УИД 21RS0023-01-2019-004349-03
Дело № 2а-3981/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,
при секретаре судебного заседание Васильевой Т.Г.,
с участием прокурора Афанасьевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на Интернет-странице, запрещенной к распространению,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на Интернет-странице на сайте ------, запрещенной к распространению.
В обосновании иска указано, что в результате проверки выявлено, что интернет-сайте ------ размещены сведения, пропагандирующие такое противоправное деяние как продажа удостоверений по охране труда без обучения, что запрещено действующим законодательством.
На странице сайта ------ содержатся разделы со сведениями о продаже таких документов, как удостоверение по охране труда, виды аттестации.
Указанные разделы Интернет-сайта предоставляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов на бланке Гознак, статей о стоимости изготовления поддельных документов.
На главной странице сайта ------ имеются контактные данные (почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты), по которым можно заказать поддельные документы, а также имеется ссылка на оформление заказа на изготовление поддельного документа.
Войти на сайт и ознакомиться может любой человек, в том числе несовершеннолетний, так как вход свободный, регистрация и пароль не требуется.
Ссылаясь на Конституцию РФ, а также положения ФЗ №149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации», указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации. Указанный сайт создает угрозу нарушения федерального закона. В связи с изложенным, заявляет вышеуказанные требования.
В судебном заседании прокурор административный иск поддержал в полном объеме.
От представителя Управления Роскомнадзора по ЧР поступил отзыв на иск, содержащий заявление о рассмотрении дела без его участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.
Соответствующая правовая позиция приведена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года
Согласно п. 3.7 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации (при наличии печати), проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно п. 2.1.3 вышеуказанного Порядка проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
Пунктом 4.1., 4.2 указанного Порядка на территории субъекта Российской Федерации организацию обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда координируют федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, который формирует банк данных всех обучающих организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несет обучающая организация и работодатель организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования удостоверений по охране труда без прохождения обучения, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Из представленной справки о результатах проверки Интернет ресурсов следует, что помощником прокурора проведена проверка, в ходе которой были выявлен сайт http://stroiudoctovereniye.com, где размещена информация пропагандирующая такое противоправное деяние, как продажа удостоверений по охране труда без обучения, что запрещено действующим законодательством. На странице сайта ------ содержатся разделы со сведениями о продаже таких документов, как удостоверение по охране труда, виды аттестации. Указанные разделы Интернет-сайта предоставляют собой ссылки на предоставляемые пользователям сайта услуги, среди которых изготовление вышеуказанных официальных документов на бланке Гознак, статей о стоимости изготовления поддельных документов. На главной странице сайта ------ имеются контактные данные (почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты), по которым можно заказать поддельные документы, а также имеется ссылка на оформление заказа на изготовление поддельного документа.
К материалам дела приложены скриншоты указанной интернет-страницы.
Вход на сайт по адресу: ------ в свободном доступе для неограниченного круга лиц, информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет - странице: ------, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии): 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 7б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
В окончательной форме решение принято 04.09.2019.
Судья Н.Э. Фомина