ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-397/2021 от 11.03.2021 Боровичского районного суда (Новгородская область)

№2а-397/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 11 марта 2021 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре Партанской Г.С.,

с участием административного истца Кутиловой Н.В.,

представителя административного ответчика- Администрации Боровичского муниципального района Ивановой А.С.,

заинтересованного лица Крой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кутиловой Надежды Владимировны к Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным и отмене решения о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушений в отношении Нагиева А.Д.о., обязании провести контроль по исполнению Нагиевым А.Д.о. предписания об устранении нарушений,

установил:

Кутилова Н.В. обратилась в суд с вышеназванным иском в обоснование указав, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. На территории соседнего земельного участка по адресу: <адрес>, Нагиев А.Д.о. ведет личное подсобное хозяйство: разводит коз, кур, баранов и иных животных. Уход за животными осуществляется нерегулярно и несвоевременно, это приводит к распространению неприятного запаха, что лишает жителей возможности открыть окна и находиться на улице. Птицы каждый день, начиная с утра, издают крики, тем самым лишая жителей, в основном пенсионеров, покоя в собственных домах. Помимо своего участка Нагиев А.Д.о. осуществляет выгул животных по <адрес> и пер. Вельгийский. Все отходы жизнедеятельности животных остаются по пути их следования на проезжей части. Стоками дождевой воды помет размывается и распространяется на соседние земельные участки, что приводит к уничтожению урожая. Более того, неконтролируемые животные часто заходят во дворы соседних домов, где съедают урожай. Поскольку по <адрес> и пер. Вельгийский не предусмотрены тротуары, то пешеходы так же пользуются проезжей частью. Нагиев А.Д.о. своевременно не осуществляет вывоз и укрытие навоза, который им и его работником складируется на расстоянии, не соответствующем санитарным нормам. Все эти факторы доставляют большие неудобства соседям.

Административным истцом и ее соседями, в т.ч. Крой Н.А., неоднократно направлялись жалобы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые были переадресованы в Комитет ветеринарии Новгородской области, в Администрацию Боровичского муниципального района, в Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Боровичскому и Любытинскому районам МЧС России, в Боровичскую межрайонную прокуратуру.

В ответ на заявление жителей с просьбой провести муниципальный земельный контроль в отношении Нагиева А.Д.о. Администрация Боровичского муниципального района ответила письмом от 09.11.2020 года № М20-11-749 92, что по результатам проверки составлен Акт, собственнику земельного участка выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 29 января 2021 года.

В указанный срок, предписание не было исполнено, более того, количество скота у Нагиева значительно увеличилось.

В ответ на устное обращение в Администрации пояснили, что срок исполнения предписания продлен на 6 месяцев, т.е. до июня 2021 года, в связи с чем, вынесено соответствующее постановление. Указанное постановление истцу не выдавалось со ссылкой на то, что она не является стороной по делу.

С вынесенным постановлением истица не согласна, считает его необоснованным. Из-за действий административного ответчика Нагиев А.Д.о. продолжил содержание на своём земельном участке домашнего скота, что причиняет неудобства жителям соседних домов.

Просит признать незаконным и отменить решение Администрации Боровичского муниципального района о продлении срока исполнения предписания об устранении нарушений в отношении Нагиева А.Д.о., обязав Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области провести контроль по исполнению предписания от 02 ноября 2020 года, выданного Нагиеву А.Д.о.

В судебном заседании административный истец Кутилова Н.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации Боровичского муниципального района Иванова А.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что принимая во внимание, что Нагиев А.Д.о. содержит значительное поголовье домашних животных, для их продажи или забоя предоставленного срока оказалось недостаточно, поэтому заявление Нагиева А.Д.о. о продлении срока исполнения предписания было удовлетворено.

Заинтересованное лицо Нагиев А.Д.о. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что в предоставленный ему предписанием срок не успел продать или забить имеющийся у него скот. Полагает эту причиной уважительной, поэтому и обратился с заявлением о продлении срока исполнения.

Заинтересованное лицо Крой Н.А. в судебном заседании поддержала административный иск Кутиловой Н.В. в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным иском о признании незаконным решения Администрации Боровичского муниципального района, принятого 26 января 2021 г., Кутилова Н.В. обратилась 12 февраля 2021 г., т.е. с соблюдением установленного срока.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 72 Земельного кодекса РФ, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса РФ).

