УИД 11RS0010-01-2021-000436-06
РЕШЕНИЕ
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Осташовой К.С., при секретаре судебного заседания Казариновой Н.Б.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара- Орловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 марта 2021 года административное дело 2а-397/2021 по административному исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара о признании информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной, запрете распространения информации,
установил:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми с административным иском о признании информации о реализации фальшивых банкнот в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: https://koprok.xyz/ threads/kupit-falshivye-dengi-vysshego-kachestva.87917/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и запрете распространения данной информации на всей территории Российской Федерации посредством всех операторов связи, обратив решение к немедленному исполнению. В обоснование указано, что на указанном интернет-ресурсе (сайте) размещено предложение о продаже поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации номиналом 1000 и 5000 руб., а также сведения о способах совершения указанных действий. Из сведений, размещенных на указанном сайте, речь идет о нелегальной деятельности по закупке и последующему сбыту фальшивых денежных знаков Банка Российской Федерации.
Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивает.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Республике Коми при надлежащем извещении в судебном заседании участие не принимал, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом.
С учетом мнения представителя административного истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокуратурой Эжвинского района города Сыктывкара проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к разрешенной информации в сети «Интернет», в ходе которой установлено, что в сети Интернет по адресу: https://koprok.xyz/threads/kupit-falshivye-dengi-vysshego-kachestva.87917/ содержится информация с предложением о продаже поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации номиналом 1000 и 5000 руб., а также сведения о способах совершения указанных действий. Доступ к указанной интернет - странице открыт для всех пользователей сети «Интернет», вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием информации сайта имеет возможность любой интернет – пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
На момент проверки при подготовке административного иска вышеуказанный Интернет-ресурс в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) настоящий закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу ст. 2 Федеральный закон № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 названного закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственности.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
В силу требований ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.
Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 186 УК РФ.
С учетом повышенной общественной опасности ответственность за совершение данного преступления имеет своим верхним пределом наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 года N 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» обращено внимание судов на то, что изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг приобретает повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывая устойчивость отечественной валюты и затрудняя регулирование денежного обращения.
Поддельные наличные деньги подлежат изъятию из оборота и уничтожению.
В качестве дополнительной меры борьбы с изготовлением фальшивых денег Банком России установлен особый порядок работы с сомнительными банкнотами и монетами.
Глава 15 Положения Банка России от 29.01.2018 N 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» устанавливает порядок работы с сомнительными денежными знаками Банка России, неплатежеспособными денежными знаками Банка России.
Согласно п. 15.1 главы 15 Положения Банка России от 29.01.2018 N 630-П при приеме и обработке наличных денег кассовые работники должны осуществлять контроль их платежеспособности, в том числе подлинности, в соответствии с Указанием Банка России N 1778-У и информационными сообщениями, получаемыми от Банка России.
О выявлении имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России при приеме, обработке наличных денег кассовый работник должен поставить в известность заведующего кассой, который в течение рабочего дня должен известить о факте обнаружения указанных денежных знаков территориальный орган внутренних дел (п. 15.4 Положения Банка России от 29.01.2018 N 630-П).
Из указанного следует, что изготовление поддельных денег или их сбыт представляет собой повышенную общественную опасность, поскольку нарушает государственное регулирование денежного обращения, подрывает устойчивость отечественной валюты и экономики, а сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, в том числе с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в частности, информация о продаже фальшивых купюр, размещенная по сетевому адресу: https://koprok.xyz/threads/kupit-falshivye-dengi-vysshego-kachestva.87917/, фактически является распространением запрещенной информации.
В соответствии с ч. 1, 2 и п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).
В Единый реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки заявленный прокурором интернет-ресурс не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информация о владельцах сайта отсутствует, местонахождение владельцев домена неизвестно, в связи с чем, привлечь владельцев сайта к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.
Вместе с тем обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем правовая обоснованность его требований на основании полученных доказательств сомнений у суда не вызывает.
В связи с указанным суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить, признать информацию о реализации фальшивых банкнот по сетевому адресу: https://koprok.xyz/threads/kupit-falshivye-dengi-vysshego-kachestva.87917/, запрещенной к распространению в Российской Федерации, и запретить распространение данной информации на всей территории Российской Федерации посредством всех операторов связи, направив копию вступившего в законную силу решения суда заинтересованному лицу для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Эжвинского района города Сыктывкара о признании информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» запрещенной, запрете распространения информации удовлетворить.
Признать информацию о реализации фальшивых банкнот, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу https://koprok.xyz/threads/kupit-falshivye-dengi-vysshego-kachestva.87917/, информацией, распространение которой запрещено на всей территории Российской Федерации, и запретить распространение данной информации на всей территории Российской Федерации посредством всех операторов связи.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми сайта https://koprok.xyz/threads/kupit-falshivye-dengi-vysshego-kachestva.87917/ в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья - К.Н. Осташова
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2021