ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3971/2015 от 18.12.2015 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-3971/2015 18 декабря 2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Поликарповой С.В.

при секретаре Гуцал М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, недоимки по налогу на имущество, пени по налогу на имущество,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее – истец, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу, недоимки по налогу на имущество, пени по налогу на имущество в сумме ...

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со ст.ст. 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответчик в 2013 году являлся плательщиком транспортного налога на основании представленной Отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Архангельской области информации о зарегистрированных на нем транспортных средствах. В связи с этим ответчику выставлялось налоговое уведомление, согласно которому налогоплательщик обязан был уплатить налог в размере ... рублей в срок до <Дата>. В связи с нарушением последним сроков перечисления транспортного налога в бюджет в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ ему начислены пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа за период с <Дата> по <Дата> на задолженность по налогу за 2008 год в размере ... рублей, за 2009 год - в размере ... рублей, за 2010 год - в размере ... рубля, за 2012 год - в размере .... Указанные суммы задолженности были взысканы в порядке ст. 47 НК РФ судебным приказом от <Дата><№>. В соответствии со ст. 69 НК РФ ответчику было выставлено требование <№> от <Дата> об уплате транспортного налога и пени. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от <Дата><№> «О налогах на имущество физических лиц» ответчик являлся в 2013 году плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем ему направлялось в установленном законом порядке налоговое уведомление об уплате в срок до <Дата> налога на имущество физических лиц в размере ... рублей. В связи с тем, что ответчиком также не был уплачен в срок налог на имущество физических лиц за 2013 год, согласно ст. 75 НК РФ ему начислены пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа за период с <Дата> по <Дата>. В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ ответчику было направлено требование <№> от <Дата> об уплате пени по налогу на имущество физических лиц. Требования инспекции об уплате недоимки по перечисленным выше налогам и пеням в добровольном порядке ответчиком не были исполнены, что послужило основанием для обращения её в суд с рассматриваемыми требованиями.

В судебном заседании представитель инспекции ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.

Ответчик ФИО1 в ходе заседания не признал требования в части взыскания транспортного налога и соответствующих пени по объекту налогообложения - автомобиль легковой марки ... и самолетам, указав, что автомобиль им был продан на основании акта приемки-передачи транспортного средства от <Дата> другому собственнику, однако до настоящего времени не снят с регистрационного учета в ГИБДД. Считает, что для освобождения его от уплаты транспортного налога по этому объекту налогообложения - легковой автомобиль марки ... достаточен факт его продажи другому лицу. В отношении самолетов пояснил, что на основании договора поручения в рамках осуществляемой им предпринимательской деятельности он приобрел их для другого лица, поэтому был вынужден оформить право собственности на эти самолеты на себя, но затем их продал, в связи с чем считает, что он не является плательщиком транспортного налога по ним. Факт наличия задолженности по транспортному налогу по объекту налогообложения – автомобиль легковой марки ... не оспаривал. Пояснил также, что недоимку и пени по налогу на имущество физических лиц он погасил, представил в материалы дела платежные документы.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу п.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно представленным из ОГИБДД УМВД России по Архангельской области сведениям, ответчик являлся в 2013 году собственником следующих транспортных средств: ... с мощностью двигателя ... лошадиных сил в течение 2013 года, автомобиль легковой марки ... с мощностью двигателя ... лошадиных сил в течение 2013 года, двух самолетов ... с мощностью двигателя ... лошадиных сил каждый в период с <Дата> по <Дата>. В ходе заседания ответчик указал, что не оспаривает наличие недоимки и соответствующие пени, начисленных по автомобилю легковой марки ...

В отношении автомобиля ... административный ответчик указал, что им на основании акта приема-передачи от <Дата> это транспортное средство продано П., однако до настоящего момента он не снял его с регистрационного учета. Суд полагает, что следуя буквальному прочтению НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ч. 1 ст. 357 НК РФ), а объектом налогообложения данным видом налога являются транспортные средства (в том числе автомобили), зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Таким образом, возникновение указанной выше обязанности по уплате транспортного налога законодатель связывает с фактом регистрации транспортного средства на имя налогоплательщика. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 ст.357 и п. 2 ст. 358 НК РФ.

Согласно имеющейся в материалах дела информации, полученной из ОГИБДД УМВД по Архангельской области, автомобиль ... был зарегистрирован за истцом в 2013 году. Данное обстоятельство ответчик не оспаривал.