Этой же статьей Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).

В соответствии с законом Новгородской области от 2 декабря 2014 г. № 672-ОЗ «О мерах по реализации статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации» порядок осуществления муниципального земельного контроля устанавливается Правительством Новгородской области.

Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Новгородской области от 15 декабря 2014 года № 615, в соответствии с пунктом 1.3 которого под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Новгородской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Новгородской области предусмотрена административная и иная ответственность.

При этом пунктом 3.1 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Новгородской области предусмотрено, что муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения гражданами обязательных требований, установленных в отношении объектов земельных отношений, а также путем организации и проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия органа муниципального земельного контроля с гражданами.

Предметом выездной проверки является соблюдение гражданином в отношении объекта земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, Новгородской области, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 3.8 Порядка).

Гражданин или его уполномоченный представитель при проведении проверки имеет право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального земельного контроля, повлекшие за собой нарушение прав гражданина при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством (пункт 3.9 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.13 указанного Порядка, в случае выявления при проведении проверки нарушений гражданином обязательных требований должностные лица органа муниципального земельного контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание гражданину об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.

Таким образом, статьей 72 Земельного кодекса РФ и нормами вышеуказанного Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Новгородской области предусмотрена возможность проведения муниципального земельного контроля в отношении физических лиц с выдачей обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет привлечение к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п. 3.3. Порядка одним из оснований для проведения внеплановой проверки в отношении граждан является поступление в органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан о нарушениях их прав.

Как следует из материалов дела, Кутилова Н.В. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

18.09.2020 г. Кутилова Н.В. обратилась в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о проведении муниципального земельного контроля в отношении Нагиева А.Д.о., в связи с использованием земельного участка не по назначению.

По распоряжению Администрации Боровичского муниципального района в отношении Нагиева А.Д.о. в период со 02 по 06 ноября 2020 года проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что на территории земельного участка по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, Нагиев А.Д.о. ведет личное подсобное хозяйство.

По результатам проверки составлен акт о нарушении Нагиевым А.Д.о. требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившемся в использовании земельного участка не по целевому назначению, Нагиеву А.Д.о. выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 29 января 2021 года, с предупреждением об административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания в установленный срок.

Таким образом, предписание выдано уполномоченным органом в установленном законом порядке, при подтверждении нарушения действующего земельного законодательства.

13.01.2021 года Нагиев А.Д.о. обратился в Администрацию Боровичского муниципального района с заявлением о продлении срока исполнения предписания №14/01 от 06.11.2020 г. до 29.07.2021 г.

Решением Комитета по административно - правовой и кадровой работе Администрации Боровичского муниципального района от 26.01.2021 года №03 срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений продлен до 29.07.2021 г.

Материалами дела подтверждается и административным ответчиком не оспаривается, что решение по заявлению Нагиева А.Д.о. принято без какой-либо проверки наличия уважительных причин для продления срока исполнения предписания. При этом выданное Нагиеву А.Д.о. предписание содержит разъяснение права обращения с заявлением о продлении, и необходимостью в этом случае представить документы, справки и иные материалы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения нарушения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято без достаточных к тому оснований, а потому является незаконным.

Учитывая, что земельный контроль отнесен законом к исключительной компетенции органа исполнительной власти и понуждение к совершению определенных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Боровичского муниципального района обязанность повторного рассмотрения по существу заявления Нагиева А.Д.о. о продлении срока исполнения предписания № 14/01, с которым он обратился 13 января 2021 года.

На основании изложенного, административный иск Кутиловой Н.В. подлежит удовлетворению

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административный иск Кутиловой Надежды Владимировны

Признать незаконным решение № 03 от 26 января 2021 г. Администрации Боровичского муниципального района о продлении исполнения предписания № 14/01 от 06.11.2020 г. об устранении нарушений в отношении Нагиева А.Д.о.

Обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области повторно рассмотреть заявление Нагиева А.Д.о. о продлении срока исполнения предписания № 14/01 от 06.11.2020 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд, через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Судья: Е.М.Кудрявцева

Мотивированное решение изготовлено «24» марта 2021 года