ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-397/20 от 15.10.2020 Солнечного районного суда (Хабаровский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 15 октября 2020 года

Солнечный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Столяровой А.А.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора <адрес>б,

при секретаре судебного заседания в,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по устранению препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов неопределенного круга лиц,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес><адрес> проведен мониторинг официальных сайтов – порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления <адрес> района <адрес> законодательство о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности. В ходе мониторинга установлено, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг <адрес> отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения «г» <адрес>, то есть, выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившиеся в не обеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронном виде, при этом указанным Законом предоставлен значительный срок для обеспечения реализации его требований.

Неисполнение административным ответчиком требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» влечет нарушение прав заявителей-получателей муниципальных услуг, в том числе субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности, на получение муниципальных услуг в электронной форме.

В связи с выявленными нарушениями законодательства прокурором района в адрес главы сельского поселения «г» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление . Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ведется работа по размещению информации на сайтах.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения закона административным ответчиком не устранены, не обеспечена возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сети Интернет и регионального портала государственных или муниципальных услуг в электронном виде отсутствует возможность для получения муниципальных услуг, предоставляемых администрацией сельского поселения «г».

В нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ до настоящего времени муниципальные услуги в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг, не оказываются.

Бездействие администрации сельского поселения «г» <адрес> муниципального района нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, препятствует реализации вышеуказанных прав.

Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на федеральном уровне разработаны национальные и федеральные проекты, задачей которых является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. Инструментом реализации национальных и федеральных проектов на территории субъектов Российской Федерации определены региональные проекты. Бездействие административного ответчика препятствует реализации регионального и национального проекта в области внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в не обеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде; обязать административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора <адрес>б административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – глава сельского «г» <адрес> муниципального района <адрес>а просил рассмотреть дело без его участия, о чем представил суду заявление.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес> законодательства о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившиеся в не обеспечении возможности получения муниципальных услуг в электронном виде.

По результатам проведенной проверки прокурором <адрес><адрес> в адрес главы сельского поселения «г» <адрес> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений путем обеспечения возможности получения муниципальных услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ.

Главой сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес> прокурору <адрес><адрес> направлена информация от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что на портале государственных и муниципальных услуг <адрес> размещены 2 муниципальные услуги, которые направлены на внутреннее согласование. После согласования муниципальных услуг и приведения их к соответствию, на основании данных услуг будут размещены остальные муниципальные услуги.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг.

Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Положениями статьи 9 указанного выше Закона предусмотрено, что перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг устанавливаются соответствующими нормативными актами, принимаемыми в пределах компетенции соответствующим уполномоченным органом власти.

Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются:

1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;

3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 1 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861, федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) обеспечивает, в том числе:

- доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах, содержащимся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр);

- предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес><адрес>, установлено, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения «г» <адрес> района <адрес>.

Пунктом 2 Требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций), утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что региональные порталы должны обеспечивать, в частности:

-доступ заявителей к сведениям о предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями) государственных и муниципальных услугах (исполняемых функциях), размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг (функций) субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг (функций);

-предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями), подведомственными этим органам, а также учреждениями (организациями), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы).

В судебном заседании установлено, что на Портале государственных и муниципальных услуг <адрес> отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес>.

В соответствии с пунктами 1,3 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ допущенные нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ административным ответчиком не устранены, не обеспечена возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг в сети Интернет и регионального портала государственных и муниципальных услуг отсутствует возможность получения муниципальных услуг в электронном виде, предоставляемых администрацией сельского поселения «г».

Таким образом, в нарушение вышеприведенных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ администрация сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес> с даты вступления в силу указанного Закона, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не обеспечила возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде в сети Интернет и регионального портала государственных и муниципальных услуг отсутствует возможность для получения муниципальных услуг в электронном виде, предоставляемых администрацией сельского поселения «г».

Установленные по делу обстоятельства признаются представителем административного ответчика – главой администрации сельского поселения «г».

Неисполнение административным ответчиком требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ влечет нарушение прав заявителей-получателей муниципальных услуг, в том числе субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности, на получение муниципальных услуг в электронной форме.

Кроме того, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на федеральном уровне разработаны национальные и федеральные проекты, в том числе национальный проект «Цифровая экономика», в рамках которого реализуется Федеральный проект «Цифровое государственное управление» (паспорт проекта утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

Задачей проекта является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

Инструментом реализации национальных и федеральных проектов на территории субъектов Российской Федерации определены региональные проекты.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 139-пр утверждена государственная программа <адрес> "Развитие информационного общества в <адрес>", в рамках которой реализуется региональный проект «цифровое государственное управление», который направлен на достижение национальных целей, определенных пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В соответствии с паспортом проекта он оказывает прямое влияние на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражающих рост национальной экономики и социальной сферы.

Реализация региональной программы призвана осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления края и их подведомственными учреждениями, а также сделать более удобным указанное взаимодействие для граждан и организаций.

В частности реализация регионального проекта предполагает обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов.

С учетом установленных фактических и правовых обстоятельств суд приходит к выводу, что настоящий административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку не соблюдение органом местного самоуправления требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нарушает права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на получение муниципальных услуг в электронном виде, препятствует реализации регионального проекта <адрес> «Цифровое государственное управление» и, как следствие, национального проекта «Цифровая экономика».

При определении сроков исполнения решения суда, суд принимая во внимание сведения, установленные по делу, исходя из принципа разумности и справедливости, считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ будет является разумным для исполнения судебного решения.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора <адрес> к администрации сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес> - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес> по не обеспечению возможности получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Обязать администрацию сельского поселения «г» <адрес> муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде (далее – порталы) информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Солнечный районный суд в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.А.Столярова&#0;