Между тем, сам по себе факт отсутствия автомобиля во владении ответчика в налогооблагаемый период и неосуществления им правомочий собственника, в том числе и в связи с его продажей, исходя из установленного законодательством Российской Федерации правового регулирования по данному вопросу, значения не имеет и от налогового обязательства не освобождает. Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Таким образом, по смыслу закона, транспортное средство остается объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным в установленном законом порядке.

В отношении исчисления транспортного налога по объекту налогообложения – самолеты ответчик указал, что он на основании договора поручения приобрел эти самолеты и зарегистрировал право собственности на них на себя, а затем их продал другому лицу, поэтому он не должен производить оплату транспортного налога на них.

Из содержания ст. 358 НК РФ следует, что воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются объектом налогообложения. Обязательность регистрации воздушных судов определена Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 года №60-ФЗ, согласно ч.ч. 1, 9 ст. 33 которого воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке: гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации; сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения - в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации; государственные воздушные суда - в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации. Государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

Таким образом, из содержания данного законоположения следует, что помимо государственной регистрации прав на воздушные суда предусмотрена также и специальная их регистрация, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 131 ГК РФ. При этом специальная регистрация воздушных судов осуществлялась первоначально в соответствии с Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса Российской Федерации от 12 октября 1995 года №ДВ-110; а затем Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса Российской Федерации от 02 июля 2007 года №85 (утратили силу 01 апреля 2014 года) и Порядком государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 18 ноября 2011 года №287. В настоящее время регистрация воздушных судов осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению государственного реестра гражданских воздушных судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 05 декабря 2013 года №457.

Основания и порядок государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними были детально установлены Федеральным законом от 14 марта 2009 года №31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними». В соответствии с положениями ст. ст. 3, 5 указанного Закона обязательной государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, правоустанавливающие документы на которые оформлены после дня вступления в силу этого Федерального закона. Права на воздушные суда, возникшие до дня вступления в силу этого Федерального закона, и сделки с ними, совершенные до этого момента, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав осуществляется по желанию их обладателей.

В соответствии с указанными правилами воздушные судна были зарегистрированы на ответчика в период с <Дата> по <Дата>, о чем были внесены записи в Единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними, что следует из пояснений, представленных Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация).

Таким образом, по мнению суда, факт регистрации на ответчика права собственности на воздушные суда является основанием для начисления ему транспортного налога по ним. То обстоятельство, что он действовал в интересах другого лица, приобретая указанные самолеты, правового значения не имеет в рамках рассматриваемого дела, поскольку положения НК РФ связывают факт уплаты транспортного налога именно с регистрацией права собственности на воздушные суда на конкретное лицо, что фактически и было сделано ответчиком в 2013 году.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ответчику правомерно начислен транспортный налог за 2013 года по заявленным инспекцией объектам налогообложения.

В связи с этим ему направлялось налоговое уведомление <№> об уплате транспортного налога за 2013 год в срок до <Дата> в размере .... Налоговое уведомление было направлено ответчику согласно данным реестра <Дата>.

Требованием <№> от <Дата> ответчику было предложено уплатить задолженность по транспортному налогу в размере ... рублей и пени в сумме .... Согласно данным реестра данное требование было направлено ответчику <Дата>, но последним не исполнено.

Данная сумма недоимки по транспортному налогу и пеням инспекцией была взыскана судебным приказом <№> от <Дата>, который был отменен по заявлению ФИО1 определением мирового судьи от <Дата>.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пени, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пени, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении инспекцией сроков для обращения в суд с рассматриваемым требованием о взыскании транспортного налога и соответствующих пени, следовательно, с ФИО1 подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу в сумме ... рублей, соответствующих пени в сумме ...

В части взыскания недоимки по налогу на имущество в размере ... рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме ... суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства (п. 3).

В силу ст. 2 Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества, в том числе: жилой дом; квартира; гараж; иное строение, помещение и сооружение.

Согласно ст. 3 Закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Уплата налога производится не позднее 01 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 9).

Ответчик являлся в 2013 году плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем ему направлялось налоговое уведомление об уплате в срок до <Дата> налога в размере ... рублей. В связи с нарушением налогоплательщиком обязанности по уплате данного налога в установленный срок на сумму недоимки налоговым органом правомерно на основании ст. 75 НК РФ начислены пени.

Заявленные ко взысканию суммы недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц согласно представленным в материалы дела платежных документов были уплачены ответчиком, следовательно, в этой части требования инспекции не подлежат удовлетворению.

В силу ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере ...

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: г.Архангельск, ..., в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску транспортный налог за 2013 год в сумме ..., пени по транспортному налогу в сумме ..., всего взыскать ...

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: г.Архангельск, ..., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ...

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Поликарпова