период комплектования распределено место в МДОУ в группах детей от 3 до 4 лет.

В соответствии с приказом Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 12 марта 2018 года № 82 «О закреплении муниципальных дошкольных образовательных организаций г.Йошкар-Олы за территориями городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2018 году» ул. Строителей г.Йошкар-Олы, на которой проживает истец с ребенком, закреплена за детскими садами №№ 1, 2, 4, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 50, 51, 58, 61, 64, 65, 67, 70, 72, 79, 80, 87, 92.

С учетом данных требований административному ответчику судом было предложено представить доказательства, подтверждающие комплектность, в частности первых младших групп с учетом возраста ребенка истца в названных МДОУ, доказательства, подтверждающие отсутствие мест в них, и доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду.

Из представленных представителем административного ответчика письменных доказательств – справок, электронных сведений о вакантных местах в ДОО видно, что все имеющиеся места, в том числе в первых младших группах в вышеуказанных детских дошкольных учреждениях полностью укомплектованы, мест для детей в возрасте 2-3 лет, 3-4 лет не имеется.

Как следует из справки от 06 сентября 2018 года, представленной административным ответчиком, в 2018-2019 учебном году осуществлялся набор детей в младшие группы (с 3-х до 4-х лет); распределялись дети, рожденные с 16.10.2014 по 15.10.2015; в текущем году с апреля месяца в дошкольные учреждения, согласно очередности, направлялись дети, вставшие на очередь в 2014, 2015, 2016 годах, всего было направлено 3673 ребенка; на 06 сентября 2018 года перед заявителем стоят 520 детей данного возраста, которые встали ранее ребенка ФИО1

Таким образом, предоставление ребенку административного истца места в дошкольном образовательном учреждении без учета имеющейся очереди, а также лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление мест в МДОУ, повлечет за собой нарушение прав иных лиц, включенных в очередь ранее истца.

Само по себе наличие очереди на получение мест в МДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка истца.

Суд с учетом представленных доказательств приходит к выводу о том, что в предоставлении места в дошкольном учреждении административному истцу отказано не было. Не предоставление ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца. При том что в обязанность ответчика входит предоставление ребенку истца места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в порядке очередности.

Таким образом, установлено, что в 2018 - 2019 учебном году у административного ответчика на момент рассмотрения спора отсутствует возможность обеспечить несовершеннолетнюю Ф.А. местом в детском дошкольном учреждении, поскольку свободных мест в МДОУ, в том числе по месту жительства и в которых истец желала бы получить место для своего ребенка, не имеется.

Бездействие административного ответчика, выраженное, по утверждению административного истца ФИО1, в непредставлении её ребенку места в МДОУ, отсутствует.

Ребенок истца своевременно поставлен на учет в электронную очередь в соответствии с требования административного регламента. Из представленных доказательств также следует, что муниципальные органы, в том числе административный ответчик предпринимают меры к увеличению количества мест в детских дошкольных учреждениях города Йошкар-Олы путем осуществления нового строительства детских садов, реконструкции зданий детских садов и иными предусмотренными законом способами, что подтверждается в частности представленными приказами о создании МБДОУ, об открытии дополнительных групп.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить место в муниципальном детском образовательном учреждении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.Г.Орлова

Мотивированное решение составлено 18 сентября 2018 года.